Файл: Спрос на трудовые ресурсы исторические, экономические и политические аспекты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отстал в экономической гонке, чтобы дать им шанс в следующем производственном цикле нарастить усилия и постараться вырваться вперед. То есть должна постоянно поддерживаться ситуация, которая в теории игр называется «игрой с положительной суммой»3 , возможная лишь в условиях непрерывного роста.
9.Уроки экономической и политической истории: послевоенные годы
С окончанием Великой Отечественной войны предстояло возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень жизни людей. Основные приоритеты и направления развития страны определялись, как и в предвоенные годы, народнохозяйственными пятилетними планами. Стратегическую задачу развития общества партийно-государственное руководство страны видело в построении социалистического общества.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23%). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса.

Работа по восстановлению промышленности были в основном завершены 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил довоенный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы "А".


Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось число трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. Положение дел в агросекторе экономики осложнилось тем, что в 1946 г. сильная засуха охватила Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области. Начавшийся голод вызвал массовый отток сельского населения в города.

Главными путями его подъема были определены: обеспечение села тракторами, сельско-хозяйственными машинами и удобрениями, повышение культуры земледелия. Для осуществления намеченного плана был увеличен выпуск сельскохозяйственной техники. Велись работы по электрификации села. Принимались чрезвычайные меры по укреплению колхозно-совхозного производства. На рубеже 40-х - 50-х годов было проведено укрупнение мелких колхозов. Коллективизация проводилась насильственными методами, сопровождалась репрессиями и депортациями населения.

В пятой пятилетке (1951-1955 гг.), как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжелой и особенно оборонной индустрии. Выпуск предметов народного потребления (хлопчатобумажных тканей, обуви и др.) значительно отставал от плановых заданий и нужд населения. Сельское хозяйство, как и прежде, не удовлетворяло потребностей легкой и пищевой промышленности в сырье.


10.Взаимосвязь инвестиций, промышленности и экспорта товаров и услуг
Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе. В последние годы инвестиционная ситуация в России постепенно изменяется к лучшему, однако пока рано считать, что эти улучшения носят устойчивый характер. Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.

Действующее в России инвестиционное законодательство благоприятствует скорейшей легализации сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности (застройщиками и подрядчиками) и предусматривает широкие возможности применения различных мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями. Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования предполагает создание благоприятных условий и обеспечение равных прав и возможностей участия в инвестиционной деятельности для всех субъектов экономических отношений, включая иностранных инвесторов.



В последние годы в России, хотя и наблюдалась постепенная активизация инвестиционных процессов, в то же время в абсолютном выражении суммарный объем инвестиций явно не удовлетворял реальной потребности российской экономики в средствах. По мнению аналитиков, к основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность, относятся:

- высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;

- избыточные административные барьеры для предпринимателей;

- недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;

- достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;

- отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

- недостаточный уровень развития фондового рынка.

На наш взгляд, наиболее серьезной проблемой, с точки зрения инвесторов, являлось неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следовали проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми региональными. По нашему мнению, в России возможности экономической регионализации и имеющиеся ресурсы были должным образом не задействованы во многом именно из-за недостаточного учета специфики региональных условий и факторов, что стало одной из основных причин невысокой результативности рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.
11.Трудосберегающие инновации и рост финансовых активов
Сегодня уже полной ответственностью можно констатировать, что в целом экономика развитых стран стала на инновационный путь развития. Этот процесс, глобальный по своей сути, существенным образом затронул и банковский сектор. Прежде всего это касается как области приложения (объекта) инноваций, так и факторов, способствующих их внедрению в экономику в целом. Так как новые технологии банковского обслуживания представляются инновациями, составляющими часть более мощного процесса,
охватившего всю мировую экономику, возникает необходимость обратиться к некоторым общим теоретическим вопросам, составляющим основу анализа изменений в банковском секторе за рубежом и в России. Развитие экономики всегда строилось на основе внедрения новых технологий, но в течение длительного периода этот процесс проходил крайне медленно. В условиях современной технологической революции, когда большинство развитых стран переходят к постиндустриальному обществу, экономическое развитие приобрело качественно новый характер. Определяющие его черты представляются следующими: ‒ во-первых, постановка инновационного процесса как процесса создания, распространения и использования инноваций в центр качественных, количественных и структурных изменений; ‒ во-вторых, превращение инновационного процесса в постоянно действующий фактор; ‒ в-третьих, скорость изменений беспрецедентно высокая. Известный экономист П. Друкер отмечает: «В настоящее время знание систематически и целенаправленно применяется для того, чтобы определить, какие новые знания требуются, является ли получение таких знаний целесообразным и что следует предпринять, чтобы обеспечить эффективность их использования. Иными словами, знание применяется для систематических нововведений и новаторства» [1]. Мы придерживаемся точки зрения с А. Николаева, директора Института стратегических инноваций, который считает, что широкое распространение применительно к общественному развитию получили такие понятия, как устойчивый рост и глобализация [2]. Признавая их значимость для оценки современных тенденций, нельзя вместе с тем не видеть, что они не могут служить универсальными характеристиками нового этапа социальных, экономических, политических и иных процессов. Более точно, на наш взгляд, сущность этого этапа отражает категория «инновационное развитие». Следует особо подчеркнуть значение сближения процессов добывания знаний, технического прогресса и внедрения новшеств. В российской официальной терминологии инновации представляют собой внедренные в производство или в сферу услуг новшества в форме объектов, технологий, продуктов, являющихся результатом научных исследований, изобретений и открытий, и которые качественно отличаются от своих аналогов (или не имеют аналогов). (В России официальная терминология, связанная с инновациями, зафиксирована в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы. Постановление Правительства РФ № 832 от 24.07.1998 г.) [3]. В экономической литературе инновации понимаются и в более широком смысле. В этом случае инновации – синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной, управленческой и других сфер на базе разнообразных нововведений.


Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что категория «инновации» применима ко всем нововведениям во всех сферах функционирования банка, обладающим определенным положительным экономическим или стратегическим эффектом, например, приростом клиентской базы банка, увеличением доли рынка, сокращением издержек на проведение какого-либо вида операций и т. п., или создающим условия для вышеперечисленного.