Файл: Лекция 1 Содержание, объект, предмет и задачи экономического анализа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для повышения фондорентабельности необходимо:

  • увеличение фондоотдачи основных производственных фондов;

  • увеличение рентабельности продукции.

Для повышения фондоотдачи основных производственных фондов необходимо:

  • увеличение доли активной части основных производственных фондов;

  • увеличение доли действующего оборудования в активной части основных производственных фондов;

  • увеличение фондоотдачи действующего оборудования.

На фондоотдачу действующего оборудования оказывают влияние: изменение структуры машин и оборудования; изменение времени работы машин и оборудования; изменение выработки оборудования.

На изменение времени работы машин и оборудования влияют: целодневные простои, коэффициент сменности, внутрисменные простои.

На изменение выработки оборудования влияют: освоение нового оборудования, модернизация оборудования, степень износа оборудования, технология производства, квалификация работников и мотивация их труда.
4. Показатели рыночной активности

Инвестиционная привлекательность подразумевает наличие экономического эффекта от вложений свободных денежных средств в ценные бумаги данного акционерного общества при минимальном уровне риска. Она оценивается с помощью показателей рыночной активности. Основные показатели рыночной активности приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели рыночной активности


Наименование показателя

Интерпретация показателя

Коэффициент отдачи акционерного капитала

Характеризует уровень прибыли, приходящейся на акционерный капитал. Показатель индивидуален для каждого акционерного общества, исследуется в динамике за ряд лет.

Балансовая стоимость одной обыкновенной акции

Отражает величину акционерного капитала, приходящегося на одну обыкновенную акцию.

Коэффициент дивидендных выплат

Характеризует долю выплаченных дивидендов по обыкновенным акциям в объеме чистой прибыли. Анализируется в динамике за ряд лет.

Коэффициент обеспеченности акционерного капитала чистыми активами общества

Характеризует долю акционерного капитала в чистых активах общества на определенную дату. Чем выше значение коэффицента, тем больше обеспеченность общества чистыми активами.

Коэффициент покрытия дивидендов по привилегированным акциям

Позволяет оценить, в какой мере чистая прибыль обеспечивает выплату дивидендов по привилегированным акциям.

Дивидендная норма доходности

Характеризует дивидендную норму доходности одной обыкновенной акции.

Текущая норма доходности

Характеризует текущую норму доходности одной обыкновенной акции.

Коэффициент чистой прибыли на одну обыкновенную акцию

Отражает сумму чистой прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию.

Коэффициент дивидендных выплат на одну обыкновенную акцию

Показывает сумму дивидендов к выплате, приходящуюся на одну обыкновенную акцию.



На основе исследования указанных в таблице показателей, характеризующих рыночную активность акционерного общества, делается вывод об его инвестиционной привлекательности. Надежным и перспективным объектом инвестирования считается акционерное общество с устойчивым финансовым положением, растущим объемом продаж и прибыли, с высокой нормой чистой прибыли на капитал, с низким коэффициентом финансового рынка.
Лекция №4 Вопросы для самоконтроля

  1. Значение финансовых коэффициентов.

  2. Метод финансовых коэффициентов.

  3. Что такое рентабельность ?

  4. Назовите на какие группы подразделяются показатели рентабельности.

  5. Что такое рентабельность производственной деятельности ?

  6. Как рассчитывается рентабельность продаж ?

  7. Как рассчитывается рентабельность капитала ?

  8. Назовите резервы увеличения прибыльности предприятия ?

  9. Назовите показатели эффективности использования основных производственных фондов.

  10. Как рассчитывается фондорентабельность ?

  11. По какой формуле рассчитывается фондоотдача ?

  12. Как рассчитывается фондоемкость ?

  13. Какие факторы влияют на фондорентабельность ?

  14. Что понимается под инвестиционной привлекательностью акционерного общества ?

  15. Назовите показатели рыночной активности акционерного общества.

  16. Какое предприятие следует считать надежным и перспективным объектом инвестирования ?


Лекция №5 «Основы управленческого анализа»

{Вопросы лекции} Цели и задачи управленческого анализа. Роль и значение управленческого анализа. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа. Источники информации управленческого анализа.
1 Цели и задачи управленческого анализа

Управленческий анализ является важнейшей составляющей управленческого учета. Деление бухгалтерского учета на финансовый (формирующий информацию для внешних пользователей) и управленческий (данные которого главным образом предназначены для менеджеров организации) дает основание применять аналогичный подход к классификации экономического анализа. Управленческий анализ, как внутренний экономический анализ, нацелен на оценку как прошлых, так и будущих результатов хозяйствования структурных подразделений организации. Управленческий анализ интегрирует три вида внутреннего анализа – ретроспективный, оперативный и перспективный, каждому из которых свойственно решение собственных задач. Внутренний перспективный анализ подразделяется на краткосрочный и стратегический.



Задачей внутреннего ретроспективного анализа является определение эффективности производственно-хозяйственной деятельности путем сопоставления затрат и результатов по различным объектам учета и в различных временных интервалах.

Задачи оперативного анализа:

- оперативная оценка краткосрочных изменений в состоянии объекта с тем, чтобы показать, насколько фактическое положение дел отличается от желаемого;

- выявление возможностей доведения фактического состояния объекта до желаемого.

Задача внутреннего перспективного анализа – подготовка информации, полезной для принятия решений, направленных в будущее.

Управленческий анализ представляет собой не только вид экономического анализа, но и один из элементов управленческого учета.

Объектом управленческого анализа выступают прошлые и будущие результаты функционирования сегментов предпринимательской деятельности.

Управленческий анализ можно рассматривать как промежуточный этап управления организацией. С помощью управленческого анализа можно оценивать степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, строить краткосрочные прогнозы поведения затрат при различных объемах производства.

Прогнозный экономический анализ строится на зависимости поведения затрат от изменения деловой активности организации. Управленческий анализ призван аккумулировать не только количественную, но и качественную информацию. При возникновении потребности во внеучетной информации (данных о цене на продукцию конкурирующих организаций, ожидаемом спросе на продукцию по альтернативным ценам)используются результаты маркетинговых исследований, социологических опросов.

2. Роль и значение управленческого анализа

Управленческий анализ как раздел экономического анализа и составная часть управленческого учета, имеет основную цель - изучение прошлой, текущей и будущей деятельности сегментов бизнеса, основанную на прогнозировании их доходов, расходов и финансовых результатов при выборе сегментами той или иной хозяйственной тактики. Управленческий анализ как самостоятельный элемент управленческого учета оптимизирует соотношение «расходы-доходы» на этапе предварительного управления деятельностью сегментов бизнеса. Процесс управления предпринимательской деятельностью предполагает выработку не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических решений. Разновидностью стратегического (перспективного) анализа является инвестиционный анализ. Инвестиции служат неотъемлемым условием поступательного экономического развития как отдельных предприятий, так и общества в целом. В современных экономических условиях принятие решений в области инвестиций и финансов, не может происходить в отсутствии предварительно проведенного управленческого анализа. Этому способствует быстро изменяющаяся рыночная конъюнктура, ожесточенная конкуренция, сопровождающаяся активной борьбой за покупателя.

Результаты стратегического анализа оказывают серьезное воздействие на будущее положение организации, а потому нуждаются в глубоком предварительном исследовании перспектив деятельности организации в соответствующей экономической среде.
3. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа

Финансовый анализ – составная часть общего экономического анализа. Он состоит из тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа. Классификация анализа на финансовый и управленческий вызвана существующим на практике разделением на финансовый и управленческий учет.

Финансовый анализ состоит из внешнего финансового анализа по данным публичной финансовой отчетности и внутреннего финансового анализа по данным бухгалтерского учета и отчетности.

Управленческий анализ состоит из внутреннего финансового анализа по данным бухгалтерского учета и отчетности и внутрихозяйственного производственного анализа по данным управленческого учета.


Финансовый анализ, который базируется на данных публичной финансовой отчетности, приобретает черты внешнего анализа, так как ее изучение проводят сторонние партнеры предприятия, заинтересованные в его информации. При ознакомлении с публичной отчетностью используется ограниченный объем информации о деятельности субъекта хозяйствования, что не позволяет достоверно оценить все стороны его деятельности.

Характерные особенности внешнего финансового анализа:

- многообразие субъектов анализа – пользователей информации о деятельности предприятия;

- различие целей и интересов субъектов анализа;

- использование типовых методик, стандартов учета и отчетности;

- ориентация анализа только на публичную внешнюю отчетность предприятия;

- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о работе предприятия.

Партнеры предприятия осуществляют внешний финансовый анализ по следующим направлениям:

- анализ финансовой устойчивости, ликвидности баланса и платежеспособности;

- анализ эффективности использования активов, собственного и заемного капитала;

- изучение абсолютных показателей прибыли;

- анализ относительных показателей доходности;

- общая оценка финансового состояния предприятия.

При проведении внутреннего финансового анализа в качестве источника информации кроме публичной финансовой отчетности используются данные синтетического бухгалтерского учета (журналы-ордера, главная книга), нормативная и плановая информация, которая имеется на предприятии. Основное содержание анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими принципиальное значение для руководства предприятия, такими как изучение состояния запасов, анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Специфическими чертами управленческого анализа являются:

- ориентация результатов анализа на интересы руководства предприятия;

- использование максимального объема информации для анализа;

- комплексность анализа, то есть изучение всех аспектов деятельности предприятия;

- взаимодействие системы планирования, учета и анализа в целях принятия решений;

- максимальная закрытость результатов анализа для сохранения коммерческой тайны.