Файл: 2. Современным обществом медицина все больше стала восприниматься как сфера оказания услуг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


          Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова, но это можно сделать, используя невербальные средства и методы. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.

          К невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, позы, интонация и тембр голосавизуальный контакт и межличностное пространство.

          Мимика – это выразительная стереотипная реакция мускулатуры лица человека. Она является главным элементом отображения эмоций и чувств. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушария мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции. Эмоции выражаются в мимике таким образом:

− гнев – широко открытые глаза, опущенные уголки губ, прищуренный взгляд, сжатые зубы;

− удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;

− страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведёнными вниз уголками;

− счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведённые назад уголки губ;

− печаль – угасший взгляд, опущенные уголки губ, сведённые брови.

− приятные общие темы поддерживают зрительный контакт, а негативные запутанные вопросы заставляют отводить взгляд в сторону, демонстрируя несогласие и неприязнь. Особенности визуального контакта позволяют делать выводы о степени заинтересованности в диалоге и отношении к собеседнику:

− восхищение – долгий зрительный контакт, спокойный взгляд;

− возмущение – пристальный, навязчивый, несколько тревожный взгляд, длительный зрительный контакт без пауз;

− расположение – внимательный взгляд, зрительный контакт с паузами каждые 10 секунд;

− неприязнь – избегание зрительного контакта, «закатывание» глаз.

− ожидание – резкий взгляд в глаза, приподнятые брови.

 

          Жесты наряду с мимикой являются важнейшими элементами человеческой коммуникации. Чувства и установки людей определяются по манере сидеть, стоять, по набору жестов и отдельным движениям. Людям легче и приятнее общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой, оживленным расслабленным выражением лица.


Алан Пиз придерживается мнения об универсальности жестовой коммуникации наряду с мимической. Кивание головой у большей части населения Земли является признаком согласия или одобрение. Вместе с этим приобрело и прочно закрепило за собой значение несогласия движение головой из стороны в сторону.

− сосредоточенность – закрытые глаза, пощипывание переносицы, потирание подбородка;

− критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;

− позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперёд, рука немного касается щеки;

− недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;

− скука – голова подпёрта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;

− превосходство – положение сидя, ноги одна на другой, руки за головой, веки немного прикрыты;

− неодобрение – неспокойные движение, стряхивание «ворсинок», расправление одежды, одёргивание брюк либо юбки;

− неуверенность – почёсывание либо потирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;

− открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен.

          Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего эмоционального состояния человека. Решающим фактором и условием для производства и понимания жеста справедливо считают контекст.

       

Поза. Важное значение в оценке состояния собеседника, партнёра по взаимодействию имеет поза – то, как он стоит, сидит. Позы делятся на естественные и неестественные. Естественная поза – свободная, непринужденная – характеризует психологический комфорт, отсутствие напряжения и располагает к общению. Поза неестественная – необычная, странная, нелепая – к общению не располагает, она свидетельствует о напряжении, психологическом дискомфорте. Позы бывают симметричные и асимметричные. Симметричная поза нивелирует индивидуальные различия, так же, как униформа, делая людей несколько похожими друг на друга. Симметричная поза – элемент формального общения, предполагает официальное, регламентированное взаимодействие. Её предпочитают люди замкнутые, скрытные, сдержанные, отличающиеся осторожностью во взаимоотношениях, недоверчивостью, подозрительностью, не предполагающей близости и сотрудничества, и поэтому доверия не вызывают. Поза асимметричная, напротив, свидетельствует об индивидуальных особенностях, открытости для общения, готовности к сотрудничеству. Позы бывают также 

закрытыми и открытыми. Закрытая поза указывает на нежелание общаться, избегание взаимоотношений с окружающими.

          К отличительным особенностям закрытой позы относятся такие ее характеристики, как скрещенные на груди руки («поза Наполеона»), скрещенные ноги (нога на ногу); кисти рук в карманах, спрятанные за спину; корпус тела и голова, развёрнутые в сторону от партнёра; взгляд, направленный в пол, в окно, в историю болезни – куда угодно, только не в глаза собеседнику. Закрытая поза не располагает к общению.

          Открытая поза свидетельствует о готовности к контактам, к межличностному взаимодействию. Открытая поза характеризуется противоположными отличительными признаками: корпус тела и голова повёрнуты в сторону собеседника, прямой взгляд в лицо и др.

 

          Врачу в ситуации его профессионального общения с пациентами лучше всего использовать естественные, асимметричные, открытые позы, располагающие к общению, не вызывающие напряжения или недоверия, создающие лучшие условия для взаимодействия.Особенно важным это бывает в самом начале общения, при установлении психологического контакта с пациентом.

         

Межличностное пространство. Расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимании ситуации общения. Часто люди выражают своё отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе. Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:

− интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями.

− межличностное расстояние (от 0,5 м ‒ до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.

− социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.

− публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.


 

Немаловажную роль в коммуникационном процессе играет такое понятие как конгруэнтность (соответствие) языка телодвижений произносимой речи, т.е. невербального и вербального компонентов коммуникации. Невербальные сигналы, заключающие в себе в пять раз больше информации в сравнении с вербальными в случае неконгруэнтности являются наиболее достоверным источником информации об истинном положении вещей.

Таким образом, язык мимики и жестов является очень важным явлением в человеческой коммуникации. Он отражает чувства, эмоциональное и физическое состояние человека, позволяя собеседнику верно на них реагировать. Мимика, позы и жесты являются не только значимыми коммуникативным сигналом человека, но могут иметь решающее значение в социальном взаимодействии.

 

Психологи выделяют три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное общение называют также авторитарным или директивным. Оно характеризуется тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, стремится контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается. В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр.

Манипулятивное общение сходно с императивным. Его цель – оказать воздействие на партнера по общению. Однако, здесь достижение собственных намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

Диалогическое общение противоположно авторитарному и манипулятивному типам общения, так как основано на равноправии партнеров. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения следующих правил взаимоотношений:

1. Психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»).

2. Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип «доверительности»).

3. Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения («принцип паритетности»).

4. Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»).

5. Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип «персонифицирования общения»).


По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения:

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция общения проявляется в процессе развития человека и становления его как личности. В ходе развития внешние формы общения ребенка и взрослого постепенно переходят во внутренние формы. Благодаря этому, взрослея, человек может мысленно представить себе предстоящий разговор и выстроить его так, как ему нужно.

3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми человек может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в признании своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения, к которым можно отнести знакомства, приветствия, именования,     в целом, различные проявления внимания. Указанные действия направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности», а значит, и хорошего самочувствия.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей (оцениванием другими людьми) и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных. Даже один и тот же человек может вызывать в разных ситуациях различное отношение к себе.

5. Внутриличностная функция общения. Является одной из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой человек принимает определенные решения, совершает значимые поступки.