Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 602

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

особенно на этапе запуска, часто опираются на нерыночные источники финансирования, очевидно, что такая зависимость повышает риск неустойчивости организации и может вызвать угрозу смещения мотивации – от создания ценности для получателя социального блага к созданию ценности для финансирующей стороны.

Ряд исследователей [Thompson & Doherty, 2006; Mair, Battilana, Cardenas, 2012] полагают, что фирмы в социальном предпринимательстве должны быть задействованы в производстве или продаже товаров/услуг, т.к. именно экономическая деятельность отличает социальное предпринимательство от таких форм социально направленной деятельности, как филантропия, благотворительность.

Многие исследователи, изучающие социальное предпринимательство, подчеркивают, что размытость границ социального предпринимательства, отсутствие четкого, принятого всеми определения, связано со сложной, смешанной природой социального предпринимательства [Dees and Anderson, 2006; Nicholls, 2010], что выражается в стирании межсекторных границ, превалировании социальных целей над экономическими, присутствии

«смешанных ценностей» и т.д. Чтобы преодолеть такую концептуальную размытость, исследователи пытаются классифицировать, разработать типологию социального предпринимательства, и, таким образом, очертить границы данного явления [Dees and Anderson, 2006; Alter, 2007; Zahra et al., 2009]. Однако необходимо отметить, что, во-первых, будучи молодым явлением, находящимся, как отметил A. Николс [Nicholls, 2010] на «допарадигмальном» этапе развития, социальное предпринимательство испытывает постоянное институциональное влияние,
что выражается в изменении спектра признанных легитимных форм социального предпринимательства, во-вторых, как упоминалось ранее, социальное предпринимательство является явлением, ограниченным и тесно связанным с контекстом.

Социальное предпринимательство может возникать, как при создании новой организации, так и вследствие развития нового направления в уже существующей организации в рамках стратегического или операционного выбора. Ниже схематично представлено описание источников и мотивов возникновения социального предпринимательства (рис. 1.1), которые, с одной стороны, основаны на континууме организационных целей – от социальных до экономических, а, с другой стороны, зависят от уровня возникновения мотивации к занятию социальным предпринимательством организационный или индивидуальный уровень.

Социальнаяценность


ДеятельностьНКО

-использование бизнес- инструментов и предпринимательского подхода для расширения источников финансирования




Генерирующая доход деятельность НКО





Разделяемаяценность




ЭкономическаяЦенность

Организационныйуровень Индивидуальныйуровень
Рис.1.1. Источники возникновения социального предпринимательства

Источник:составленоавтором



В представленной схеме автор показал, что социальное предпринимательство может возникнуть, во-первых, вследствие использования некоммерческими организациями предпринимательского подхода и бизнес- инструментов в своей деятельности с целью получения дополнительных источников финансирования для реализации социальной цели [Остин, Стивенсон,


Вей-Скиллерн, 2010; Boschee, 1998]. Во-вторых, за счет развития коммерческими организациями межсекторного взаимодействия в рамках, например, реализации программ корпоративной социальной ответственности, которые создают не только социальный эффект, но и экономический [Sagawa & Segal, 2000; Waddock, 1988]. И, в–третьих, социальное предпринимательство может возникнуть вследствие осознанного выбора предпринимателя к занятию экономической деятельностью, основной целью которой будет выступать не получение прибыли, а создание ценности через решение социальной проблемы.

Индивидуальный уровень появления социального предпринимательства находится в центре внимания «школы социальных инноваций». Нельзя недооценивать роль индивидуальных социальных предпринимателей в решении социально значимых вопросов общества. Зачастую вследствие расширения и распространения социальных инициатив может происходить не только увеличение масштаба и охвата решаемых проблем, но и инициирование изменений на институциональном уровне. Ярким примером может служить

«Грамин банк», который через собственный организационный рост смог стимулировать появление других микрофинансовых инициатив в разных странах мира.

Социальное предпринимательство на организационном уровне, с одной стороны, является эффективным продолжением деятельности компаний в сфере КСО, так, по мнению Дж.Остина и Э.Рефикко, корпоративное социальное предпринимательство – это не другая форма КСО, а скорее процесс укрепления и продвижения развития КСО [Austin, Reficco, 2009], с другой стороны, частным случаем внутрифирменного предпринимательства. По мнению Дж.Остина и Э.Рефикко, корпоративное социальное предпринимательство
возникает в ценностно-ориентированных компаниях, которые позиционируют себя как надежных, высоконравственных агентов, способных создать доверие, основанное на устойчивом этичном поведении и инновационных способах решения социальных проблем [Austin, Reficco, 2009]. Социальное корпоративное

предпринимательство четко отражает уже широко изучаемую концепцию внутрифирменного предпринимательства (интрапренерства), но с социальной направленностью. В последние годы внутрифирменное социальное предпринимательство привлекает внимание исследователей с точки зрения вклада индивида в развитие и создание устойчивой социальной и экономической ценности для организации и общества. По мнению Дж. Остина и Э. Рефикко [Austin, Reficco, 2009] внутрифирменное социальное предпринимательство – это основная движущая сила внутри организации, стимулирующая внутренние организационные преобразования и инновации, которые продвигают компанию к более совершенной форме КСО. Примерами успешного корпоративного социального предпринимательства являются компании «Adidas», «Timberland»,

«Starbucks», «Unilever», «Nike», «Danon» и др. Часто реализация социальных проектов требует партнерства с государством, НКО, либо межфирменного сотрудничества. Создание альянса с организациями, обладающими иными ресурсами, дает синергетический эффект. Использование компанией ресурсов и компетенций, отличных от тех, которыми она владеет, приводит к мощному совместному созданию экономической и социальной ценности [Austin, Reficco, 2009]. Компании «Danon» и «Adidas» запустили в Бангладеш в союзе с «Грамин банк» производство недорогих, но качественных фирменных товаров, доступных
бедным слоям населения. В такого рода инициативах прослеживается явная трансформация корпоративной социальной ответственности в социальное предпринимательство, когда компания создает проект, направление данном случае товарную линию), которое не приносит «сверхприбыль», но имеет огромный социальный эффект. Необходимо отметить, что примеры корпоративного социального предпринимательства встречаются в инновациях продуктов, услуг, в создании новых бизнес-процессов и в обслуживании новых рынков. В России примеров социального предпринимательства, возникшего на организационном уровне, пока не так много, чтобы говорить об уже сложившейся тенденции, хотя ряд успешных инициатив уже стартовал и активно развивается.

Так, компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) запустила в некоторых странах СНГ, в том числе и в России, проект в области телемедицины, основной целью которого является расширение доступа населения, особенно в отдаленных от больших городов районах, к медицинским услугам (например, передача показаний ЭКГ с электрокардиографа по каналам мобильной связи). Результаты электрокардиограммы, полученные во время выезда к пациенту, оперативно передаются старшему врачу станции скорой медицинской помощи для интерпретации и консультативной помощи. Помимо этого, МТС реализует проект

«Кнопка жизни» для удаленного наблюдения за представителями старшего поколения, нуждающимися в постоянной опеке, который обеспечивает оперативное реагирование в случае экстренных вызовов. Так, за счет расширения