Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 614

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

компетенций компании и распознания новых возможностей, создается социальная и экономическая ценность одновременно, что соответствует трактовке корпоративного социального предпринимательства, предложенной Дж.Остином и Е.Рефикко [Austin, Reficco, 2009].

Социальное предпринимательство становится эффективным направлением развития программ КСО крупного бизнеса. Переориентация части программ благотворительности на поддержку социального предпринимательства дает возможность рассчитывать на более долгосрочный социальный эффект от вложенных средств. Заметной тенденцией во многих странах, в том числе и в России, является трансформация программ корпоративной благотворительности в социальные инвестиции, направленные на устойчивое развитие регионов присутствия компаний. Например, в г. Череповец и г. Вологда работает школа социального предпринимательства. Это совместный проект Благотворительного фонда «Дорога к дому», компании ОАО «Северсталь» и Череповецкого государственного университета. «Школа социального предпринимательства» рассчитана на жителей Вологодской области, заинтересованных в создании собственного социального бизнеса. Успешно прошедший отбор претендент, проходит обучение (около 20 академических часов), направленное на развитие

компетенций проектной деятельности в области социального предпринимательства. Организаторы «Школы социального предпринимательства» осуществляют также подбор потенциальных фондов, инвесторов под готовые проекты. Через поддержку проектов в области социального предпринимательства крупный бизнес способен мультиплицировать социальный эффект на долгосрочной основе и повысить устойчивость
на территориях присутствия.

Появление социального предпринимательства в рамках некоммерческих организаций связано со стремлением этих организаций достичь финансовой устойчивости и снизить зависимость от внешних источников финансирования за счет развития собственных коммерческих проектов. Например, Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства (ИРАВ)» (международный ресурсный центр знаний в области раннего детства, поддержки семей с детьми раннего возраста и по вопросам преодоления функциональных ограничений ребенка) стало развивать направление платных услуг в связи с необходимостью поиска финансовой устойчивости и снижения внешней ресурсной зависимости. В качестве платных услуг ИРАВ оказывает образовательные услуги организациям и профессионалам в сфере раннего детства, в том числе: государственным учреждениям, НКО, коммерческим организациям и специалистам, работающим в сфере раннего детства. Эти платные услуги являются профильными для данной организации [Предпринимательская деятельность НКО, 2014]. По мнению К.Соммеррок [Sommerrock, 2010] такие проекты часто не связаны с основной миссией некоммерческой организации и опосредованно поддерживают социальную миссию через направление дохода на нужды НКО, однако иногда коммерческие проекты НКО напрямую поддерживают ее социальную

миссию. Например, некоммерческая организация «Youth Center» в Латинской Америке имеет в управлении магазин «Ben&Jerry» на правах франчайзинга, в котором работают

молодые люди «группы риска». Магазин не только является коммерческим проектом, который поддерживает финансовую устойчивость некоммерческой организации, но и напрямую участвует в реализации ее социальной миссии.
Итак, социальное предпринимательство представляет собой сложное и многогранное явление, существующее на стыке разных концепций, рынков и организационных форм, что усложняет его изучение и выявление концептуальных рамок. Многообразие трактовок социального предпринимательства приводит к тому, что некоторые виды деятельности, не соответствующие сути концепции «социальное предпринимательство», относят к этому явлению. Очевидно, что не всякая социально ориентированная деятельность должна рассматриваться как социальное предпринимательство.

В таблице 1.5 автором выделены основные признаки социального предпринимательства, которые в совокупности характеризуют это явление и помогают отделить его от других видов социально-экономической деятельности:

  • Во-первых, необходимо еще раз подчеркнуть, что социальное предпринимательство это экономический вид деятельности хозяйствующего субъекта, что отличает социальное предпринимательство от таких социально направленных видов деятельности, как филантропия, благотворительность, социальный активизм. Данный критерий означает, что социальное предпринимательство как экономическая деятельность есть процесс сочетания действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг [Общероссийский классификатор…, 2002]. Также, социальное предпринимательство это деятельность, которая имеет устойчивую бизнес-модель, нацеленную на создание социального эффекта в долгосрочной перспективе, в отличие от некоммерческих организаций, которые, как правило, осуществляют проектную деятельность.

  • Во-вторых, социальный предприниматель может осуществлять деятельность и в коммерческой, и в некоммерческой организационно- правовой форме.

  • В-третьих, в отличие от основной цели коммерческого предпринимательства, которая состоит в получении прибыли, основная цель социального предпринимательства состоит в создании социального блага через реализацию миссии, которая привязана к решению конкретной социальной проблемы. Как правило, решение социальной проблемы происходит в интересах сообщества, которое может быть ограничено по определенным признакам (например, территориальным, в соответствии с особенностями здоровья и т.п), и в силу специфических характеристик является исключенной из социально-экономической жизни, не имеет возможности приобретать определенные товары и услуги.

  • В-четвертых, с точки зрения автора, социальное предпринимательство может достигать финансовую устойчивость за счет сочетания рыночных и нерыночных источников дохода, что позволяет социальным предпринимателям осуществлять прорыв в те области, которые обычно не привлекательны для традиционного предпринимательства. Деятельность, основанная только на заемном невозвратном финансировании, не обладает устойчивостью в долгосрочной перспективе, а также фактически лишена компонента риска, присущего предпринимательской деятельности.

  • В-пятых, социальное предпринимательство это инновационный вид деятельности, который направлен на восполнение провалов рынка и государства за счет поиска возможностей (обнаружение социальных проблем), комбинации ресурсов для создания социальной ценности.

  • В-шестых, фирмы в социальном предпринимательстве предоставляют товары, услуги, которые имеют высокие положительные эффекты, как правило, рассчитанные на потребности не «средних потребителей», не предоставляемые из-за провалов рынка и государства.


Таб. 1.5 Признаки социального предпринимательства


Критерий

Признаки социального предпринимательства

Вид деятельности

Деятельность хозяйствующего субъекта7, основанная на долгосрочном планировании

Организационно- правовая форма

Вне зависимости от организационно-правовой формы

Цель организации

Миссия, цели привязаны к решению конкретной социальной проблемы (разрыв между желаемым состоянием и имеющимся, вызванный провалами рынка, государства)

Финансовая устойчивость

Финансовая устойчивость может достигаться за счет смешанного подхода

использование рыночных и нерыночных инструментов и источников получения дохода

Характер деятельности

Предпринимательский подход поиск возможностей (обнаружение провалов ранка, государства), взятие рисков, поиск инновационных способов комбинации ресурсов для создания социальной ценности

Характеристика

предоставляемого товара/услуги

Товары, услуги, которые имеют высокие положительные эффекты, не предоставляемые из-за провалов рынка и государства

Источник:составленоавтором
На основе проведенного автором анализа социального предпринимательства, выделения признаков социального предпринимательства и обоснования источников возникновения социального предпринимательства предлагается следующее определение
социального предпринимательства: социальноепредпринимательствоэкономическаядеятельностьхозяйствующегосубъекта,внезависимостиоторганизационно-правовойформы,использующегопредпринимательскийподход,миссиякоторогопривязанакрешениюконкретнойсоциальнойпроблемы,нерешаемойвследствиепроваловрынкаигосударства.

Необходимо подчеркнуть, что миссия таких организаций связана с решением конкретной социальной проблемы определенного сообщества, что предопределяет и отношение социально-предпринимательских фирм в отношении





7 Хозяйствующий субъект – это юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство от своего имени, экономические, хозяйственные операции [Райзберг, Лозовский, Стародубцева, 1998]

получения прибыли, которая становится не первичной целью, а необходимым и желаемым условиям реализации миссии. Ориентация деятельности социального предпринимательства на создание социальной ценности через решение конкретной социальной проблемы, а не получение коммерческого эффекта фактически исключает деятельность коммерческих организаций, работающих в социальной сфере и нацеленных в первую очередь на получение прибыли (ориентированные на получение прибыли частные клиники, школы и т.д.). Инновационность социального предпринимательства связана