Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 605

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

бизнеса, до некоммерческих фармацевтических компаний, имеющих цель – улучшение здоровья населения» [Fostering Social Entrepreneurship, 2006]. В зависимости от целей и задач организации законодательство США дает возможность выбрать необходимую правовую форму.

В отличие от США, где исторически сформирована активная позиция

фондов и общественных организаций в решении социальных проблем общества, канадское правительство, начиная со времен Второй мировой войны, проводит политику «социального государства» (welfare state). Руководствуясь принципом всеобщей справедливости, правительство Канады пытается сглаживать социальные и экономические противоречия ради достижения «всеобщего благосостояния», минимизируя социальные различия и дискриминацию. На протяжении последних 30 лет в стране активно развиваются инициативы социально-экономического развития страны (community economic development – CED).8 Согласно статистике Канадского объединения гуманитарных и социальных наук [Canadian Federation for the Humanities and Social Sciences, 2006] в стране действуют более 3000 организаций социально-экономического развития (как коммерческих, так и некоммерческих), в которых задействованы более 3500 сотрудников и 1900 волонтеров. Как в США, так и в Канаде развиты разные формы межсекторного взаимодействия, которые способствуют эффективности социальной политики. Важную роль в привлечении общественного внимания к явлению социального предпринимательства в Канаде играют исследовательские центры по социальным инновациям, социальному предпринимательству, функционирующие в университетах (например, John Molson School of Business, Concordia University, Montreal; Rotman School of Business, University of Toronto;
Universitéde Québec àMontréal, Faculty of Management; McGill School of Management), ассоциации (например, Canadian Community Economic Development Network; Chantier de l’économie Sociale).






8 Сеть социально-экономического развития (CED Network) – объединение отдельных граждан и организаций с целью создания на местах благоприятных экономических возможностей и социальных условий, особенно для уязвленных слоев населения.
      1. 1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   35

Развивающиеся страны



Азия


Рассматривая социальное предпринимательство в Азии, необходимо

учитывать, что это регион, в котором проживает 60% всего населения планеты, при этом социально-экономическое положение многих азиатских стран нестабильно. Именно экологический, социальный и экономический дисбаланс в этом регионе стал катализатором появления инновационных подходов в решении существующих проблем. Возникновение и развитие социального предпринимательства в странах Азии шло неравномерно. Началом массового развития социального предпринимательства в Азии можно считать 1990-е гг., когда в азиатских странах стали появляться социально-предпринимательские фирмы.

Появление первых социально-предпринимательских фирм в Азии происходило при отсутствии источников привлечения капитала. Единственными средствами для запуска бизнеса были либо личные средства предпринимателя, либо гранты. Грантодателями, как правило, выступали фонды и религиозные организации. Роль фондов в становлении и развитии социального предпринимательства в мире неоспорима. С достижением экономической и социальной стабильности в Европе европейские фонды стали выделять средства на поддержку стран «третьего мира».

Основной религией таких стран, как Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Малайзия является мусульманство. Согласно мусульманским традициям все верующие, обладающие имуществом сверх их основных нужд и нужд их семей, должны раз в год выплачивать
милостыню, так называемый «закат» (zakat). Благодаря собранным средствам было открыто множество социально- предпринимательских фирм в странах Азии.

Помимо основных источников финансирования социального предпринимательства, рассмотренных выше, в странах Азии начала развиваться деятельность НКО, направленная на получение дохода. Например, НКО, основная

деятельность которой направлена на защиту прав детей в Индии, стала продавать открытки и канцелярские принадлежности с целью получения дохода для поддержки основной деятельности организации. Постепенно многие НКО стали более финансово устойчивы за счет формирования собственных источников дохода. Тенденцией последних лет стало изменение юридического статуса финансово устойчивых НКО с благотворительного на генерирующие доход социально ориентированные предпринимательские фирмы. Социальное предпринимательство можно встретить практически во всех отраслях экономики стран Азии образование, здравоохранение, медиа-индустрия, транспорт, страхование и т.д.

Из множества стран Азии следует упомянуть Индию, где социальное предпринимательство имеет богатую историю. Социо-культурные традиции Индии всегда содействовали продвижению и распространению социального предпринимательства через различные формы социально ориентированных инициатив, такие как филантропия, свободная торговля, инклюзивные бизнес- модели. Ярким периодом развития социального предпринимательства в стране был период правления
М. Ганди (1921-1934), когда было создано множество социально ориентированных предприятий, которые сегодня определенно попадают под общепринятое определение социального предпринимательства.

В настоящее время на фоне бурного экономического роста в Индии обострились социальные проблемы (растет разрыв между бедными и богатыми, городским и сельским слоями населения). Многие крупные компании уделяют внимание программам поддержки социально уязвленных слоев населения и строят свой бизнес на основе концепции «основание пирамиды». Например, одна из крупнейших индийских корпораций «Tata» не только разработала ряд продуктов для «основания пирамиды», но и организовала несколько социальных предприятий, которые помогают в решении важных социальных проблем общества.

Увеличение интереса корпораций к социальному предпринимательству не

было обусловлено уменьшением внимания государства к социальным проблемам. Индийское правительство занимает проактивную позицию в отношении поддержки социальных инноваций. Большую роль в этом направлении играет Национальный совет по инновациям (National Innovation Council), который поддерживает инновационные проекты, в том числе и в социальной сфере. Сегодня можно говорить о существовании в Индии целой «экосистемы»,поддерживающей и формирующей социальное предпринимательство, которая включает образовательные учреждения, социальные сети, государственные институты, фонды, венчурных инвесторов и т. д.

Знаковым событием для развития социального предпринимательства в Азии стало создание банка «Грамин» (Grameen Bank) в 1976 г. М. Юнусом, который