Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 608

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

выдавал кредиты бедному населению (коммунам) Бангладеша без залога (их заработок составляет менее 2 долларов в день) для организации бизнеса. Позже появились другие услуги в области микрофинансирования (микрострахование, микровклады ит.п.), и микрофинансирование стало активно развиваться во всем мире как эффективный социально ориентированный бизнес. Появление и распространение микрокредитования в Бангладеш, в Индии, а потом и в других странах Азии стало возможным благодаря традициям в данном обществе, основанным на тесных взаимоотношениях в коммунах, где нарушение правил считается зазорным.

Для Китая социальное предпринимательство – достаточно новое явление, которое «сегодня набирает темпы, не имея четкой модели развития» [The General Report on Social Enterprise in China, 2008, c. 1].Сам термин «социальное предпринимательство» стал широко использоваться в китайском обществе только в начале XXI в., когда были переведены на китайский язык книги Дэвида Борнштейна (David Bornstein) «Как изменить мир: социальные предприниматели и сила новых идей» (How to Change the World: Social Entrepreneurs and the Power of New Ideas, 2004) и Чарльза Лидбитера (Charles Leadbeater) «Расцвет социального предпринимателя» (The Rise of Social Entrepreneur, 1997). Именно

тогда социальное предпринимательство стало темой обсуждения на конференциях, семинарах, круглых столах с участием НКО, представителей науки и средств массовой информации. Понятие «социальное предпринимательство» настолько размыто в исследованиях и сознании в Китае, что, согласно данным отчета Британского совета «лишь малую
долю фирм, ассоциирующих себя с социальными предприятиями, можно отнести к таковым» [The general Report of Social Enterprise in China, 2008, p. 12].

Среди факторов, тормозящих развитие социального предпринимательства в Китае, необходимо выделить политику государства, которая не создает благоприятных условий для развития некоммерческих организаций. Только в 2011 г., как было отмечено на Всемирном форуме Скола (Skoll World Forum 2011), ситуация в социальном секторе продемонстрировала положительные тенденции – количество частных фондов превысило количество государственных, увеличивается участие частного капитала в решении социальных проблем. Несмотря на то, что филантропия не характерна для Китая, традиция пожертвований широко распространена, что играет огромную роль в готовности общества поддерживать и реализовывать социальные инициативы. По мнению профессора Школы Фукуа Дюкского Университета, директора Центра распространения социального предпринимательства Г. Диза, за последние 30 лет Китай продемонстрировал, что способен создавать новые институты и инструменты достаточно быстро. Если такие же силы будут направлены на создание необходимой инфраструктуры для стимулирования и поддержки социального предпринимательства, то Китай сможет стать примером для всего мира [Dees, 2010].

Мощным импульсом для развития социального предпринимательства в странах Юго-Восточной Азии послужил экономический кризис, который разразился в регионе в 1997 году. Экономический кризис усугубил социальные проблемы общества

безработицу, социальное неравенство. С развитием программ по выходу из кризиса правительства стран Юго-Восточной Азии стали

рассматривать социальное предпринимательство как один из важных механизмов решения социальных проблем. Опираясь на опыт стран Северной Америки и Европы, правительствами внедрялись механизмы поддержки социального предпринимательства.

В настоящее время политика многих азиатских государств направлена на поддержку социального предпринимательства. Так, в Республике Корея правительство рассматривает его в качестве эффективного средства для создания дополнительных рабочих мест и оказания социальных услуг, поэтому предоставляет социальным предпринимателям льготы в виде преимущественных прав на продажу продукции и услуг государственным учреждениям. В 2006 г. правительство разработало амбициозную программу для продвижения и поддержки социальных программ «Социальное измерение 2030» (Social Vision 2030), которая обеспечивает такого рода фирмам государственную поддержку для достойной конкуренции в рыночных условиях. По данным Министерства труда и занятости Республики Корея (по состоянию на июль 2011 года), в стране насчитывается 555 сертифицированных предприятий социального назначения.

Большую просветительскую роль в развитии социального предпринимательства в азиатском регионе играет Британский совет, Фонд Ашока, Фонд Шваба, Творческая лаборатория «Грамин», которые реализуют ряд образовательных программ по социальному предпринимательству, организуют семинары и конференции. В 2010 г. благодаря инициативе М. Юнуса в городе Фукуоке (Япония) была подписана декларация об учреждении
«хаба» социального бизнеса в Азии (Social Business Hub Asia).9 Основной задачей «хаба» является содействие распространению и развитию идей социального бизнеса в Азии.




9 В 2011 г. городу Фукуоке присвоен титул «Город социального бизнеса». Первым городом, получившим этот титул, стал город Висбаден (Германия) в 2010 г. Титул «Город социального бизнеса» был предложен Творческой лабораторией «Грамин», инициативу которой поддержали множество социальных и политических организаций, которые официально продемонстрировали свое участие в развитии идеи социального предпринимательства.

Латинская Америка


Возможность предоставления услуг и товаров малоимущим слоям общества, а также включение этих групп населения в процесс производства с помощью рыночных инструментов и устойчивых бизнес-моделей недавно осознали и в Латинской Америке. В Латинской Америке сохраняется высокий уровень бедности10, который влечет за собой огромное количество социальных проблем (ограниченный доступ бедных слоев населения к социальным услугам – здравоохранение, образование; высокий уровень преступности; диспропорция доходов и т. д.). Несмотря на то, что последние 15 лет количество бедных в абсолютном выражении в странах Латинской Америки сокращается, уровень социально-экономического неравенства остается высоким. Так, по данным Комиссии по экономическим вопросам стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Comisión Económica para América Latina y el Caribe), этот регион является самым «неравноправным» в мире.

Важной характеристикой социально-экономической ситуации в странах Латинской Америки является так называемое «социальное исключение» (social exclusion).11 В контексте Латинской Америки его можно определить как процесс, когда индивидуумы или группы лишены доступа к возможностям, предоставляемым рынком. Различные барьеры и ограничения препятствуют представителям малообеспеченных слоев населения стать самостоятельными агентами финансово-хозяйственных отношений. Под давлением со стороны международных организаций, международных ассоциаций и в ситуации обострения социальных