Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 611
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
10 В 2006 г. средний ежемесячный доход городского населения в Латинской Америке составлял $45-161, сельского
– $32-101 [Marquez, Reficco, Berger., 2010, p. 10].
11 Концепция «социального исключения» (social exclusion) широко обсуждается в Европе с середины XX в. в дискуссиях о крахе системы «государство всеобщего благосостояния». Получившая в последнее десятилетие широкую известность концепция К.К. Прахалада «основание пирамиды» (bottom of the pyramid) и концепция
«инклюзивные бизнес-модели» (inclusive business models), используемая в проектах Программы развития ООН, направлены на взаимовыгодное взаимодействие бизнеса с бедными слоями населения на разных этапах цепочки создания ценности для решения проблем «социального исключения».
стали появляться проекты вовлечения бедных слоев населения бизнесом на разных этапах цепочки создания ценности.
Социальное предпринимательство как новая форма взаимодействия с социально уязвленными слоями общества активно развивается во всем мире, но в Латинской Америке можно говорить лишь о начальной фазе формирования и развития социального предпринимательства [Social Enterprise: making a difference, 2006].
Социальное предпринимательство в Бразилии, как и в других странах Латинской Америки, появилось сравнительно недавно. Согласно данным отчета Глобального мониторинга предпринимательства за 2009 год показатель ранней
социально ориентированной предпринимательской активности в Бразилии один из самых низких в мире и почти в 6,5 раз меньше аналогичного показателя в Китае и в 1,5 раза в России [Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2009, 2010, с. 42].12 В Бразилии SEA составляет 0,4%; в Китае – 2,6%; в России – 0,6% (Индия в проекте не участвовала) [Глобальный мониторинг…, 2010, с. 41]. Будучи самой динамично развивающейся страной Латинской Америки (среднегодовой рост ВВП за последние 10 лет – 3,2%), Бразилия занимает одно из первых мест в мире по социальному неравенству [Human Development Report..., 2006, с.115]. В стране существует множество социально значимых проблем, которые не решаются государством, но все чаще привлекают внимание социально-ориентированного бизнеса. Проблемы дискриминации, загрязнения окружающей среды, доступа населения к важнейшим видам услуг, таким как медицина, образование, стали теми сферами, где предприниматели с социально ориентированными целями не только создают социальную ценность, но и получают экономический результат.Необходимо отметить, что законодательная система Бразилии поддерживает частные инициативы, в том
12 В исследовании Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor) [Глобальный мониторинг…, 2010, p. 44] аналогично понятию «ранняя предпринимательская активность» (early-stage total entrepreneurship activity (TEA)) введено понятие «ранняя социально ориентированная предпринимательская активность» (early-stage
social entrepreneurship activity (SEA)), которое характеризует уровень социально ориентированной предпринимательской активности на ранних стадиях.
числе социально ориентированные. Например, существует ряд налоговых и кредитных льгот для социальных предприятий. Однако правила предоставления льгот разрабатываются органами государственной власти как срочный ответ на требующие немедленного разрешения социальные проблемы, и поэтому им не хватает последовательности, что в свою очередь затрудняет их понимание и практическое применение.
Тем не менее, в Бразилии постепенно формируется более благоприятная среда для развития социального предпринимательства благодаря формированию частного инвестиционного капитала и активной деятельности фондов, образовательных учреждений, ассоциаций (например, SEKEM, Ashoka McKinsey Center for Social Entrepreneurship), которые занимаются не только просветительской и консультационной деятельностью, но и оказывают финансовую поддержку социальным предпринимателям. По данным исследования бразильского отделения Организации развития предпринимательства АСПЕН (The Aspen Network of Development Entrepreneurs) в 2011 год 72% учредителей социально-предпринимательских фирм, принявших участие в опросе, это выходцы из малоимущих слоев населения, из семей, чей достаток составляет меньше двух минимальных размеров оплаты труда (приблизительно 680 долларов в месяц). 38% этих организаций сосредоточили свою деятельность на поддержке женщин, 30% – на поддержке детей и подростков и 16 % – на помощи людям с ограниченными возможностями
13.
Сегодня перед государствами стран Латинской Америки стоит важная задача – увеличить масштаб деятельности социального предпринимательства, создавая благоприятные условия для государственно-частного партнерства, от которого выиграет большинство. Важную роль в формировании социального предпринимательства в Латинской Америке играют ассоциации – Сообщество изучения социального предпринимательства (Social Enterprise Knowledge
13 www.nb-fund.ru
Network) и Фонд по устойчивому развитию (Fundación para desarrollo sostenible (FUNDES)).
Африка
Очевидно, что для стран Африки, где огромный пласт социальных проблем, нередко остается без внимания государства и частного сектора, социальное предпринимательство могло бы стать той движущей силой, которая способна не только содействовать решению конкретных социальных проблем общества, но и, возможно, инициировать социальные преобразования в этих странах. Однако правительства ряда стран Африки не хотят быть напрямую вовлеченными в область социального предпринимательства, рассматривая социальных предпринимателей как рискованных по своей природе, а их действия –
«вольнодумными усилиями» [Urban, 2008]. Неспособность государства разрешить сложившиеся в обществе множественные противоречия, и недопонимание правительством, что «невидимая рука рынка» не способна разрешать ситуацию самым выгодным образом для общества [Christie, Honing, 2006], усугубляется еще и тем, что государство ограничивает свободу деятельности социально ориентированных организаций. Например, «ограничительная» политика государства в отношении некоммерческих организаций вызвана тем, что, во- первых, НКО имеют потенциал для организации людей вне государственных структур и, во-вторых, что НКО с изменением политики доноров в отношении построения институтов гражданского общества смогут получить средства, которые были бы направлены на государственные проекты [Sesan, 2006].
Сопротивляясь финансовой неустойчивости и зависимости от внешнего финансирования, НКО предприняли попытки перехода к