Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 634
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
На основе проведенного анализа особенностей возникновения и развития социального предпринимательства в мире, можно отметить, что социальное предпринимательство – глобальное явление, которое, с одной стороны, активно распространяется во всех регионах мира, с другой стороны, имеет свои
17 Показатель уровня ранней социально ориентированной предпринимательской активности в России в 6,5 раз меньше, чем в США, и в 3,5 раза меньше, чем в Англии [Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2009, 2010, с. 42]. Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM) разделяет все страны – участницы проекта на три группы по критерию «тип экономики»: ресурсно-ориентированная, эффективностно- ориентированная и инновационно-ориентированная. В экономике эффективностно-ориентированного типа конкурентоспособность обеспечивается высоким уровнем образования населения, эффективностью рынка и способностью извлекать пользу из существующих технологий. К странам с эффективностно-ориентированным типом экономики, согласно GEM, относятся Аргентина, Босния и Герцеговина, Бразилия, Венгрия, Доминиканская Республика, Иордания, Иран, Китай, Колумбия, Латвия, Малайзия, Мексика, Панама, Перу, Россия, Румыния, Сербия, Тунис, Уругвай, Хорватия, Чили, Эквадор, Южная Африка [Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2009, 2010, с. 9].
18 По словам премьер-министра Д.А.Медведева: «доля частного бизнеса в социальной сфере всего 1%. В то время
как во Франции 50, в США 70, а в Германии - 93%» (7 октября 2013 года).
19 Россия стала лидером по социальному неравенству, долларовые миллиардеры контролируют 30% движимых активов. Один процент россиян владеет 71% всех личных активов (в США этот показатель составляет 37%, в Китае и ЕС – 32%, в Индии 49%, в Японии – 17%) [Бляхман, 2013].
национальные формы и особенности в зависимости от степени развития институтов, традиций и культуры. Обобщая основные тенденции развития социального предпринимательства в мире, можно сделать вывод о том, что географические и временные рамки распространения социального предпринимательства обусловлены объективными предпосылками. Исторические, политические и социально-экономические факторы оказали влияние на период возникновения, на организационно-правовые формы социально- предпринимательских фирм и интенсивность распространения социального предпринимательства в разных регионах мира.
Национальная специфика обусловлена и доминирующей концепцией функционирования социальной сферы в разных странах. Согласно Л.С.Бляхман [Бляхман, 2013] в мире реализуются три основные концепции функционирования социальной сферы – преимущественно частно-страховая (США и др.), преимущественно государственная перераспределительная (Россия, Китай и др.) и публичная (страны Скандинавии и Северной Европы). Так, в зависимости от роли государства, которую оно играет в социальной сфере, социальное предпринимательство занимает разное место в общественно-экономической системе, поддерживается разными институтами и находится на стыке разных секторов
экономики. Так, например, появление социального предпринимательства в США и Канаде было обусловлено развитием предпринимательской деятельности некоммерческого сектора, а в Западной Европе – кооперативов и ассоциаций. Именно этим объясняется различие подходов к определению содержания социального предпринимательства в странах Северной Америки и Западной Европы, законодательной базы и механизмов взаимодействия социально-предпринимательских фирм с заинтересованными сторонами. Так, в Скандинавских странах, оно, с одной стороны, активно поддерживается и стимулируется государством, а с другой стороны, частные компании в социальной сфере свободно конкурируют с государственными; в африканских странах социальное предпринимательство
связано в основном с индивидуальными бизнес-инициативами, и в отличие от стран Западной Европы, Америки и Канады, где социально-предпринимательские фирмы могут быть и достаточно крупными предприятиями, в странах Африки это в большей массе микро и малые фирмы; в России, где долгое время господствовала государственно перераспределительная концепция функционирования социальной сферы, долгое время существовало ограничение на допуск частных компаний в социальную сферу, и вся социальная сфера контролировалась государством, социальное предпринимательство в сравнении с другими странами мира стало зарождаться значительно позже и менее интенсивно.
Одной
из основных движущих сил социального предпринимательства практически везде явились обострившиеся социальные противоречия, неспособность государства в одиночку решить множественные социальные проблемы общества. Очевидно, что в развивающихся странах спектр возможностей для организации социального предпринимательства намного шире, чем в развитых странах, где государство и фонды играют большую роль в решении социальных проблем. В тоже время, развитие социального предпринимательства, как и любой другой предпринимательской деятельности, будет проходить быстрее и мягче в странах, где созданы благоприятные для этого институциональные условия. Поэтому особое значение для процесса возникновения и развития социального предпринимательства имеют такие факторы, как развитие коммерческого и некоммерческого сектора, социальная политика государства, демократические процессы в обществе.
Необходимость масштабирования и тиражирования практик социального предпринимательства, которая поддерживается многими фондами, предоставляющими финансовую поддержку социальным предпринимателям (например, Фонд Ашока, Фонд «Наше будущее» и др.), требует тщательного анализа региональных особенностей развития социального предпринимательства. Социальное предпринимательство – это явление, которое, как правило, четко
ограничено контекстуальными рамками, и поэтому распространение практик социального предпринимательства должно происходить при четком понимании закономерностей и особенностей развития региона для достижения максимального эффекта. На
основе проведенного анализа можно увидеть некоторые закономерности развития социального предпринимательства в разных регионах мира, однако вопросы о выделении кластеров развития социального предпринимательства (например, кластеры с более высоким уровнем развития социального предпринимательства - Индия и Бангладеш), возможность распространения успешных практик социального предпринимательства путем переноса их через географические границы (учитывая, что фактор контекста очень важен в социальном предпринимательстве), скорее всего, требуют отдельного анализа.
Мировые тенденции развития сектора некоммерческих организаций, трансформация концепции корпоративной социальной ответственности и поиск компаниями путей устойчивого развития актуальны и для России. Однако российская специфика институциональной среды (часто невысокая эффективность социальных программ бизнеса, непродолжительный период развития некоммерческого сектора, низкий уровень предпринимательской активности) обусловливают наблюдаемую «фрагментарность» развития социального предпринимательства в России. Становление и развитие нового для России явления — социальное предпринимательство — должно проходить в условиях проактивных и согласованных действий бизнеса, государства и общества.
Итак, необходимо отметить, что социальное предпринимательство – глобальное явление, которое, с одной стороны, активно распространяется во всех регионах мира, с другой стороны, имеет свои национальные формы и особенности