Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 619

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

поддерживающих систем, которые в процессе взаимодействия должны создать ожидаемый эффект. Ресурсная стратегия поддерживает операционную модель через определение и привлечение необходимых материальных и нематериальных ресурсов. В связи с тем, что в социальном предпринимательстве ресурсы могут привлекаться и на безвозмездной основе (пожертвования, работа волонтеров и т. п.), ресурсная стратегия воспринимается шире, чем просто привлечение финансовых ресурсов. По мнению авторов [Guclu, Dees, Anderson, 2002] два элемента бизнес-модели операционная модель, и ресурсная стратегия) способствуют созданию социального эффекта согласно теории социального воздействия (social impact theory)21, что и должно быть основным результатом деятельности социального предпринимательства. Авторы [Guclu, Dees, Anderson, 2002] утверждают, что для того чтобы предпринимательская идея могла быть трансформирована в реализованную возможность, социальный предприниматель должен определить социальную ценность, которая будет создана, и разработать





21 Теория социального воздействия подразумевает, что в основе любой социально ориентированной организации есть представление (теория) о том, как предприятие будет достигать социальный эффект. Эта теория находится в центре стратегии предприятия, а в целом формирует миссию и ценности организации [Guclu, Dees, Anderson, 2002].

устойчивую бизнес-модель. Данный подход к определению концепции бизнес- модели в социальном предпринимательстве показывает взаимосвязь бизнес- модели и результата деятельности фирмы в социальном предпринимательстве, который в соответствии с социальной миссией должен выражаться в создании
определенного социального эффекта.


Рис. 2.2 Бизнес-модель социального предпринимательства

Источник:[Guclu,Dees,Anderson,2002]

Ф. Перрини и К. Вурро [Perrini, Vurro, 2006] рассматривают бизнес-модель как необходимый механизм реализации социальных инноваций. Авторы подчеркивают важность ориентации компании на рынок, удовлетворения ожиданий заинтересованных сторон и выделяют следующие элементы бизнес- модели: рыночная ориентация, сеть, гибкость (внутри организации), географическая ориентация и организационная структура. Они также делают акцент на том, что бизнес-модель по их мнению должна быть явно направлена на решение конкретной социальной задачи и приводить к широкой социальной трансформации в долгосрочном периоде [Perrini, Vurro, 2006].

Обе модели [Guclu , Dees, Anderson, 2002; Perrini, Vurro, 2006] выделяют схожие базовые элементы бизнес-модели социального предпринимательства – в первой модели обозначен процесс создания ценности [Guclu, Dees, Anderson,

2002], а во второй процесс ценностного предложения и необходимость вовлечения заинтересованных сторон [Perrini, Vurro, 2006]. Однако обе модели не получили широкого применения в исследованиях социального предпринимательства, так как затрагивают лишь некоторые аспекты процесса создания ценности социальными предпринимателями.

Ряд исследователей предприняли попытку определения типов социального предпринимательства путем классификации бизнес-моделей

[Alter, 2007; Dees, Anderson, 2006; Grassl, 2012]. Концепция бизнес-модели использовалась для выявления особенностей функционирования разных типов социального предпринимательства, однако фактически не рассматривалась сама концепция бизнес-модели в социальном предпринимательстве и особенности формирования бизнес-моделей социального предпринимательства.

Некоторые исследователи применяли концепцию бизнес-модели при рассмотрении отдельных кейсов для выявления особенностей и характеристик успешных моделей социального предпринимательства [Mair, Shoen, 2007; Seelos, Mair, 2007; Yunus et al., 2009; Wilson, Post, 2013] и в качестве уровня анализа [Sommerrock, 2010; Michelini, 2012]. Например, Дж.Мэр и О.Шон [Mair, Shoen, 2007] выбрали три успешных организации, занимающиеся социальным предпринимательством (Грамин Банк, Секем, МСС), и исследовали бизнес- модели этих организаций. На основе проведенного анализа авторы сделали вывод о том, что успешность этих организаций связана с применением схожих принципов формирования бизнес-моделей. На основе выделенных принципов авторы выдвигают три теоретических предположения:

  1. Успешные социально-предпринимательские фирмы не просто определяют свое место в цепочке создания ценности определенной отрасли, а с самого начала проактивно формируют свою собственную сеть создания ценности с компаниями, которые разделяют их социальное видение;

  2. Успешные социальные предприниматели тщательно определяют свои потребности в ресурсах и в соответствии с ними формируют ресурсную

стратегию, которая встраивается в бизнес-модель на самых ранних стадиях деятельности;

  1. Успешные социальные предприниматели интегрируют свою целевую группу в цепочку создания социальной ценности на ранних стадиях деятельности, что, во-первых, предполагает активную роль этой группы в создании ценности, а, во-вторых, дает возможность этой группе присвоить часть создаваемой ценности.


Бизнес-модель используется некоторыми авторами для сравнения особенностей разных форм социально ориентированного бизнеса – инклюзивного бизнеса22, социального бизнеса, социального предпринимательства [Michelini and Fiorentino, 2012; Michelini, 2012]. Однако данные исследования выявляют сходства и различия между этими видами бизнеса на основе только двух компонентом миссии и получение дохода, но не определяют глубинные особенности формирования и функционирования бизнес-моделей социального предпринимательства.

Несмотря на появление исследований в области социального предпринимательства, в которых описывается концепция бизнес-модели, можно отметить, что в большинстве случаев, согласно [Sommerrock, 2010, P. 134], термин «бизнес-модель» упоминается в них просто как «модное понятие» и всего лишь в нескольких работах в качестве единицы анализа и рассматривается сама бизнес-модель социального предпринимательства, особенности ее формирования и функционирования [Mair, Shoen, 2007; Seelos, Mair, 2007, Yunus, Moingeon, Lehmann-Ortega, 2009]. Следует отметить, что эти исследования носят фрагментарный характер, а применительно к российскому контексту их почти нет.

Применение бизнес-модели в качестве единицы анализа в исследованиях социального предпринимательства, изучение специфики и типов используемых бизнес-моделей в социальном предпринимательстве, а также рассмотрение




22 Инклюзивные бизнес-модели предполагают включение малообеспеченных людей на разных этапах цепочки создания ценности в качестве потребителей, клиентов или покупателей со стороны спроса, и в качестве
сотрудников, производителей и предпринимателей со стороны предложения [Доклад ООН…, 2010].

особенностей формирования бизнес-моделей социального предпринимательства позволяет переместить фокус исследований, доминирующих на начальном этапе исследований в области социального предпринимательства, от вопросов кто(изучение социального предпринимателя и его характеристик) или что (изучение того, что создает социальное предпринимательство социальный эффект) к вопросу как (каким образом создается ценность в организации, и как организации становятся успешными).

Необходимо отметить, что смещение акцента от рассмотрения конкретной организации к изучению бизнес-модели в исследованиях социального предпринимательства позволит, во-первых, понять сложный и специфичный процесс создания и присвоения ценности, который присущ социально- предпринимательским фирмам/проектам, во-вторых, дать более целостное понимание о том, как социально-предпринимательская фирма/проект функционирует и достигает устойчивости в сложной системе взаимодействия с партнерами, поставщиками, клиентами и т.п., в-третьих, приблизить нас к пониманию самого явления «социальное предпринимательство», его границ и особенностей.

    1. 1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   35