Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 625

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

ценностнаясеть, которая окружает компанию, дополняет и усиливает ее собственные ресурсы. Элементами ценностной сети являются поставщики, партнеры и коалиции с конкурентами, которые мыслят похоже. Компонент – взаимоотношение с клиентом – объясняет, как предприятие выходит на рынок и как устанавливает отношения с

потребителем, какую информацию, знания организация получает от потребителей и использует в их интересах, как происходит взаимодействие между производителем и потребителем, и за что и как платит потребитель. Компонент – каналысбыта определяет, каким образом компания взаимодействует с потребителем, как эффективно донести до них ценностное предложение.

Компонент операционной модели – получение прибыли – демонстрирует, каким образом компания получает доходы23и какие расходы она несет. Несмотря на то, что социальные предприниматели в большей степени ориентированы на создание ценности, а не на получение ценности [Santos, 2010], финансовая устойчивость является необходимым условием для реализации миссии компании. Получаемая прибыль позволяет компании реинвестировать денежные средства в развитие бизнеса, что крайне важно в социальном предпринимательстве для создания наибольшего социального эффекта.
Так, описанная схема анализа бизнес-модели отражает взаимосвязанность компонентов и представляется удобной логически выстроенной канвой для изучения особенностей формирования бизнес-моделей социального предпринимательства.

Проведенный анализ исследований показал, что использование бизнес- модели в качестве уровня анализа позволяет
понять логику создаваемой и присваиваемой организацией ценности. Учитывая специфику функционирования социального предпринимательства можно предположить, что существуют особенности в создаваемых социальными предпринимателями бизнес-моделях.






23 Под источниками дохода понимаются все источники финансирования, которые компания получает на безвозвратной основе, подразделяя их на рыночные источники дохода (доход с продажи, плата за пользование, и т.п.) и нерыночные источники дохода (субсидия, субвенция, дотация, грант, ссуда, пожертвование, дарение). Данное определение дохода шире того, которое принято в отношении коммерческих компаний, однако, учитывая специфику социального предпринимательства, нерыночные источники дохода могут носить системный характер.
    1. 1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   35

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ



В целях достижения поставленных в диссертационном исследовании задач эмпирическое исследование реализовывалось в два этапа. Цель первого этапа состоит в необходимости выявления специфики бизнес-моделей в социальном предпринимательстве для последующего выявления признаков при построении типологии бизнес-моделей. Второй этап эмпирического исследования заключается в построении типологии и выявлении основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве (результаты данного этапа исследования представлены в третьей главе).

На данном первом этапе проведения эмпирического исследования предполагается необходимым изучение особенностей формирования бизнес- моделей в социальном предпринимательстве с целью последующего выявления признаков для разработки типологии бизнес-моделей. Индуктивный подход к выделению признаков применяется в слабо структурированных исследовательских полях, где уровень развития теории не позволяет выделить характеристики, признаки, критерии объекта концептуально. Основной исследовательский вопрос, который сформулирован в рамках данного этапа эмпирического исследования в чем особенности формирования бизнес-моделей в социальном предпринимательстве? Для ответа на этот вопрос был проведен анализ бизнес-моделей четырех российских фирм, работающих в социальном предпринимательстве.

Для выявления особенностей формирования бизнес-моделей в социальном
предпринимательстве в работе используется стратегия исследования кейс- метод. Кейс-метод позволяет понять процессы благодаря глубокому пониманию случая и контекста. Согласно Р.Инь [Yin, 2014] кейс-метод позволяет глубоко изучать актуальное явление (кейс) в реальном контексте, особенно, когда границы между контекстом и явлением не в достаточной степени определены. В качестве метода теоретизирования кейс-метода в данной работе используется метод

«обоснования, привязанного к контексту» (contextualized explanation) [Welch et al.,

2010]. Данный метод основан на философском направлении «критический реализм» (critical realism), который подразумевает высокую роль контекста при анализе кейсов, а также выявление причинно-следственных связей. В отличие от широко используемого позитивистского философского подхода, который предполагает возможность выведения универсальных законов [Eisenhardt, 1989; Yin, 2003], а контекст рассматривается как ограничение, критический реализм рассматривает контекст как необходимое условие для выведения глубоких обоснований [Welch et al., 2010]. А в отличие от интерпретивистского философского подхода, критический реализм не просто видит основную роль кейс-метода в объяснении явления, но в раскрытии и выявлении причинно- следственных связей. Применительно к представленному в работе исследованию, специфика социального предпринимательства рассматривается как необходимый контекст при анализе кейсов, а результатом исследования является выявление механизмов, особенностей формирования бизнес-моделей в социальном предпринимательстве.


Единицей анализа в данной работе является бизнес-модель социально- предпринимательских фирм/проектов, используется подход анализа нескольких кейсов [Eisenhardt 1989; Eisenhardt and Graebner 2007], который позволяет провести сравнительный анализ и вывить общие и отличительные черты и тенденции. В работе анализируются 4 кейса российские социально- предпринимательские фирмы/проекты, отобранные и поддержанные Благотворительным Фондом «Навстречу переменам»24 через выдачу гранта и




24 Благотворительный фонд «Навстречу переменам» был учрежден международным фондом «Навстречу переменам» (Reach for Change) в 2012 году с целью улучшения качества жизни детей и подростков и соблюдения их интересов. БФ «Навстречу переменам» реализует свою деятельность в России и Казахстане в партнерстве с такими компаниями, как СТС Медиа, газета Metro, Viasat, Avito, Black Earth Farming и Tele2, которые предоставляют информационную, организационную и ресурсную поддержку. Деятельность фонда направлена на улучшение жизни детей и подростков до 18 лет, защиту детства и полноценную реализацию прав детей согласно Конвенции ООН о правах ребенка. БФ «Навстречу переменам» занимается поиском и поддержкой социальных предпринимателей – исключительных личностей, компаний и организаций, деятельность которых направлена на улучшение жизни детей и подростков. Согласно определению Фонда социальным предпринимателем может считаться человек, деятельность которого направлена на решение острых социальных задач