Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 640
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
обеспечение наставничества. Эти 4 фирмы были первыми организациями в России, которые получили поддержку от Фонда «Навстречу переменам». Выбор кейсов основан на соответствии компаний определению социального предпринимательства, которого придерживается автор в работе. Важно отметить, что кейсы представляют разные сферы (психологическая помощь, спорт, просвещение, реабилитация) и разные по остроте и особенностям социальной проблемы – от торговли людьми до низкого уровня интереса к чтению среди детей. Каждая из выбранных организаций работает в областях, которые по той или иной причине не в достаточной степени охвачены государством и рынком. Выявление социальной проблемы, трансформация ее в рыночную возможность, а также поиск инновационных решений и их реализация через устойчивую бизнес- модель – это путь, который проходит социальный предприниматель в реализации своего проекта. В таблице 2.3 относительно каждого проекта описаны социальные проблемы, связанные с ними провалы рынка/государства, способы их решения социальными предпринимателями и сформулированные организациями миссии.
Таб. 2.3 Социальные проблемы, способы их решения социальными предпринимателями: анализ кейсов
| Проблема | Провалы государства/рын ка | Способ решения | Миссия организации | |||||
Кейс 1 – | Торговля | Проблема не | Реабилитация | Снижение риска | |||||
Программа | людьми | признана | через тренинги и | вовлеченности | |||||
«Ювелирные | | государством, | изготовление | детей и | |||||
девочки» (БФ | | НКО занимаются | бижутерии | молодежи в | |||||
«Безопасный | | данной | | ситуации | |||||
дом») | | проблемой на | | торговли | |||||
| | локальном | | людьми, | |||||
| | уровне и не | | эксплуатации и | |||||
| | стабильно | | насилия | |||||
Кейс 2 | – | Дети не читают | В географически | Привозить книги | Создание | ||||
«Детский | | | отдаленных | тем, у кого нет | условий для | ||||
книжный | | | районах низкий | возможности их | развивающего и | ||||
автобус | | | уровень | купить | приносящего | ||||
“Бампер”» | | | оснащенности | | удовольствие |
желанием совершенствоваться, энергичностью, целеустремленностью, но использует эти качества для совершенствования существующей системы защиты детства.
| | библиотек и книжных магазинов детской литературой | | чтения для каждого ребенка в России |
Кейс 3 – | Подростки | Бюджетные | Организация | Формирование |
Федерации | предоставлены | секции и кружки | секций по | нового |
экстремального | сами себе, нет | в основном | занятию | поколения, |
спорта и | доступных | рассчитаны на | экстремальными | социально |
молодежных | занятий | младший и | видами спорта | активного, |
спортивных | | средний | | физически и |
движений | | школьный | | духовно |
Томской | | возраст | | развитого, |
области | | | | способного |
| | | | преодолевать |
| | | | жизненные |
| | | | препятствия |
Кейс 4 – АНО | Дети, | Детские | Оказание | Содействие |
«Партнеры | находящиеся | больницы не | клоунотерапев- | социально- |
по радости» | долго в | предоставляют | тической | культурной |
| больницах, | услуги по | помощи детям, | реабилитации |
| страдают не | психологической | находящимся на | детей, |
| только | реабилитации | лечении в | находящихся в |
| физически, но и | детей (за | больнице и дома | трудной |
| психологически | исключением | | жизненной |
| | штатного | | ситуации (в |
| | психолога) | | больницах, на |
| | | | лечении дома) |
Источник:составленоавтором
Сбор данных осуществлялся в несколько этапов и происходил на протяжении полутора лет – с момента попадания проектов в инкубатор Благотворительного фонда «Навстречу переменам» (2012 год) до декабря 2013 года. Сбор данных включал анализ материалов и документов – первичные заявки от руководителей компаний на получение гранта, бизнес-планы компаний, отчеты о социальном воздействии компаний, информация с сайтов компаний, а также проводились полуструктурированные интервью, неформальное общение.
Для того чтобы укрепить надежность полученных данных, в работе были использованы тесты, наиболее часто применяемые в кейс-методе [Yin, 2009]:
-
конструктивная валидность (на этапе сбора информации, формирования кейса) – использовались несколько источников информации (анализировались первичные заявки от руководителей компаний на
получение гранта, бизнес-планы компаний, отчеты о социальном воздействии компаний, информация с сайтов компаний, а также проводились полуструктурированные интервью, неформальное общение), выдерживалась логическая цепочка изложения полученной информации, получены и зафиксированы ответы ключевых респондентов (руководителей компаний);
-
внутренняявалидность(на этапе анализа данных) – данные анализировались с точки зрения причинно-следственных связей, рассматривались альтернативные интерпретации данных, использовались логические модели при анализе данных; -
внешняявалидность(на этапе создания дизайна исследования) – использовалась одинаковая логика в исследовании для всех анализируемых кейсов; -
надежность(на этапе сбора данных) – при проведении всех интервью, встреч использовались протоколы данных.
В результате проведенного эмпирического исследования удалось выявить особенности построения бизнес-моделей в анализируемых кейсах (таб. 2.4), произвести обобщения, выдвинуть предположения, объясняющие эти особенности и сделать выводы.
Таб. 2.4. Описание компонентов бизнес-моделей кейсов
Компонент бизнес- модели | Кейс 1 Программа «Ювелирные девочки» | Кейс 2 «Детский книжный автобус “Бампер”» | Кейс 3 Федерации экстремального спорта и молодежных спортивных движений Томской области | Кейс 4 АНО «Партнеры по радости» |
Стратегическая модель | ||||
Ценностное | Предоставление | Подбор и | Создание | Оказание |
предложе- | услуг по | доставка книг в те | площадки для | клоунотерапевти- |
ние | реабилитации и | места, где они | занятий молодежи | ческой помощи |
| профилактике | недоступны. Не | экстремальными | детям, |
| торговли людьми | только доставка | видами спорта, | находящимся на |
| через участие детей и подростков в арт- терапии с изготовлением бижутерии из натуральных камней | книг, но и попытка стимулировать у детей интерес к чтению через проведение образовательных и развлекательных программ | регулярное проведение мероприятий и выступлений для повышения мотивации и интереса к экстремальным видам спорта | лечении в больнице. Визиты больничных клоунов основаны на импровизации, организации праздников в детских больницах | ||
Потреби- тельские сегменты | Дети и подростки до 18 лет | Дети и, подростки до 18 лет, проживающие на всей территории России, особенно в отдаленных ее частях | Дети и подростки до 18 лет из разных социальных слоев | Дети и подростки до 18 лет, пребывающие на длительном лечении в стационаре или дома, оставшиеся без попечения родителей | ||
Ключевые ресурсы | Сеть контактов, методики, через которые происходит выявление детей и подростков, столкнувшихся с проблемой торговли людьми, а также группы риска. | Тщательно отобранная коллекция автобусы. | книг, | Специальные площадки для занятий экстремальными видами спорта, тренеры. | Клоуны, обученные специальной программе «Школа больничных клоунов». | по |
Ключевые виды деятельнос- ти | Поиск, выявление подростков и детей, психологические тренинги, мастер- классы, управление отношениями с клиентами через развитие доверия и психологического комфорта | Маркетинг, логистика, управление отношениями с клиентами через обеспечение психологического , эмоционального комфорта, познавательного интереса | Занятия с тренерами, поддержание отношений с клиентами через эмоциональное вовлечение, создание экстремальных шоу | Отбор и обучение волонтеров (клоунов), предоставление услуг клоунотерапии, управление эмоциональными и психологическим и отношениями с клиентом | ||
Операционная модель | ||||||
Ценностная сеть | Активное сотрудничество с НКО в отношении принятия и передачи детей и подростков, столкнувшихся с | Активное налаживание контактов с издательствами, школами, детскими домами | Взаимодействуют с городскими властями (вступление в молодежный парламент Томской области), | Активное налаживание контактов больницами, создание волонтеров, внедрение | с и сети в |
| проблемой торговли людьми, а также групп риска | | со школами, с лидерами уличных спортивных субкультур из соседних регионов | практику детских больниц игровые методы реабилитации |
Взаимоотно | Проактивный | Не ждут пока | Привлечение | Не ждут, пока к |
-шения с | поиск своих | родители захотят | молодежи через | ним обратятся, |
клиентами | клиентов через | зайти за книжкой | бесплатные | сами приходят к |
| использование | для ребенка, а | дворовые | детям, которые |
| специальных | сами едут к детям, | тренировки, | находятся на |
| методик. | активно знакомят | массовые | лечении в |
| Разработка сайта | детей и | мероприятия, | больнице и дома |
| для | подростков с | семинары, | |
| информирования | книгами, | фестивали, | |
| о проблеме | разжигает детское | социальные сети, | |
| торговли людьми | любопытство, | уличные мастер- | |
| и выявления детей | являются их | классы | |
| и подростков, | проводником в | | |
| столкнувшихся с | книжный мир. | | |
| этой проблемой | Покупатели | | |
| | имеют | | |
| | возможность | | |
| | совместного | | |
| | создания | | |
| | ценности через | | |
| | покупку книг для | | |
| | благотворитель- | | |
| | ных целей (в | | |
| | детские дома, | | |
| | хосписы) | | |
Каналы | Информирование | Информирование | Информирование | Использование |
сбыта | о существующей | потребителей | потребителей | активных методов |
| проблеме, | через социальные | через уличные, | продвижения |
| выявление | сети, участие в | ознакомительные | через партнерские |
| клиентов с | городских акциях, | семинары, | организации |
| использованием | мероприятиях. | дворовые | (больницы, |
| специальных | Использование | тренировки, | хосписы, детские |
| методик, | активных продаж | фестивали, блоги | дома) |
| осуществление | через приход в | | |
| контроля после | конкретное | | |
| выхода | учреждение | | |
| ребенка/подрост- | | | |
| ка из программы | | | |