Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 640

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

с помощью инновационных идей и использования бизнес-методов. Он стремится масштабировать и распространять результаты своей работы на благо как можно большего количества детей и подростков; стремится создать финансово устойчивые организации. Он обладает всеми качествами предпринимателя - прагматичностью,

обеспечение наставничества. Эти 4 фирмы были первыми организациями в России, которые получили поддержку от Фонда «Навстречу переменам». Выбор кейсов основан на соответствии компаний определению социального предпринимательства, которого придерживается автор в работе. Важно отметить, что кейсы представляют разные сферы (психологическая помощь, спорт, просвещение, реабилитация) и разные по остроте и особенностям социальной проблемы – от торговли людьми до низкого уровня интереса к чтению среди детей. Каждая из выбранных организаций работает в областях, которые по той или иной причине не в достаточной степени охвачены государством и рынком. Выявление социальной проблемы, трансформация ее в рыночную возможность, а также поиск инновационных решений и их реализация через устойчивую бизнес- модель – это путь, который проходит социальный предприниматель в реализации своего проекта. В таблице 2.3 относительно каждого проекта описаны социальные проблемы, связанные с ними провалы рынка/государства, способы их решения социальными предпринимателями и сформулированные организациями миссии.
Таб. 2.3 Социальные проблемы, способы их решения социальными предпринимателями: анализ кейсов




Проблема

Провалы государства/рын

ка

Способ решения

Миссия организации

Кейс 1 –

Торговля

Проблема не

Реабилитация

Снижение риска

Программа

людьми

признана

через тренинги и

вовлеченности

«Ювелирные




государством,

изготовление

детей и

девочки» (БФ




НКО занимаются

бижутерии

молодежи в

«Безопасный




данной




ситуации

дом»)




проблемой на




торговли







локальном




людьми,







уровне и не




эксплуатации и







стабильно




насилия

Кейс 2



Дети не читают

В географически

Привозить книги

Создание

«Детский







отдаленных

тем, у кого нет

условий для

книжный







районах низкий

возможности их

развивающего и

автобус







уровень

купить

приносящего

Бампер”»







оснащенности




удовольствие






желанием совершенствоваться, энергичностью, целеустремленностью, но использует эти качества для совершенствования существующей системы защиты детства.








библиотек и книжных магазинов

детской литературой




чтения для каждого ребенка в России

Кейс 3 –

Подростки

Бюджетные

Организация

Формирование

Федерации

предоставлены

секции и кружки

секций по

нового

экстремального

сами себе, нет

в основном

занятию

поколения,

спорта и

доступных

рассчитаны на

экстремальными

социально

молодежных

занятий

младший и

видами спорта

активного,

спортивных




средний




физически и

движений




школьный




духовно

Томской




возраст




развитого,

области










способного













преодолевать













жизненные













препятствия

Кейс 4 АНО

Дети,

Детские

Оказание

Содействие

«Партнеры

находящиеся

больницы не

клоунотерапев-

социально-

по радости»

долго в

предоставляют

тической

культурной




больницах,

услуги по

помощи детям,

реабилитации




страдают не

психологической

находящимся на

детей,




только

реабилитации

лечении в

находящихся в




физически, но и

детей (за

больнице и дома

трудной




психологически

исключением




жизненной







штатного




ситуации







психолога)




больницах, на













лечении дома)


Источник:составленоавтором
Сбор данных осуществлялся в несколько этапов и происходил на протяжении полутора лет с момента попадания проектов в инкубатор Благотворительного фонда «Навстречу переменам» (2012 год) до декабря 2013 года. Сбор данных включал анализ материалов и документов – первичные заявки от руководителей компаний на получение гранта, бизнес-планы компаний, отчеты о социальном воздействии компаний, информация с сайтов компаний, а также проводились полуструктурированные интервью, неформальное общение.

Для того чтобы укрепить надежность полученных данных, в работе были использованы тесты, наиболее часто применяемые в кейс-методе [Yin, 2009]:

  • конструктивная валидность (на этапе сбора информации, формирования кейса) использовались несколько источников информации (анализировались первичные заявки от руководителей компаний на

получение гранта, бизнес-планы компаний, отчеты о социальном воздействии компаний, информация с сайтов компаний, а также проводились полуструктурированные интервью, неформальное общение), выдерживалась логическая цепочка изложения полученной информации, получены и зафиксированы ответы ключевых респондентов (руководителей компаний);

  • внутренняявалидность(на этапе анализа данных) данные анализировались с точки зрения причинно-следственных связей, рассматривались альтернативные интерпретации данных, использовались логические модели при анализе данных;

  • внешняявалидность(на этапе создания дизайна исследования) использовалась одинаковая логика в исследовании для всех анализируемых кейсов;

  • надежность(на этапе сбора данных) при проведении всех интервью, встреч использовались протоколы данных.



В результате проведенного эмпирического исследования удалось выявить особенности построения бизнес-моделей в анализируемых кейсах (таб. 2.4), произвести обобщения, выдвинуть предположения, объясняющие эти особенности и сделать выводы.
Таб. 2.4. Описание компонентов бизнес-моделей кейсов


Компонент бизнес- модели

Кейс 1 Программа

«Ювелирные девочки»

Кейс 2 «Детский книжный автобус “Бампер”»

Кейс 3 Федерации экстремального спорта и молодежных спортивных

движений Томской области

Кейс 4 АНО

«Партнеры по радости»

Стратегическая модель

Ценностное

Предоставление

Подбор и

Создание

Оказание

предложе-

услуг по

доставка книг в те

площадки для

клоунотерапевти-

ние

реабилитации и

места, где они

занятий молодежи

ческой помощи




профилактике

недоступны. Не

экстремальными

детям,




торговли людьми

только доставка

видами спорта,

находящимся на







через участие

детей и

подростков в арт- терапии с

изготовлением бижутерии из натуральных камней

книг, но и попытка стимулировать у детей интерес к чтению через проведение образовательных и

развлекательных программ

регулярное проведение мероприятий и выступлений для повышения мотивации и

интереса к экстремальным видам спорта

лечении в

больнице. Визиты больничных клоунов основаны на импровизации, организации праздников в детских больницах

Потреби- тельские сегменты

Дети и подростки до 18 лет

Дети и, подростки до 18 лет, проживающие на всей территории России, особенно в отдаленных ее частях

Дети и подростки до 18 лет из разных социальных слоев

Дети и подростки до 18 лет, пребывающие на длительном лечении в

стационаре или дома, оставшиеся без попечения родителей

Ключевые ресурсы

Сеть контактов, методики, через которые происходит выявление детей и подростков, столкнувшихся с проблемой торговли людьми, а также группы

риска.

Тщательно отобранная коллекция автобусы.



книг,

Специальные площадки для занятий экстремальными видами спорта, тренеры.

Клоуны, обученные специальной программе

«Школа больничных клоунов».


по

Ключевые виды деятельнос- ти

Поиск, выявление подростков и детей, психологические тренинги, мастер- классы, управление отношениями с клиентами через развитие доверия и

психологического комфорта

Маркетинг, логистика, управление отношениями с клиентами через обеспечение психологического

, эмоционального комфорта, познавательного интереса

Занятия с

тренерами, поддержание отношений с клиентами через эмоциональное вовлечение, создание экстремальных шоу

Отбор и обучение волонтеров (клоунов), предоставление услуг клоунотерапии, управление эмоциональными и психологическим и

отношениями с клиентом

Операционная модель

Ценностная сеть

Активное сотрудничество с НКО в отношении принятия и передачи детей и

подростков, столкнувшихся с

Активное налаживание контактов с издательствами, школами, детскими домами

Взаимодействуют с городскими властями (вступление в молодежный

парламент Томской области),

Активное налаживание контактов больницами, создание

волонтеров, внедрение



с и сети
в








проблемой торговли людьми, а также групп риска




со школами, с лидерами уличных спортивных субкультур из

соседних регионов

практику детских больниц игровые методы реабилитации

Взаимоотно

Проактивный

Не ждут пока

Привлечение

Не ждут, пока к

-шения с

поиск своих

родители захотят

молодежи через

ним обратятся,

клиентами

клиентов через

зайти за книжкой

бесплатные

сами приходят к




использование

для ребенка, а

дворовые

детям, которые




специальных

сами едут к детям,

тренировки,

находятся на




методик.

активно знакомят

массовые

лечении в




Разработка сайта

детей и

мероприятия,

больнице и дома




для

подростков с

семинары,







информирования

книгами,

фестивали,







о проблеме

разжигает детское

социальные сети,







торговли людьми

любопытство,

уличные мастер-







и выявления детей

являются их

классы







и подростков,

проводником в










столкнувшихся с

книжный мир.










этой проблемой

Покупатели













имеют













возможность













совместного













создания













ценности через













покупку книг для













благотворитель-













ных целей (в













детские дома,













хосписы)







Каналы

Информирование

Информирование

Информирование

Использование

сбыта

о существующей

потребителей

потребителей

активных методов




проблеме,

через социальные

через уличные,

продвижения




выявление

сети, участие в

ознакомительные

через партнерские




клиентов с

городских акциях,

семинары,

организации




использованием

мероприятиях.

дворовые

(больницы,




специальных

Использование

тренировки,

хосписы, детские




методик,

активных продаж

фестивали, блоги

дома)




осуществление

через приход в










контроля после

конкретное










выхода

учреждение










ребенка/подрост-













ка из программы