Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 631

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

но и решают социальные проблемы конкретных групп людей. В рамках проекта «Детский книжный автобус “Бампер”» не просто продаются книги, а детям пытаются привить любовь к чтению, а также через общение, тренинги осуществляется помощь в решении психологических и эмоциональных проблем детей. Необходимо отметить, что и в традиционном предпринимательстве многие компании выделяют в качестве вида деятельности управление отношениями с клиентами как ключевой (например, компания Dell), однако спецификой социального предпринимательства является акцент на эмоциональные, психологические аспекты отношений. Такой подход, скорее всего, связан с сущностью социального предпринимательства привязкой деятельности к решению конкретной социальной проблемы, – и особенностями благополучателей, которые часто выражаются в закрытости, замкнутости последних, их нежелании идти на контакт, что требует от организаций установления повышенного эмоционального и психологического контакта с потребителями.


Операционная модель


Ценностная сеть. В указанных проектах можно отметить проактивный подход к созданию собственной ценностной сети. Эти данные подтверждают результаты, которые обнаружили авторы исследования [Mair, Shoen, 2007], анализируя три кейса из стран с развивающимися экономиками. Руководители

проектов, которые анализируются в диссертационном исследовании, в ходе интервью неоднократно делали акцент на том, что формирование стратегических отношений с партнерами во всей цепочке создания ценности является необходимым инструментом для достижения максимального эффекта деятельности и оказания системных изменений. Они проактивно создают ценность в организациях, с которыми взаимодействуют, и, таким образом, часто увеличивают создаваемый социальный эффект, меняя ценности, нормы в партнерских организациях. Например, руководитель организации АНО

«Партнеры по радости» отмечает, что в некоторых больницах врачи, разделяющие с ними ценности, стали носить шапочки с помпончиками при посещении детей в палатах. В рамках программы «Ювелирные девочки» проходят специальные тренинги для различных специалистов (психологов, социальных работников, представителей религиозных сообществ и т.д.) на предмет торговли людьми, что повышает осведомленность о данной проблематике, а также увеличивает поддержку проекта со стороны других организаций. Как отмечают руководители программы «Ювелирные девочки», количество пострадавших от насилия, которые перенаправляются

другими организациями, после таких тренингов резко возрастает.

Согласно подходу [Stevenson, 1999] предприниматели «должны реализовывать возможности вне зависимости от ресурсов, которые находятся под контролем организации», поэтому в теории предпринимательства сети рассматриваются как важный механизм для создания устойчивости, особенно для организаций, находящихся на этапе рождения и становления, которые в большей степени опираются на внешние источники ресурсов [Timmons,1998]. Однако следует отметить, что ценностная сеть, как отмечалось ранее, приобретает более важное значение в социальном предпринимательстве, нежели в традиционном, в связи с необходимостью на всех этапах деятельности организации использовать ресурсы других организаций чаще. Например, в организации АНО «Партнеры по

радости» клоунами работают только волонтеры, которых отбирают с помощью различных партнерских некоммерческих организаций.

Следует подчеркнуть, что руководители всех проектов отмечали и наличие сопротивления на пути реализации проектов со стороны основных стейкхолдеров. Например, АНО «Партнеры по радости» не сразу нашла поддержку среди медицинского персонала больниц не все понимали, в чем ценность клоунотерапии. Руководитель проекта отмечал: «Есть отделения, где очень ждут, но все зависит от человеческого фактора…».

На пути к реализации своей цели социальные предприниматели часто сталкиваются с институциональными барьерами не только формальными (например, правовыми), но и неформальными (например, нормами, обычаями, традициями и т.п.). Их изменение требует не только терпения, но и проактивной позиции в отношении формирования устойчивых, долгосрочных, основанных на
разделении ценностей, взаимоотношений с основными партнерами. Сложности в выстраивании ценностной сети, отмеченные руководителями анализируемых организаций, можно объяснить не только спецификой социального предпринимательства в целом, которая связана с осуществлением прорыва в новые области и созданием рынка в ранее не существовавших сферах, но и низким уровнем легитимности таких организаций в России.

Для России социальное предпринимательство – не совсем новое явление, однако его активное распространение стало наблюдаться только в течение последних пяти лет. По данным исследования, проводившегося исследовательской группой ЦИРКОН в 2008 и 2011 годах, «заметное большинство российских граждан находятся в неведении относительно социального предпринимательства» (Россияне по-прежнему…, 2011).
Взаимоотношениясклиентами(благополучателями).Во всех проектах можно отметить проактивное взаимодействие с клиентами. Например, «Детский книжный автобус “Бампер”» сам приезжает к детям и привозит книги.

Необходимо подчеркнуть, что ориентация на потребности клиента, его вовлечение в создание ценности, проактивное взаимодействие с ним и персональная поддержка сегодня становится нормой для всех компаний, ориентированных на долгосрочное развитие, социальное предпринимательство – не исключение. Однако особенностью социального предпринимательства является характер взаимодействия с клиентами, которые обладают особыми характеристиками. Во-первых, часто благополучатели
по объективным причинам не открыты к общению, замкнуты и не выходят на контакт сами, во-вторых, у благополучателей, как правило, существует низкая самоидентификация, что требует от социальных предпринимателей применения специальных техник по определению потенциальных потребителей блага. Например, в программе

«Ювелирные девочки» разработана специальная методика по выявлению и идентификации тех, кто столкнулся с проблемой торговли людьми. Руководители проекта отмечают, что жертвы торговли людьми часто сами не осознают, что попали в беду. В-третьих, социальные предприниматели часто осуществляют прорыв в те области, где ранее не было рынка, а значит, существует низкая осведомленность о предлагаемой услуге или товаре среди потенциальных клиентов, что требует персонального взаимодействия с клиентами, формирования позитивного восприятия, более персонального и проактивного взаимодействия с клиентами, чем в традиционном предпринимательстве.

Еще одним важным моментом, присущим всем проектам является вовлечение благополучателей в процесс создания ценности и иногда таким образом, что благополучатели могут присваивать часть создаваемой ценности. Такой подход – вовлечение благополучателя на разных этапах цепочки создания ценности отличает социально-предпринимательские фирмы от других видов организаций, которые обычно рассматривают благополучателей в качестве потребителей товаров или услуг, находящихся соответственно в конце цепочки создания ценности. Например, в «Детском книжном автобусе “Бампер”» клиенты могут купить