Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 612

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

книгу, которую потом передадут в детский дом. В

программе «Ювелирные девочки» сами дети и подростки изготавливают украшения, которые потом продаются организацией через различные каналы продвижения, а подростки получают небольшое денежное вознаграждение. Совместное создание ценности имеет преимущества: во-первых, позволяет социальным предпринимателям балансировать в условиях ограниченности ресурсов; во-вторых, гарантирует устойчивость ценностного предложения. Однако необходимо учитывать, что вовлечение благополучателей в процесс создания ценности требует еще более внимательного и продуманного подхода в отношениях с этой основной заинтересованной стороной организации.
Каналысбыта. Важное место в реализации проектов занимает информирование потребителей о предоставляемой услуге/товаре. Информирование через традиционные каналы продвижения, такие как реклама, рассылка и т.п., в анализируемых организациях/проектах практически не используется. Большое значение играют партнеры, через которых осуществляется привлечение благополучателей. Например, для информирования своих потенциальных потребителей об услугах программа «Ювелирные девочки» в большой степени опирается на партнеров (некоммерческие организации, детские дома, дома приюта и т.д.). Кроме того, в качестве важного канала сбыта социальные предприниматели используют инструменты событийного маркетинга (event marketing), т.е. создание комплекса мероприятий, направленных на продвижение товара/услуги. Как отмечается в работе [Close et al.,
2006], событийный маркетинг помогает вовлечь клиента не только рационально, но и эмоционально: возможно, необходимость эмоционального вовлечения благополучателя, который, как было указано ранее, часто не открыт к общению, замкнут и не легко идет на контакт, подталкивает социальных предпринимателей использовать более яркие, эмоциональные средства продвижения и сбыта продукта. Например, Федерация экстремального спорта и молодежных спортивных движений Томской области регулярно использует массовые

мероприятия, такие как уличные, ознакомительные семинары, дворовые тренировки, фестивали, чтобы привлечь молодежь к занятиям экстремальными видами спорта.
Получениеприбыли. Все проекты используют смешанный подход к получению дохода (доход от деятельности и заемные невозвратные средства). Интересно отметить, что даже та организация, которая изначально не привлекала гранты, субсидии и иные источники заемных невозвратных средств – «Детский книжный автобус “Бампер”» – стала системно и стратегически использовать их. Сочетание привлечения рыночных и нерыночных источников дохода свойственно социальному предпринимательству как особой форме организаций смешанного типа. Именно за счет такой стратегии социальные предприниматели способны делать прорыв в те области, где существуют высокие положительные эффекты, иными словами создавать рынок там, где коммерческим компаниям невыгодно. В трех остальных проектах, наоборот, наблюдается включение в бизнес-модель дополнительных элементов, которые позволяют развивать собственные источники дохода и нацеливаться на постепенный переход к самоокупаемости. Например, программа «Ювелирные девочки», которая изначально существовала как часть некоммерческой организации и полностью зависела

от внешнего финансирования (гранты, субсидии), постепенно стала все более активно развивать коммерческую деятельность, что, с одной стороны, позволило снизить в некотором смысле ресурсную зависимость и помогло «рассчитывать на свои силы», а с другой привело к необходимости применения долгосрочного планирования своей деятельности, а следовательно, расчёта и поиска баланса между экономической и социальной эффективностью. Такое развитие позволяет переключиться от проектно-ориентированного подхода, свойственного некоммерческим организациям, к подходу, основанному на долгосрочном ведении деятельности, а следовательно, решать социальную проблему на систематической основе. Главным мотивирующим фактором деятельности

социального предпринимателя является нежелание смириться с определенной ситуацией и стремление достичь системных изменений, что возможно только при использовании долгосрочного планирования деятельности.

Важно отметить, что определенной спецификой функционирования социального предпринимательства в России является отсутствие законодательно- закреплённого определения социального предпринимательства, а соответственно, например, и особых льготных условий для деятельности таких организаций, а также специальных кредитных продуктов, которые активно развиваются во всем мире. Поэтому при упомянутых институциональных особенностях социальные предприниматели используют инструменты и подходы, которые свойственны либо коммерческому, либо некоммерческому сектору.

Источником дохода в некоторых случаях выступает сам благополучатель, однако, очень часто источником дохода
выступает третья сторона. Это объясняется в большинстве случаев неплатежеспособностью благополучателя, и необходимостью построения социальными предпринимателями такой бизнес- модели, которая позволила бы устойчиво функционировать за счет получения дохода от другой заинтересованной стороны.

Во всех анализируемых проектах прослеживается проактивное привлечение нерыночных ресурсов для минимизации издержек. Например, в АНО «Партнеры по радости» в основном используется труд волонтеров, «Детский книжный автобус “Бампер»”» приобретает автобусы за счет эффективного проведения фандрайзинговых акций. Именно использование нерыночных ресурсов, как правило, и позволяет социальным предпринимателям минимизировать расходы и осуществлять деятельность в низкомаржинальных сферах, в которых традиционному бизнесу действовать не выгодно.
Сравнительный анализ четырех кейсов показал, что в наиболее явной форме многие аспекты и проблемы проявлялись в программе «Ювелирные девочки». Данный результат может быть объяснен тем, что, во-первых, острая проблема

торговли людьми, решаемая в рамках данного проекта, не признана многими институтами, что требует от руководителей проекта дополнительных усилий в достижении целей. Во-вторых, особенные характеристики благополучателя в этом проекте – повышенная замкнутость, нежелание выходить на контакт и наличие множественных проблем и сложностей вынуждают социальных предпринимателей, как было подчёркнуто ранее, находить способы и пути установления взаимоотношений с благополучателями через вовлечение их в процесс создания ценности и расширение ценностной сети.

С другой стороны, несмотря на принадлежность
анализируемых организаций к разным сферам и областям деятельности, были выявлены ряд закономерностей в анализируемых кейсах, которые свидетельствуют о наличии специфических характеристик социального предпринимательства и существовании особенностей бизнес-моделей в социальном предпринимательстве.
На основе проведенного анализа бизнес-моделей фирм, вовлеченных в социальное предпринимательство в России, были получены данные, которые позволяют сделать ряд предположений и выводов. Одни из них основаны на общей логике объяснений специфики бизнес-моделей в социальном предпринимательстве, а другие базируются на отличительных характеристиках институциональной среды в России:

  1. Социальные предприниматели чаще сталкиваются с проблемой

«отклонение от миссии», которую можно объяснить специфичностью самого явления, где достижение социального эффекта должно происходить при сохранении финансовой устойчивости, более сложной и неопределенной внешней средой и зависимостью от держателей основных ресурсов. Так, можно предположить, что социальные предприниматели в большей степени и чаще реагируют на требования заинтересованных сторон, которые являются держателями необходимых социальным

предпринимателям ресурсов, что в свою очередь влияет на выбор стратегии и следовании миссии.

  1. Ценностное предложение социальных предпринимателей постепенно трансформируется с изменением бизнес-модели и становится шире, чем оно задекларировано компанией изначально. Можно предположить, что такая трансформация целей и задач организации связана, во-первых, часто с изменением самой бизнес-модели проекта, т.е. включение коммерческой компоненты, которая создает дополнительные функции. А во-вторых, с характеристиками благополучателя: как правило, это «социально исключенные» группы, которые имеют множество проблем. Поэтому, социальные предприниматели вынуждены реагировать на ожидания основной заинтересованной стороны благополучателя и создавать комплекс дополнительных услуг, продуктов для повышения социальной адаптации этих групп, либо развивать сеть партнеров, которые смогут решить проблемы, не связанные с основной деятельностью социально- предпринимательской фирмы. Более сложная и неопределенная внешняя среда, чем в традиционном предпринимательстве требует больших усилий, ресурсов от социальных предпринимателей при расширении существующей ценности и создании новых продуктов/услуг.

  2. Социальные предприниматели пытаются приобрести контроль над ключевым ресурсом, что подтверждает выдвинутые предположения [Mair, Schoen, 2007]. Такой подход можно объяснить, во-первых, стремлением социальных предпринимателей как ресурсно-ограниченных организаций, снизить ресурсную зависимость, установив контроль над стратегическими ресурсами, а во-вторых, желанием защитить и сохранить свою ключевую компетенцию, которая тесно связана с использованием стратегических ресурсов фирмы. Однако социальное предпринимательство находится в большей зависимости от внешних организаций, чем традиционное, в связи с необходимостью использования ресурсов других организаций и лиц.

  3. Социальные предприниматели проактивно формируют ценность в организациях, с которыми взаимодействуют, таким образом, часто увеличивают создаваемый социальный эффект, так как меняют ценности, нормы в партнерских организациях. В предпринимательстве сети играют важную роль особенно на ранних этапах развития фирмы в связи с отсутствием у организации собственных ресурсов и необходимостью использовать ресурсы партнеров. Однако в социальном предпринимательстве роль партнерских сетей значительно выше, чем в традиционном предпринимательстве в связи с тем, что фирмы, занятые в социальном предпринимательстве часто могут устойчиво функционировать только за счет привлечения ресурсов внешних организаций. Сложности в выстраивании ценностной сети, обнаруженные в ходе исследования, можно объяснить, не только спецификой социального предпринимательства в общем, которая связана с осуществлением прорыва в новые области и созданием рынка в ранее несуществующих сферах, но также и низким уровнем легитимности таких организаций в России.

  4. Социальные предприниматели проактивно взаимодействуют с клиентами. Однако особенностью социального предпринимательства является характер взаимодействия с клиентами, которые обладают особыми свойствами. Во- первых, часто благополучатели по объективным причинам не открыты к общению, замкнуты и не выходят на контакт сами, во-вторых, у благополучателей существует низкая самоидентификация, что требует от социальных предпринимателей применения специальных техник по выявлению потенциальных потребителей товаров или услуг. В-третьих, социальные предприниматели часто осуществляют прорыв в те области, где ранее не было рынка, а значит, существует низкая осведомленность о предлагаемой услуге или товаре среди потенциальных клиентов, что требует более персонального и проактивного взаимодействия с клиентами,