Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 607

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

ценности, и социальное предпринимательство лежит где-то на континууме организаций, которые создают так называемую «смешанную ценность» (blended value) [Emerson, 2003].

Спектр гибридных организаций

Традицион- ные

НКО

НКО,

имеющие доходную деятельность

Социальные предприятия

-встроенные

-интегриро-ванные

-внешние

Социально- ответствен- ный бизнес

Компании, практикую- щие социальную ответствен-

ность

Традицион- ные прибыльные организации

  • Мотивация, определенная миссией

  • Ответственность перед стейкхолдерами

  • Реинвестирование дохода в социальные программы, либо операционные расходы

  • Мотивация на производство прибыли

  • Ответственность перед акционерами

  • Прибыль перераспреде- ляется между акционерами

Рис. 3.1 Спектр гибридных организаций

Источник:[Alter,2007,c.14]

Дальше автор выделяет три типа социальных предприятий26 в зависимости от степени интеграции социальной программы в бизнес:

    • встроенные (embedded) социальные предприятия бизнес деятельность создана в целях реализации социальной программы;

    • интегрированные (integrated) социальные предприятия бизнес деятельность частично покрывает социальные программы, обычно разделяя затраты, аккумулируя ресурсы и т.п.;

    • внешние (external) социальные предприятия бизнес деятельность не связана с социальным программами и миссией организации, а лишь поддерживает их финансово.



Основываясь на выделенных типах социальных предприятий, К.Альтер [Alter, 2007] представляет типы операционных моделей социального предпринимательства, которые автор считает базовыми и наиболее популярными:

  • модель предпринимательской поддержки;

  • модель рыночного посредничества;

  • модель занятости;

  • модель платы за услуги;

  • модель рынка для низкодоходных клиентов;

  • кооперативная модель;

  • модель рыночного сцепления.



Несмотря на то, что выделенные операционные модели социального предпринимательства представляют практический и теоретический интерес, они не являются результатом систематизации данных с применением строгой научной методологии, а скорее являются результатом общих наблюдений автора.

Интересной представляется типология А.Передо и М.МакЛин [Peredo and McLean, 2006], которая построена в зависимости от двух параметров: роль





26 Социальные предприятия здесь используется автором [Alter, 2007] как синоним социально- предпринимательской фирме

социальных целей и коммерческого обмена. Исследователи получили пять типов организаций социального предпринимательства, сочетая разные признаки выделенных параметров. Например, авторы описывают организации, у которых социальные цели являются центральными, а вся прибыль реинвестируется на социальные нужды или на развитие организации, и приводят пример Грамин банка. Данная типология построена посредством критического анализа литературы в области предпринимательства, корпоративной социальной ответственности

с рассмотрением отдельных примеров. Фактически все последующие типологии, разработанные исследователями, изучающими социальное предпринимательство, являются также в большей степени концептуальными, а не эмпирическими. Каждая из них делает определенный сдвиг в развитии теории за счет классификации организаций в зависимости от наиболее значимых аспектов социального предпринимательства – целей, подхода к распределению прибыли и т.д., и приближает нас к пониманию границ явления

«социальное предпринимательство» [Elkington et Hartingan, 2008; Neck, Brush, Allen, 2009].

Причиной доминирования именно концептуального подхода в разработке классификаций социального предпринимательства является слабое развитие теории в этой области, сложность выделения эмпирических данных. Однако в 2012 году появилась работа Дж.Мэр, Дж. Баттилана, Дж.Карденас [Mair, Battilana, Cardenas, 2012], в которой авторы разработали классификацию (таксономию) социального предпринимательства, основываясь на эмпирических данных (200 компаний/проектов). В результате проведенного анализа авторы выделили 4 типа организаций социального предпринимательства в зависимости от формы капитала: модель, основанная на политическом, человеческом, на экономическом и социальном капитале. Социальное предпринимательство, основанное на политическом капитале, в основном связано с проблемами в области прав человека, законодательной защитой и т.п. Социальное предпринимательство, которое ставит человеческий капитал в центр своей деятельности в решении

социальных проблем, в основном занято в сфере образования,
медицины. Организации, которые используют экономический капитал в целях достижения социальных преобразований, в основном заняты решением проблем, связанных с трудоустройством, доступом к рынку, бедностью. Социальное предпринимательство, в котором основной упор делается на развитие социального капитала, связано с проблемами гражданской активности и вовлеченности. Несмотря на то, что данное исследование является значимым исследованием, в котором разработана таксономия социального предпринимательства, оно имеет ряд ограничений. Например, одно из ограничений связано с тем, что классификация построена в зависимости от одного параметра – тип капитала, что дает лишь фрагментарное представление о социальном предпринимательстве.

Из вышеперечисленного обзора подходов к разработке классификаций можно сделать вывод о том, что в представленных ранее работах, есть попытки внести определенность в концептуальные неточности социального предпринимательства через разработку типов социального предпринимательства. Каждая из представленных работ внесла определенный вклад в развитие теории социального предпринимательства, продвинув наше понимание и раскрыв ту или иную область исследуемого явления. Однако в основном все упомянутые работы используют концептуальный подход, имеют не всегда обоснованные параметры, признаки и критерии, а также часто используют организационно-правовые формы в качестве основы для разработки континуума организаций, что, скорее всего, является не вполне релевантным, т.к. социальным предпринимательством, как было определено ранее, является деятельность, направленная на решение социальных проблем вне зависимости
от организационно-правового статуса организации. Представляется необходимым разработка эмпирически обоснованной классификации социального предпринимательства на основе релевантных признаков и критериев, что позволило бы внести определенный

вклад в развитие теории социального предпринимательства, показать границы данного явления и определить его особенности.

    1. 1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   35