Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 600
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Для целей второго этапа эмпирического исследования были выбраны бизнес-планы 143 слушателей, успешно-защитивших свои итоговые проекты в рамках образовательной программы повышения квалификации «Управление проектами в области социального предпринимательства», реализуемой в Институте «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета при финансовой поддержке Фонда Citi. В итоге в выборку попали 77 бизнес-планов фирм/проектов, находящихся на разных стадиях развития (от стартапа)27 (Приложение 1), которые отвечали ранее определенным автором признакам социального предпринимательства:
-
Экономическая деятельность хозяйствующего субъекта, основанная на долгосрочном планировании; -
Вне зависимости от организационно-правовой формы; -
Миссия привязана к решению конкретной социальной проблемы определенного сообщества; -
Финансово-устойчивая деятельность (финансовая устойчивость может достигаться за счет смешанного подхода – использование рыночных и нерыночных инструментов); -
Предпринимательский подход – поиск возможностей (обнаружение провалов ранка, государства), взятие рисков, поиск инновационных способов комбинации ресурсов для создания социальной ценности; -
Товары, услуги, которые имеют высокие положительные эффекты, не предоставляемые из-за провалов рынка и государства.
27 В выборку также не попали бизнес-планы
, которые были написаны в качестве учебных и не привязаны к уже существующей фирме.
Для анализа данных в начале была произведена оценка бизнес-планов в зависимости от проблем, которые решаются компаниями. В качестве критериев для анализа были выбраны параметры, выделенные [Mair, Battilana, Cardenas, 2012], включающие категорию «проблемы» и категорию «целевая группа». Данные категории были получены авторами в результате контент-анализа документов социальных предпринимателей, которые были поддержаны международным Фондом Ашока и Фондом Шваба в разных странах мира. Разработка собственных категорий понадобилась авторам в связи с разницей в выделении категорий фондами. Так, Фонд Ашока разделяет социальных предпринимателей на 6 классов, а Фонд Шваба на 29 в зависимости от сферы деятельности. Заимствование выделенных авторами категорий для анализа данных диссертационного исследования является вполне обоснованным в связи с тем, что, во-первых, они были разработаны с учетом всех необходимых правил и процедур индуктивного подхода и получены на значимой выборке – 200 компаний/проектов, во-вторых, применение этих категорий позволит провести сравнительный анализ выборки, используемой в работе [Mair, Battilana, Cardenas, 2012] и в данном диссертационном исследовании. Так, Дж. Мэр, Дж. Баттилана, Дж. Карденас [Mair, Battilana, Cardenas, 2012] выделили 11 подкатегорий для категории «проблемы» и 16 подкатегорий для категории «целевая группа» (Приложение 2).
Важно отметить, что для одной организации могут быть выбраны несколько категорий, в связи с тем, что одна организация может решать несколько проблем в интересах нескольких целевых групп.
Полученные результаты анализа эмпирических
данных, используемых в данном диссертационном исследовании, демонстрируют распределение организаций/проектов по областям, т.е. тем проблемам, которые она решают, а также по целевым группам (таб. 3.1, таб. 3.2). Так, необходимо отметить, что доминирующей сферой деятельности организаций/проектов, попавших в выборку
данного исследования, является решение экономических проблем (41,6%), что абсолютно соотносится с данными, полученными Дж.Мэр, Дж.Баттилана, Дж.Карденас [Mair, Battilana, Cardenas, 2012]. Затем следуют такие сферы, как здоровье (26%), развитие гражданского общества (23,4%) образование (19,5%),
культура (14,3%) и окружающая среда (9,1%).
Таб. 3.1 Описание эмпирических данных – категория «проблемы»
№ | Проблемы | Количество | Процент |
1 | Экономика | 32 | 41,6% |
2 | Здоровье | 19 | 24,7% |
3 | Развитие гражданского общества | 18 | 23,4% |
4 | Образование | 15 | 19,5% |
5 | Культура | 11 | 14,3% |
6 | Окружающая среда | 7 | 9,1% |
7 | Семья | 4 | 5,2% |
8 | Продовольствие/вода | 3 | 3,9% |
9 | Жилищные условия | 2 | 2,6% |
10 | Защита прав | 1 | 1,3% |
11 | Технология | 1 | 1,3% |
Источник:составленоавтором
Важно отметить, что в такой сфере, как «защита прав» занято всего 1,3% от всех организаций, тогда как у [Mair, Battilana, Cardenas, 2012] в этой области занято 17,5% организаций. Возможно, такую тенденцию можно объяснить тем, что некоммерческие организации, занятые в сфере защиты прав, пока испытывают определенные трудности в поиске бизнес-моделей, которые бы позволили вывести данную деятельность в социальное предпринимательство. Деятельность таких организаций, как Организация Объединенных Наций (ООН) в России, которая финансирует множество программ по защите прав человека, низкая предпринимательская активность, недостаточность знаний и компетенций часто приводит к подавлению инициатив некоммерческих организаций по поиску возможных путей достижения финансовой устойчивости организации. Например, проект «Электронный альянс по правам детей» (www.alliance-e.ru), который поддерживает Совет Министров Северных стран, несмотря на попытки, пока так
и не может найти модель, которая позволила бы проекту выйти на уровень самоокупаемости и не зависеть от грантов и субсидий.
Из представленных данных распределения организаций по целевым группам, которые являются основными благополучателями, видно (таб. 3.2), что 31,2% организаций/проектов решают проблемы детей, дальше следуют лица с ограниченными возможностями (19,5%), местное сообщество (16,9%), молодежь (13%). В категории «другое» были отнесены группы, которые не были выделены отдельно, например, взрослые, реставраторы, малые музеи, люди с зависимым поведением, приемные родители, мужчины.
Таб. 3.2 Описание эмпирических данных – категория
«целевая группа»
№ | Целевая группа | Количество | Процент |
1 | Дети | 24 | 31,2% |
2 | Люди с ограниченными возможностями | 15 | 19,5% |
3 | Местное сообщество | 13 | 16,9% |
4 | Молодежь | 10 | 13,0% |
5 | Другое | 9 | 11,7% |
6 | Женщины | 8 | 10,4% |
7 | Семья | 7 | 9,1% |
8 | Общество в целом | 6 | 7,8% |
9 | Сироты | 6 | 7,8% |
10 | Бизнес | 4 | 5,2% |
11 | Пожилые люди | 4 | 5,2% |
12 | Общественные организации | 2 | 2,6% |
13 | Фермеры | 2 | 2,6% |
14 | Бедные | 2 | 2,6% |
15 | Учителя | 1 | 1,3% |
16 | Государство | 1 | 1,3% |
17 | Бездомные | 1 | 1,3% |
18 | Студенты | 1 | 1,3% |
Источник:составленоавтором
Важно отметить, что по результатам анализа имеющихся эмпирических данных к классификации целевых групп [Mair, Battilana, Cardenas, 2012] были добавлены