Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 639
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
Отсутствие категории «сироты» в классификации Дж.Мэр, Дж.Баттилана, Дж.Карденас [Mair, Battilana, Cardenas, 2012] вполне объяснима в связи с отсутствием такой явной проблемы, как в развитых странах в связи со стабильной системой опеки и усыновления, так и во многих развивающихся странах и странах с развивающимися рынками, где сдерживающим фактором для роста количества сирот являются традиции общества (например, в Индии, Бангладеш, Пакистане и т.д.). В России же неуменьшающееся количество детей-сирот остается одной из самых острых социальных проблем страны. Похожая ситуация наблюдается в уходе и предоставлении услуг для пожилых людей – например, наличие развитой системы социального страхования в развитых странах, а также подъем последние 15-20 лет коммунитарной и солидарностной идеологии в странах Европы28 играет важную роль в сглаживании проблем людей пенсионного возраста, разрывая связь между старостью и бедностью. В России, несмотря на улучшающиеся условия жизни пенсионеров (например, принятие в 1995 году двух федеральных закона, регламентирующих общие принципы предоставления социальных услуг и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, Правительством РФ было принято постановление №70 от 29 января 2002 года «О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 годы»), наблюдается необходимость увеличения объема и повышения качества и доступности предоставляемых социальных услуг пожилым, разработки механизмов и инструментов интеграции данного населения
в социально- экономическую жизнь. В тоже время, социальные услуги (принятое название в народе – «социалка»), как отмечает Н.И.Зверева, директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» [Зверева, 2013], «начинают открываться частному бизнесу, государство сегодня готово к диалогу и сотрудничеству»29. Помимо этого, некоторые благотворительные фонды специализируются на поддержке социального предпринимательства в области поддержки людей
28 Это направление социальной работы связано с широким участием самих жителей в решении собственных проблем на основе взаимопомощи и кооперации.
29 http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/zvereva-trendu.html
пожилого возраста. Например, Фонд Тимченко поддерживает экспертные проекты некоммерческих, коммерческих, религиозных, федеральных и муниципальных организаций, деятельность которых направлена на повышение качества жизни людей старшего возраста. Но, несмотря на появление в России государственных мер, частных инициатив, направленных на обслуживание людей пожилого возраста, наблюдается значительный провал рынка и государства в этой сфере, что привлекает социальное предпринимательство в данную область. Об этом и свидетельствуют результаты, полученные при анализе эмпирических данных.
Из представленных данных видно, что классификация Дж.Мэр, Дж.Баттилана, Дж.Карденас [Mair, Battilana, Cardenas, 2012] хорошо покрывает фактически все области деятельности и целевые группы организаций/проектов, и потребовала лишь некоторых добавлений, которые можно объяснить институциональными особенностями российского контекста. Важно отметить, что использование классификации Дж.Мэр, Дж.Баттилана, Дж.Карденас
[Mair, Battilana, Cardenas, 2012] для анализа имеющихся эмпирических данных позволило выявить ряд особенностей развития социального предпринимательства в России. Необходимо подчеркнуть, что не очень большая выборка – 77 организаций/проектов, а также получение выборки из числа слушателей программы «Управление проектами в области социального предпринимательства» объективно является ограничением данного анализа и требуется проведения дальнейших исследований на более репрезентативной выборке, однако полученные результаты наглядно отразили те тенденции и реалии развития социального предпринимательства, которые отмечают и многие эксперты в этой области в России.
В целях данного диссертационного исследования в работе предлагается разработать типологию бизнес-моделей в социальном-предпринимательстве, которая не только позволит внести существенный вклад в понимание основных
используемых в социальном предпринимательстве бизнес-моделей, но и расширить наши знания в целом о явлении «социальное предпринимательство». Как отмечает П.Вейл и др. [Wiell et al., 2005], нет одного верного способа выделения типов бизнес-моделей, но некоторые типологии являются более проработанными и практичными, чем другие. Для того чтобы достичь хороших результатов в построении типологии, авторы предлагают следовать рекомендациям американского социолога Л.Скотт [Scott, 1981], который выделяет следующие характеристики «хорошей типологии»:
-
Типология должна быть интуитивно разумной, т.е. должна быть построена с учетом здравого смысла; -
Типология должна быть в определенной степени универсальной, т.е. должна быть основана на систематическом подходе и применяться не только к компаниям определенной отрасли или сферы; -
Типология должна быть четко определена, т.е. должны существовать систематические правила, а не субъективный подход для определения бизнес-модели компании к тому или иному типу; -
Типология должна быть концептуально элегантной, т.е., несмотря на субъективизм элегантности, желательно использовать небольшое количество концепций.
Для достижения целей и задач, поставленных в работе, и принимая во внимание необходимость создания теоретически продуманной и практически применимой типологии, при разработке типологии в данной работе автор следовал рекомендациям, упомянутым выше.
Использование нескольких признаков с маленьким количеством переменных и анализ эмпирических данных в соответствии с этими признаками является, согласно мнению многих авторов [Bailey, 1994; Kluge, 1999; Scott, 1981], исследовательским методом, обладающим высокой практической направленностью, т.к. позволяет избежать чрезмерной сложности получаемых
данных. Поэтому в ходе разработки типологии целью одной из задач был поиск двух-трех концептуально обоснованных и эмпирически чувствительных критериев [Bailey, 1994].
Несмотря на многочисленные дебаты относительно унификации определения концепции «бизнес-модель» [Zott, Amit, Massa, 2011], существует единое мнение о том, что бизнес-модель должна показывать связь между внутренними элементами работы компании и внешними по отношению к компании, включая создание ценности для клиента [Amit and Zott 2001 and Teece, 2010, Vargo and Lusch, 2004, Ulaga, 2003 and Normann, 2001, Chesbrough and Rosenbloom, 2002, Morris, Schindehutte, Allen, 2005] и присвоение ценности через получение дохода компанией или монетизацию ценности [Teece, 2010, Walter et al., 2001; Möller and Törrönen, 2003]. Многие исследователи уже применяли параметры и признаки, относящиеся к процессу создания и присвоения ценности для разработки типологии бизнес-моделей фирм, работающих в разных областях экономики. Например, Kujala et al. (2010) использовали параметры – ценностное
предложение для потребителя (для создания ценности) и получение дохода для поставщика (для присвоения ценности) для разработки типологии бизнес-моделей проектных фирм. Также, М.Раппа [Rappa, 2001] выделил два параметра для таксономии бизнес-моделей фирм электронной промышленности – получение дохода и ценностное предложение. Такой подход к классификации бизнес- моделей вполне обоснован, т.к. предложенные характеристики отражают логику, лежащую в основе концепции «бизнес-модель» – создание и присвоение ценности.
Несмотря на то, что, согласно Ф.Сантос [Santos, 2012] социальное предпринимательство в большей степени нацелено на создание ценности для благополучателя, чем на присвоение, финансовая устойчивость является важным условием реализации социальных целей и достижения устойчивости организации, поэтому и создание и присвоение ценности являются важными составляющими при рассмотрении бизнес-моделей в социальном предпринимательстве. Так,
описанный выше подход выделения параметров для соответствующего выделения признаков и критериев, разработки классификации является вполне обоснованным для применения его для выделения основных типов бизнес- моделей в социальном предпринимательстве. В качестве первого параметра для разработки типологии предлагается использовать – компонент «ценностноепредложение» (создание ценности), а в качестве второго – компонент «логикуполучениядохода»(присвоениеценности).
В социальном предпринимательстве ценностное предложение, как и в коммерческом, отражает ту ценность, которая создается компанией для клиента. Иными словами, те решения, которые компания предлагает для разрешения