Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 604
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
На основе результатов и выводов, полученных в ходе первого этапа исследования, направленного на выявление специфики формирования бизнес- моделей в социальном предпринимательстве с использованием кейс-метода, было установлено, что ценностное предложение организации/проекта связано с решением социальной проблемы основной целевой группы – благополучателей. А получение дохода, как уже было определено ранее, имеет свою специфику, во- первых, в связи с тем, что благополучатели часто не платежеспособны, а значит, присутствует другая заинтересованная сторона, которая является источником дохода для организации, а во-вторых, доходы могут формироваться за счет и нерыночных механизмов (получение грантов, дотаций, краудфандинговые механизмы).
Для того чтобы определить признаки двух выделенных для разработки типологии параметров (ценностное предложение и логика получения дохода) согласно логике «обоснованной теории» были проанализированы бизнес-планы отобранных организаций/проектов (77
бизнес-планов). С помощью контент- анализа выделены признаки и значения признаков (критерии). Более углубленный анализ данных позволил сделать вывод о том, что качество решаемой проблемы и предлагаемой ценности тесно связано с типом благополучателя, а именно с тем, где в цепочке создания ценности находится благополучатель. Несмотря на то, что социальное предпринимательство, как было уже отмечено ранее, обладает широким кругом заинтересованных сторон, основной заинтересованной стороной является именно та группа, в интересах которой решается социальная проблема [Sommerrock, 2011]. Так, например, если благополучатель является работником (например, социальный предприниматель трудоустраивает на свое предприятие людей с ограниченными возможностями), то основные проблемы, которые решает социальный предприниматель, состоят в интеграции, социализации и повышении экономического благосостояния этой группы людей. Если благополучатель является поставщиком (например, социальный предприниматель закупает сырье у фермеров из отдаленных районов), то основная ценность, которая создается в рамках ценностного предложения, является возможность получения доступа к рынку. А если благополучатель является покупателем (например, социальный предприниматель предоставляет образовательные услуги семьям детей-аутистов), то он получает возможность приобретения товара или услуги. Например, М.Моррис, М. Шиндехутт и Дж. Аллен [Morris, Schindehutte, Allen, 2005] предлагают выделять положение клиента в цепочке создания ценности на основе того, кем является клиент – поставщиком, государством,
институтом, оптовой торговой компанией, розничной торговой компанией, поставщиком услуг. В данном диссертационном исследовании предлагается использовать следующие характеристики положения благополучателя,
полученные на основе контент-анализа30 77 бизнес-планов фирм/проектов, – в начале цепочки создания ценности (за пределами), внутри цепочки создания ценности и в конце цепочки создания ценности (за пределами). Данные характеристики создания ценности для благополучателя можно построить по аналогии с моделью «цепочки создания ценности» М. Портера. Цепочка создания ценности была предложена М. Портером [Porter, 1985] в качестве инструмента стратегического анализа, направленного на подробное изучение деятельности организации с целью стратегического планирования, для выявления источников конкурентного преимущества с помощью анализа отдельных видов деятельности компании (рис. 3.2). Так, видно, что поставщики находятся за пределами в начале цепочки создания ценности и обеспечивают поставку сырья, комплектующих и т.д.; работники находятся внутри цепочки создания ценности и могут быть заняты в любом виде деятельности (основном или вспомогательном), а потребители (либо покупатель, либо реципиент) находятся в конце цепочки создания ценности и используют продукты/услуги, произведенные фирмой. Таким образом, благополучатель может занимать разные позиции и выполнять разные роли в цепочке создания ценности.
30 Контент-анализ – количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных закономерностей.
Рис. 3.2 Цепочка создания ценности
Источник:составленопо[Porter,1985]
Так, в качестве признака параметра «ценностноепредложение»предлагается выделить «ценностное предложение в зависимости от положенияблагополучателя в цепочке создания ценности», в качестве значения признака (критерия) следует определять – за пределами в начале/внутри/за пределами вконцецепочкисозданияценности.
Получение дохода в социальном предпринимательстве происходят либо за счет прямой оплаты благополучателем, либо третьей стороной, т.е., когда возникает разделение между покупателем и благополучателем (потребителем). Как было отмечено ранее, социальное предпринимательство нацелено на решение социальных проблем благополучателя – основной заинтересованной стороны, поэтому вопрос о том, каким образом благополучатель получает товар/услугу – является ли он источником дохода, либо бизнес-модель выстраивается таким образом, что благополучатель не платит, а получение дохода происходит за счет третьей стороны (либо путем привлечения нерыночных источников дохода, либо за счет оплаты товара/услуги покупателем), следует считать одним из центральных вопросов в построении бизнес-модели в социальном предпринимательстве. В качестве признака параметра «логика получения дохода»предлагается использовать признак, выделенный в исследовании бизнес-моделей, который проводил Центр Филмбай Аархус, Институт Александра и Центр развития высокотехнологичных инноваций Университета Фонда Лодз [Report on
Business Models, Value Chains and …, 2011] – источник получения дохода, где
значениями признака являются клиент (в данном случае благополучатель), т.е. клиент оплачивает товар/услугу, либо третьясторона.
Так, на основе проведенного эмпирического и теоретического анализа предлагается разрабатывать типологию основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве по двум основным признакам, которые отражают логику, заложенную в основе самого понятия бизнес-модель и являются основополагающими в социальном предпринимательстве – положение благополучателя в цепочке создания ценности (создание ценности) и источник получения дохода (присвоение ценности) (таб. 3.3).
Таб. 3.3 Параметры, признаки и критерии для разработки типологии
Параметр (компонент бизнес-модели) | Признак | Значение признака | (критерий) | |
Ценностное предложение | Положение благополучателя в цепочке создания ценности | За пределами в создания ценности | начале | цепочки |
Внутри цепочки создания ценности | ||||
За пределами в создания ценности | конце | цепочки | ||
Логика получения дохода | Источник получения дохода | Благополучатель | ||
Третья сторона |
Источник:составленоавтором
Для определения основных типов бизнес-моделей в социальном предпринимательстве были проанализированы отобранные бизнес-планы организаций/проектов (77 бизнес-планов) в соответствии