Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 606

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

с выделенными признаками положение благополучателя в цепочке создания ценности начале/внутри/в конце цепочки создания ценности) и источник получения дохода (благополучатель/третья сторона). Анализ данных проводился в соответствии с принципами проведения качественных методов исследования, описанных у Miles and Huberman (1994), которые сводятся к следующим шагам:

  1. Сбор данных

  2. Ограничение, сокращение данных

  3. Демонстрация данных

  4. Анализ данных

  5. Выводы



Для визуализации данных все кейсы были проиллюстрированы в соответствии со схемой на рис. 3.3. Так, для иллюстрации данных использовались обозначения – цепочка создания ценности, социальный предприниматель (СП), благополучатель (Б), покупатель (П), финансовый поток, товарный поток.


цепочка создания ценности


  • 1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   35


СП
социальный предприниматель



  • благополучатель



  • покупатель


Финансовый поток Товарный поток (услуга)
Рис. 3.3 Обозначения для визуализации данных

Источник:составленоавтором

Например, иллюстрация благотворительного магазина «Спасибо!» выглядит следующим образом (см. рис. 3.4):






Рис. 3.4. Пример анализа бизнес-модели благотворительного магазина «Спасибо!»

Источник:составленоавтором

Из приведенной выше схемы видно, что благополучатель находится в конце цепочки создания ценности, т.е. является потребителем товара и получателем финансовых ресурсов, социальный предприниматель получает доход от продажи товара покупателю (третьей стороне). По такому принципу работают многие благотворительные магазины. Например, благотворительный магазин «Спасибо!»

  • первый в России благотворительный магазин, работающий согласно принципам, которые уже более 70 лет успешно используются благотворительными магазинами в Великобритании, Америке, Австралии и других странах. Главная общая задача благотворительных магазинов – превратить хорошие, но ненужные одним людям вещи в полезный ресурс для других людей. Цели в благотворительных магазинах в разных странах схожи, но бизнес-модели могут немного отличаться. В «Спасибо!» работа происходит так: горожане отдают ненужные им вещи в отличном состоянии, вещи сортируются: 90% распределяются по городским благотворительным организациям разного профиля и раздаются нуждающимся в Центре приема и выдачи вещей «Спасибо!», а 10 % вещей отправляются в магазины «Спасибо!», где продаются. Оставшаяся после покрытия всех статей расходов прибыль перечисляется на благотворительность (источник: http://spasiboshop.org). Так, главный благополучатель в данной модели

  • благотворительные организации, которые получают от магазина «Спасибо!» пожертвования в натуральной или денежной форме. За счет продажи части вещей организация покрывает все текущие операционные затраты. Важно отметить, что данная организация способна достаточно большую часть средств отдавать в благотворительные организации за счет того, что важная часть ресурсов, которые получит сама организация являются бесплатными (одежда, обувь, которую сдают люди).


В результате анализа данных были получены пять типов бизнес-моделей (таб. 3.4). Важно отметить, что использование в исследовании эмпирически обоснованной типология помогло избежать основного недостатка концептуально

  • построенных типологий наличие типов, которые могут отсутствовать на практике [Kluge, 2000]. Тип бизнес-модели, где благополучатель находится внутри цепочки создания ценности и является источником получения дохода, не выявлен в результате эмпирического анализа, что является вполне логичным и обоснованным, в связи с тем, что сотрудник не выступает источником дохода в организации, а является ресурсом, необходимым для создания ценности.


Таб. 3.4 Типы бизнес-моделей в социальном предпринимательстве


Признак




Положение благополучателя в цепочке создания

ценности




Критерий

Запределамивначалецепочкисоздания

ценности

Внутрицепочкисозданияценности

Запределамивконцецепочкисоздания

ценности

Источник получения дохода

Благополучатель

Тип 1 (n=2)




Тип 4 (n=38)

Третьясторона

Тип 2 (n=6)

Тип 3 (n=13)

Тип 5 (n=32)

Источник:
составленоавтором

Все проанализированные бизнес-модели организаций были соотнесены с одним из пяти полученных типов бизнес-моделей в социальном предпринимательстве, таким образом, что, если у компании один тип

благополучателей и источник дохода, то бизнес-модель была отнесена к одному типу, если у компании несколько групп благополучателей (например, женщины оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и больные, нуждающиеся в уходе сиделок), такая бизнес-модель была разбита на простейшие бизнес-модели, построенные относительно каждой группы благополучателей, каждая бизнес- модель соотнесена с одним из полученных типов. Такие данные подтвердили предположение о том, что выделенные пять типов это основные, базовые бизнес-модели, которые могут быть основой для построения более сложных бизнес-моделей смешанного типа. Все полученные пять типов бизнес-моделей, применяемых в социальном предпринимательстве согласно правилам и принципам построения типологии [Kluge, 2000; Bailey, 1994], были названы для простоты теоретического и практического использования:

Тип 1 Модель «Платформа» Тип 2 – Модель «Доступ к рынку» Тип 3 Модель «Занятость»

Тип 4 – Модель «Доступ к товару/услуге» Тип 5 Модель «Благотворительность»
Полученные пять основных типов бизнес-моделей, используемых в социальном предпринимательстве имеют особенности, связанные с институциональными аспектами формирования каждого типа. Используя имеющиеся
эмпирические данные, а также результаты существующих теоретических и эмпирических исследований, необходимо проанализировать институциональные особенности формирования разных типов бизнес-моделей в социальном предпринимательстве.

    1. 1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   35