Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 606
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
-
Сбор данных -
Ограничение, сокращение данных -
Демонстрация данных -
Анализ данных -
Выводы
Для визуализации данных все кейсы были проиллюстрированы в соответствии со схемой на рис. 3.3. Так, для иллюстрации данных использовались обозначения – цепочка создания ценности, социальный предприниматель (СП), благополучатель (Б), покупатель (П), финансовый поток, товарный поток.
– цепочка создания ценности
-
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 35
СП
социальный предприниматель
-
благополучатель
-
покупатель
Финансовый поток Товарный поток (услуга)
Рис. 3.3 Обозначения для визуализации данных
Источник:составленоавтором
Например, иллюстрация благотворительного магазина «Спасибо!» выглядит следующим образом (см. рис. 3.4):
Рис. 3.4. Пример анализа бизнес-модели благотворительного магазина «Спасибо!»
Источник:составленоавтором
Из приведенной выше схемы видно, что благополучатель находится в конце цепочки создания ценности, т.е. является потребителем товара и получателем финансовых ресурсов, социальный предприниматель получает доход от продажи товара покупателю (третьей стороне). По такому принципу работают многие благотворительные магазины. Например, благотворительный магазин «Спасибо!»
-
первый в России благотворительный магазин, работающий согласно принципам, которые уже более 70 лет успешно используются благотворительными магазинами в Великобритании, Америке, Австралии и других странах. Главная общая задача благотворительных магазинов – превратить хорошие, но ненужные одним людям вещи в полезный ресурс для других людей. Цели в благотворительных магазинах в разных странах схожи, но бизнес-модели могут немного отличаться. В «Спасибо!» работа происходит так: горожане отдают ненужные им вещи в отличном состоянии, вещи сортируются: 90% распределяются по городским благотворительным организациям разного профиля и раздаются нуждающимся в Центре приема и выдачи вещей «Спасибо!», а 10 % вещей отправляются в магазины «Спасибо!», где продаются. Оставшаяся после покрытия всех статей расходов прибыль перечисляется на благотворительность (источник: http://spasiboshop.org). Так, главный благополучатель в данной модели -
благотворительные организации, которые получают от магазина «Спасибо!» пожертвования в натуральной или денежной форме. За счет продажи части вещей организация покрывает все текущие операционные затраты. Важно отметить, что данная организация способна достаточно большую часть средств отдавать в благотворительные организации за счет того, что важная часть ресурсов, которые получит сама организация являются бесплатными (одежда, обувь, которую сдают люди).
В результате анализа данных были получены пять типов бизнес-моделей (таб. 3.4). Важно отметить, что использование в исследовании эмпирически обоснованной типология помогло избежать основного недостатка концептуально
-
построенных типологий – наличие типов, которые могут отсутствовать на практике [Kluge, 2000]. Тип бизнес-модели, где благополучатель находится внутри цепочки создания ценности и является источником получения дохода, не выявлен в результате эмпирического анализа, что является вполне логичным и обоснованным, в связи с тем, что сотрудник не выступает источником дохода в организации, а является ресурсом, необходимым для создания ценности.
Таб. 3.4 Типы бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Признак | | Положение благополучателя в цепочке создания ценности | ||
| Критерий | Запределамивначалецепочкисоздания ценности | Внутрицепочкисозданияценности | Запределамивконцецепочкисоздания ценности |
Источник получения дохода | Благополучатель | Тип 1 (n=2) | | Тип 4 (n=38) |
Третьясторона | Тип 2 (n=6) | Тип 3 (n=13) | Тип 5 (n=32) |
Источник:
составленоавтором
Все проанализированные бизнес-модели организаций были соотнесены с одним из пяти полученных типов бизнес-моделей в социальном предпринимательстве, таким образом, что, если у компании один тип
благополучателей и источник дохода, то бизнес-модель была отнесена к одному типу, если у компании несколько групп благополучателей (например, женщины оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и больные, нуждающиеся в уходе сиделок), такая бизнес-модель была разбита на простейшие бизнес-модели, построенные относительно каждой группы благополучателей, каждая бизнес- модель соотнесена с одним из полученных типов. Такие данные подтвердили предположение о том, что выделенные пять типов – это основные, базовые бизнес-модели, которые могут быть основой для построения более сложных бизнес-моделей смешанного типа. Все полученные пять типов бизнес-моделей, применяемых в социальном предпринимательстве согласно правилам и принципам построения типологии [Kluge, 2000; Bailey, 1994], были названы для простоты теоретического и практического использования:
Тип 1 – Модель «Платформа» Тип 2 – Модель «Доступ к рынку» Тип 3 – Модель «Занятость»
Тип 4 – Модель «Доступ к товару/услуге» Тип 5 – Модель «Благотворительность»
Полученные пять основных типов бизнес-моделей, используемых в социальном предпринимательстве имеют особенности, связанные с институциональными аспектами формирования каждого типа. Используя имеющиеся
эмпирические данные, а также результаты существующих теоретических и эмпирических исследований, необходимо проанализировать институциональные особенности формирования разных типов бизнес-моделей в социальном предпринимательстве.
- 1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 35