Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 643

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

нежелание бизнеса и неспособность государства удовлетворить спрос определенных групп потребителей порождает провалы на рынке, которые способно удовлетворить социальное предпринимательство не только за счет следования основной миссии, связанной с решением социальный проблемы, но и за счет возможности использовать различные инструменты и

создавать бизнес-модели, позволяющие достичь результат в низкомаржинальных областях и для неплатежеспособных потребителей.
Важно отметить, что основные модели считаются базовыми, образовывая смешанные (гибридные типы), которые являются достаточно распространёнными в социальном предпринимательстве. Так, исследование показало, что часто используемой моделью является сочетание двух моделей «Занятость» и

«Благотворительность», т.е. когда благополучатель находится и внутри цепочки создания ценности и является потребителем. Причем, это могут быть, одни и те же клиентские сегменты. Например, Благотворительный фонд «Надежда» производит реабилитационное оборудование для людей с ограниченными возможностями, при этом на производстве также работают инвалиды. В международной благотворительной организации «Эммаус» (Emmaus)38 используются несколько базовых бизнес-моделей модель «Занятость», модель

«Доступ к товарам/услугам», «Благотворительность». В организации работают люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации (мигранты, не имеющие работы и т.п.), они ремонтируют одежду, обувь, предметы мебели, которые потом продаются по достаточно низкой цене или раздаются даром
тем, кто в них нуждается.

Понимание того, какие модели используются организацией, определяется необходимостью выявления, в первую очередь, положения благополучателя в цепочке создания ценности, той ценности, которую социальный предприниматель создает для него (них) и логики получения дохода. Так, комбинирование в одной бизнес-модели разных базовых типов бизнес-моделей требует сочетания, использования разных инструментов, подходов и механизмов для достижения устойчивости организации.





38 Благотворительная организация «Эммаус» существует в 43 странах. В ней заняты 1400 сотрудников и 10000 добровольцев. Безработные получают здесь минимальную зарплату, ремонтируя и продавая старые вещи и мебель. Нуждающиеся могут получить предметы первой необходимости. Гуманитарные инициативы «Эммауса» распространяются и на строительство школ в Африке, и на борьбу за права бездомных детей Южной Америки и против женской проституции в Боснии. Торговля подержанными товарами приносит ежегодно 118 миллионов евро. Примерно такую же сумму организация получает через пожертвования и дотации.

Выводы по главе 3




В результате проведенного исследования были получены данные, которые позволяют сделать следующие выводы:

  1. Применение метода разработки типологии позволяет упростить сложные концепции через классификацию объектов в соответствии с несколькими, обычно двумя признаками, может внести концептуальное прояснение в изучаемое явление, а также служить хорошей основой для дальнейших эмпирических и теоретических исследований.

  2. В представленных ранее работах по социальному предпринимательству, есть попытки внести определенность в теоретические неточности в исследованиях социального предпринимательства через разработку типов социального предпринимательства, однако в основном все они используют концептуальный подход, часто без эмпирической привязки, а также используют организационно-правовые формы в качестве основы для разработки континуума организаций, что, скорее всего, является не вполне обоснованным, т.к. социальным предпринимательством согласно разделяемым в литературе определениям является деятельность, направленная на решение социальных проблем, вне зависимости от организационно-правового статуса организации.

  3. В результате анализа литературы в области исследования бизнес-моделей и социального предпринимательства, а также в результате проведенного анализа эмпирических данных были определенны признаки и критерии для разработки типологии бизнес-моделей в социальном предпринимательстве - положение благополучателя в цепочке создания ценности (в начале, внутри, в конце) и источник получения дохода (благополучатель, третья сторона). Как показал анализ, использование данных критериев для разработки типологии бизнес-моделей в социальном предпринимательстве не только


является логичным с концептуальной точки зрения, но и представляется эмпирически обоснованным.

  1. На основе выделенных признаков и критериев разработана эмпирически обоснованная типология бизнес-моделей в социальном предпринимательстве, получены пять основных типов бизнес-моделей. Изучены и выявлены институциональные особенности формирования разных типов бизнес-моделей в социальном предпринимательстве.

  2. Данная типология позволила сделать определенный шаг в концептуальном прояснении явления «социальное предпринимательство» через логику изучения основных бизнес-моделей.

  3. Данная типология бизнес-моделей является удобной в практическом применении, т.к., во-первых, позволяет делать акцент на основные, принципиальные вопросы при разработке бизнес-модели в социальном предпринимательстве ценностное предложение и логика получения дохода, а во-вторых, является простой в использовании за счет возможности получать более сложные конструкции из базовых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ




В ходе проведенного диссертационного исследования были определены особенности развития социального предпринимательства, характеристики, институциональные факторы, основные тенденции и направления развития бизнес-моделей в социальном предпринимательстве. Были сделаны выводы, которые имеют теоретическую и практическую значимость, как для исследователей социального предпринимательства, так и для предпринимателей, которые развивают проекты в области социального предпринимательства. Основные результаты и выводы, полученные автором, могут быть суммированы следующим образом:

  1. Определено место и роль социального предпринимательства в социально- экономической системе. Установлено, что социальное предпринимательство обладает характеристиками, присущими разным общественно-экономическим агентам в связи с тем, что социальное предпринимательство, вызванное провалами рынка и государства, способно находить инновационные пути решения социальных проблем и вводить рыночные отношения в области, где их раньше фактически не было.

  2. Предложена авторская классификация подходов к определению социального предпринимательства: способность социального предпринимательства осуществлять общественные трансформации, социальные изменения; инновационный, предпринимательский способ создания социального эффекта; способность социального предпринимательства достигать «двойной эффект» - социальный и экономический.

  3. Определены признаки социального предпринимательства, которые впоследствии позволили сформулировать авторское определение социального предпринимательства.

  4. Выявлены особенности становления и развития социального предпринимательства. Установлено, что активное развитие социального предпринимательства в мире стало логичной реакцией на институциональные изменения, которые проявились по-разному в разных регионах мира, однако привели к возрастанию социальных противоречий в обществе в целом и к необходимости появления новых социально- экономических агентов, которые бы смогли восполнить проявившиеся провалы рынка и государства.

  5. Разработана авторская типология источников возникновения социального предпринимательства в зависимости от двух параметров уровень возникновения (организационный и индивидуальный) и ориентация на создание ценности (социальная ценность, разделяемая ценность, экономическая ценность).

  6. Обоснована и показана актуальность изучения социального предпринимательства через анализ бизнес-модели. Такой подход позволяет понять сложный и специфичный процесс создания и присвоения ценности, который присущ фирмам, задействованным в социальном предпринимательстве.

  7. На основе анализа литературы и проведенного двухэтапного эмпирического исследования выделены признаки и критерии для разработки классификации социального предпринимательства на основе особенностей формирования его бизнес-моделей. Предложено использовать два признака