Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 642
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
– положение благополучателя цепочке создания ценности и источник получения дохода. На основе выделенных признаков и критериев разработана эмпирически обоснованная типология бизнес-моделей в социальном предпринимательстве.
-
Получены пять основных типов бизнес-моделей, которые являются базовыми и могут использоваться для построения более сложных бизнес- моделей, которые обозначены: модель «Платформа», модель «Доступ к
рынку», модель «Занятость», модель «Доступ к товару/услуге», модель
«Благотворительность»:
-
В модели «Платформа» социальный предприниматель выступает в качестве посредника между благополучателем и покупателем, реализовывая основную цель – обеспечение доступа благополучателя к рынку. В данной модели благополучатель оплачивает услугу, получая доступ к ресурсам, услуге, которые предоставляет ему социальный предприниматель; -
Модель «Доступ к рынку» также является моделью, где социальный предприниматель является посредником, обеспечивая доступ благополучателя к рынку, однако в отличие от модели «Платформа» в данной модели источником дохода является третья сторона, а не благополучатель; -
Бизнес-модель «Занятость» – это модель, в которой благополучатель находится внутри цепочки создания ценности. Она отражает идею трудоустройства, занятости «уязвленных» групп населения (например, людей с ограниченными возможностями, людей без постоянного места жительства, выпускников детских домов и т. п.); -
Модель «Доступ к товару/услуге» покрывает провалы рынка или государства, связанные с отсутствием или невозможностью доступа к товару или услуге у определённой группы людей. В данной модели источником дохода является благополучатель; -
В модели «Благотворительность» благополучатель получает товар/услугу абсолютно бесплатно. Как правило, такая модель используется в тех случаях, когда благополучатель не может заплатить за товар/услугу.
-
Выявлены институциональные особенности каждого типа бизнес-моделей, которые, с одной стороны, отражают глобальные тенденции, а с другой
стороны, региональные особенности появления и развития выделенных типов бизнес-моделей.
-
В рамках данного диссертационного исследования удалось выявить особенности формирования бизнес-моделей в социальном предпринимательстве через анализ основных бизнес-процессов фирм, задействованных в социальном предпринимательстве. Это позволило не только лучше понять специфику бизнес-моделей в социальном предпринимательстве, но и глубже изучить социальное предпринимательство как общественно-экономическое и организационное явление. Теоретический и практический вклад представленной работы заключается в разработке эмпирически-обоснованной типологии бизнес- моделей в социальном предпринимательстве, которая позволяет внести ясность в управленческие аспекты фирм, занимающихся социальным предпринимательством, а также сделать определенный шаг в концептуальном прояснении явления «социальное предпринимательство» через логику изучения основных бизнес-моделей.
Дальнейшие исследования в изучаемой области могут быть направлены на более глубокое изучение организационно-управленческих аспектов разных типов бизнес-моделей, а также проведение эмпирического анализа на более широкой выборке российских социально-предпринимательских фирм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Архипова, О. В. Анализ провалов государства и рынка в сравнительной форме / О. В. Архипова // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 29. ― 2010. ― № 27 (208). ― С.12-16. -
Барков, А. В. Социальное предпринимательство в условиях формирования правовой модели рынка социальных услуг / А. В. Барков // Предпринимательское право. ― 2012. ― № 2. ― С. 28-32. -
Баталина, М. Обзор опыта и концепции социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России / М. Баталина, А. Московская, Л. Тарадина. ― Москва : ГУ ВШЭ, 2008. ― 81 с. -
Благов, Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю. Е. Благов. ― СПб. : Высшая школа менеджмента, 2010. ― 271 с. -
Благов, Ю. Е. Социальное предпринимательство: проблемы типологии: (предисловие к разделу) / Ю. Е. Благов, Ю. Н. Арай // Вестник С.- Петербург. ун-та. Сер. Менеджмент. ― 2010. ― Вып. 3. ― С. 109-114. -
Верховская, О. Р. Глобальный мониторинг предпринимательства : Россия 2009 : отчет / О. Р. Верховская, М. В. Дорохина. ― СПб. : Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2010. ― 58 с. -
Витте, С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве / С. Ю. Витте. ― СПб. : Тип. акц. о-ва «Брокгауз-Ефрон», 1912. ― 568 с. -
Восколович, Н. А. Социальное предпринимательство как инновационное направление развития услуг / Н. А. Восколович // Вестник УГАЭС. Сер.: Экономика. – 2013. ― № 1 (3). ― С. 52-55. -
Гайдаренко, В. А. Концепт «социальное предпринимательство» / В. А. Гайдаренко // Научное обозрение: гуманитарные исследования. ― 2014. ―
№ 7. ― С. 86-89.
-
Гафарова, Д. А. Социальное предпринимательство / Д. А. Гафарова // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. ― 2013. ― № 5. ― С.76-81. -
Гафарова, Д. А. Социальное предпринимательство в решении проблем трудоустройства лиц с ограниченными возможностями / Д. А. Гафарова, Н. В. Парахневич // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. ― 2014. ― № 6. ― С. 78-84. -
Джонсон, Дж. Корпоративная стратегия : теория и практика / Дж. Джонсон, К. Шоулз, Р. Уиттингтон. ― М. : Вильямс, 2007. ― 789 с. -
Дракер, П. Ф., Бизнес и инновации / П. Ф. Дракер. ― Москва [и др.] : Вильямс, 2007. ― 423 с. -
Егорова, К. П. Социальное предпринимательство в России : современное состояние / К. П. Егорова, Э. Ю. Есипова // Вестник Международного института менеджмента ЛИНК. ― 2012. ― № 28. ― С. 130-134. -
Захарченко, О. А. От благотворительности к социальному предпринимательству / О. А. Захарченко // Вестник Иркутского государственного университета. ― 2012. ― № 3 (62). ― С. 296-299. -
Изотова, Г. Социальное предпринимательство как новый общественный институт / Г. Изотова, Н. Зверева // Экономические стратегии. ― 2011. ― № 9. ― C.2-7. -
Кадол, Н. Ф. Социальное предпринимательство в контексте опыта организации в странах Западной Европы / Н. Ф. Кадол // Вестник экономической интеграции. ― 2013. ― № 8 (65). ― С. 163-169. -
Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления / В. С. Катькало. ― СПб. : Высшая школа менеджмента : Изд. дом С.-Петербург. гос. ун-та, 2008. ― 546 с. -
Климанов, Д. Е. Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции / Д. Е. Климанов, О. А. Третьяк // Российский журнал менеджмента. – 2014. ― Т. 12. ― № 3. ― С. 107-130. -
Манахова, И. В. Социальное предпринимательство как экономическое явление / И. В. Манахова // Вестник Поволжской Академии государственной службы. ― 2011. ― № 4. ― С. 166-174. -
Меньшикова, М. В. Корпоративное гражданство и социальное предпринимательство в теории и практике управления // Управление науки в современной России. ― 2014. ― № 1. ― С. 71-74. -
Минина, В. Н. Социология социальных проблем / В. Н. Минина // Журнал социологии и социальной антропологии. ― 1998. ― Т. 1, № 3. ― C. 74-90. -
Московская, А. Предпосылки развития социального предпринимательства в России : возможности микрофинансирования / А. Московская, М. Мамута.
— Москва, 2008. ― 16 с.
-
Московская, А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / А. Московская. ― М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. ― 284 с. -
Мухин, А. В. Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства / А. В. Мухин // Новые технологии. ― 2011. ― № 2. ― C. 103-106. -
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, товаров и услуг [Электронный ресурс] : ОК 004-93 : в ред. Изменений 1/94, 2/95, 3/96 ОКДП; 4/2001 ОКДП, утв. Госстандартом РФ 01.02.2002, с изм., внесенными Постановлением Госстандарта РФот 06.11.2001 N 454-ст / Министерство экономики РФ, Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. ― Режим доступа: http://edu.dvgups.ru/METDOC/ITS/EKON_S/EKON_PREDPR/UMK_DO/FRA ME/1_pril2.htm. -
Остервальдер, А. Построение бизнес-моделей / А. Остервальдер, И. Пинье.
— 4-е изд. ― М. : Альпина Паблишер, 2014. ― 284 с.
-
Остин, Дж. Социальное и коммерческое предпринимательство: сходства и различия / Дж. Остин, Г. Стивенсон, Дж. Вей-Скиллерн // Вестник С.- Петербург. ун-та. Сер. Менеджмент. ― 2010. ― Вып. 3. ― С. 115-145. -
Перегудов, С. Бизнес и государство в социальной сфере: конфронтация или партнерство? / С. Перегудов, С. Семененко // Мировая экономика и международные отношения. ― 2009. ― № 7. ― C. 11-20. -
Поаншваль, Н. С. Социальное предпринимательство как инновационный инструмент решения социальных проблем в рыночной экономике / Н. С. Поаншваль // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. ― 2014. ― № 25. ― С. 170-176. -
Полищук, Л. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ институционального выбора / Л. Полищук // Вопросы экономики. ― 1994. ― № 10. ― С. 4-22. -
Портер, М. Бизнес и общество : конкурентоспособность и социальная ответственность / М. Портер, М. Креймер // Harvard Business Review. ― 2007. ― Март. ― С. 73-86. -
Портер, М. Капитализм для всех / М. Портер, М. Креймер // Harvard Business Review. – 2011. – Март. – С. 34-52. -
Предпринимательская деятельность НКО / авт.-сост.: Е. Р. Баханькова [и др.] ; под ред. К. Г. Чупровой. ― СПб. : Центр развития некоммерческих организаций, 2014. ― 157 с. -
Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. ― 2-е изд. ― М. : ИНФРА-М, 1998. ― 478 с. -
Россияне по-прежнему не знают, что такое социальное предпринимательство [Электронный ресурс] : пресс-релиз 01.07.2011 // Исслед. группа ЦИРКОН. ― ЦИРКОН, 2011. ― Режим доступа: http://www.zircon.ru/upload/iblock/a1c/Socialnoe_predprinimatelstvo_PR_13- 07-11.pdf. -
Рубинштейн, А. Я. Общественные интересы и теория публичных благ / А. Я. Рубинштейн // Вопросы экономики. ― 2007. ― № 10. ― С. 90-113. -
Сабирова, З. Э. Социальное предпринимательство в рамках муниципально- частного партнерства // Экономика и управление. – 2014. ― № 3 (119). ― С. 16-19. -
Стиглиц, Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Дж. Ю. Стиглиц.