Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 624

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

разных секторов экономики социальное предпринимательство способно решать целый ряд социально-экономических задач, которые другие агенты экономики часто не могут. Во-первых, социальное предпринимательство побуждает платить за товар тех граждан, которые не желают это делать вследствие возникновения эффекта

«безбилетника». Например, компания «Carbon Neutral Company» предлагает компаниям и индивидуальным потребителям программы по снижению выбросов углеводорода, основанные на расчете показателей выбросов, т.о. переводя экстерналии во внутренние эффекты. Во-вторых, находят способы предоставления товаров тем, кто готов заплатить, но не может, например,

благодаря разработке инновационных бизнес-моделей многие компании находят способы предоставления, например, вакцин или санитарных товаров по ценам, доступным этим группам людей. Так, «Благотворительный фонд «Надежда» предоставляет необходимое реабилитационное оборудование инвалидам- опорникам во временное пользование за символическую плату или бесплатно благодаря реализации эффективной бизнес-модели, основанной на взаимодействии и вовлечении государственных служб, медицинских учреждений и других заинтересованных сторон в процесс создания ценности. Из приведенных выше примеров можно сделать вывод о том, что социальное предпринимательство способно решать проблемы экстерналий, связанные с нежеланием и неспособностью людей платить за товары и услуги. Важно отметить, что вследствие роста социальных проблем во всем мире, сопровождающегося отказом правительств многих стран от участия в решении
острых социальных проблем, ожидается, что социальное предпринимательство будет набирать обороты и значимость в ближайшем будущем [Dees, 1998b; Christie and Honig, 2006].

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития



Несмотря на широкое распространение социального предпринимательства в мире и рост интереса исследователей к теме социального предпринимательства, в то же время, сама сущность, возможности и особенности функционирования социального предпринимательства все еще остаются предметом дискуссии [Остин, Стивенсон, Вей-Скиллерн, 2010]. Отсутствие четких границ термина

«социальное предпринимательство» препятствует институционализации данного явления и ограничивает развитие эмпирических и теоретических исследований. Имеющееся множество определений можно разделить на две группы: понимание в узком и широком смысле.

      1. Социальное предпринимательство в узком смысле означает применение некоммерческими организациями инновационных подходов с целью

получения дохода [Boschee, 1995; Wallace, 1999; Thompson, 2002; Lasprogata, Cotton, 2003]. Узкая трактовка связана с массовым появлением социального предпринимательства в США как доходной деятельности некоммерческих организаций, которые в 70-80-е гг. XX в. столкнулись с резким дефицитом финансирования.

      1. Социальное предпринимательство в широком смысле понимается как инновационная деятельность, как в коммерческом секторе, так и в некоммерческом, либо на их стыке в организациях смешанного типа, целью которой является решение социальных проблем [Emerson, Twersky, 1996; Deese, 1998; Johnson, 2000; Deese, Andersen, 2003; Остин, Стивенсон, Вей-Скиллерн., 2010; Certo, Miller, 2008]. Широкая трактовка социального предпринимательства фактически описывает деятельность, направленную на решение социальных проблем и обладающую инновационной направленностью. Например, в Центре содействия развитию социального предпринимательства Школы бизнеса им. Фукуа Дюкского Университета (Center for the Advancement of Social Entrepreneurship (CASE) Fuqua School of Business, Duke University) определяют социальное предпринимательство как «процесс распознания и творческое использование возможностей для создания социальной ценности. Социальные предприниматели обладают творческим потенциалом и нацелены на достижение результата. Они имеют хорошее представление и о мире бизнеса, и о некоммерческой сфере, чтобы разрабатывать стратегии для максимизации социального влияния. Эти лидеры предпринимательства действуют во всех видах организаций: больших и малых; новых и старых; религиозных и светских; коммерческих, некоммерческих и организациях смешанного типа» [www.caseatduke.org].



Следует отметить, что различия касаются не только понимания природы и предпосылок социального предпринимательства, но и терминологии. В США, Англии и Канаде в исследованиях, прессе термин «социальное

предпринимательство» широко используется для описания явления, а термин

«социальный предприниматель» (social entrepreneur) — для описания индивида. Термин «социальное предприятие» (social enterprise), который изначально использовался для обозначения доходной деятельности некоммерческих организаций, позднее стал использоваться и для наименования социально ориентированных организаций, в том числе и коммерческих. Однако в англо- американских исследованиях термин «социальное предприятие» так и не прижился. Согласно Г. Диз [Dees, 2003] социальное предпринимательство — это не тоже самое, что социальное предприятие, т.к. «социальное предприятие» — это социально ориентированная деятельность, не связанная с основной миссией компании, а социальное предпринимательство движимо и обусловлено социальной миссией. В Европе, как правило, в исследованиях по социальному предпринимательству используется термин «социальное предприятие», что подразумевает «историческую традицию кооперативного движения и ассоциаций самопомощи» [Московская, 2011, с. 99],а термины «социальное предпринимательство» и «социальный предприниматель» встречаются достаточно редко. Очевидно, что термин «социальное предприятие» не отражает всю суть явления, в первую очередь, связанную с предпринимательским подходом, используемым фирмами в социальном предпринимательстве, поэтому в данной работе автор
используют термин «социально-предпринимательская фирма» или «фирма в социальном предпринимательстве» в отношении организаций, работающих в сфере социального предпринимательства.4 Для описания организаций, которые вовлечены в социальное предпринимательство, иногда применяются термины «социально-предпринимательская организация» (social entrepreneurial organization) или «социально-предпринимательская компания» (social entrepreneurial company). Под термином «социальный предприниматель» обычно авторы [Bornstein, 1998; Dees, 1998; Thompson, Alvy, Lees, 2000] понимают индивида, который способен распознавать и использовать





4 В тех случаях, где описывается исследование других авторов, в работе оставлен оригинальный термин.

возможности для создания социальных благ, а также создавать и управлять организацией для достижения социальных изменений. Роль социального предпринимателя в развитии самого явления социальное предпринимательство очень велико, т.к. именно социальный предприниматель обладает видением, энергией, стремлением и желанием находить решения социальным проблемам, беря на себя все предпринимательские риски.

Наличие разных взглядов и подходов обусловлено контекстуальными факторами и существованием разных школ исследователей социального предпринимательства. Г. Диз и Б. Андерсон [Dees, Anderson, 2006] выделяют две основные исследовательские школы социального предпринимательства – «школа социальных предприятий» (the social enterprise school) и «школа социальных инноваций» (the social innovation school). Представители «школы социальных