Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 620
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития
Региональные особенности развития социального предпринимательства
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология
Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве
Модель «Доступ к товару/услуге»
Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования
преобразований (инновации, предпринимательство) и рыночных компонентов в работе (продажа товаров и услуг, экономическая эффективность)» [Московская, 2011, стр. 97].
На основе проведенного анализа наиболее цитируемых определений социального предпринимательства представляется возможным выделить три наиболее часто встречающихся
подхода к определению социального предпринимательства: первый делает акцент на способности социального предпринимательства осуществлять общественные трансформации, социальные изменения; второй подход определяет социальное предпринимательство, как инновационный, предпринимательский способ создания социального эффекта; третий подход основан на важном условии существования и сохранения устойчивости в социальном предпринимательстве – достижение «двойного эффекта» – социального и экономического. В таблице 1.4 представлены некоторые из проанализированных определений и соответствующие авторы, которые придерживаются трактовки социального предпринимательства, опираясь на один из выделенных аспектов.
Табл.1.4 Сравнительный анализ подходов к определению социального предпринимательства
Подход | Определение | Авторы |
Социальное предпринимательство – катализатор общественных трансформаций, социальных изменений | Социальный предприниматель - индивид, группа, сеть, организация или альянс организаций, которые осуществляют устойчивые, масштабные изменения через идеи, разрушающие привычные способы решения существующих социальных проблем, используемые государством, некоммерческими организациями, бизнесом. Социальное предпринимательство – распознание, оценка и поиск возможностей для трансформации социальных изменений, которые осуществляются индивидами, обладающими проницательностью и страстью. | Light (2006) Roberts & Wood (2005) Haugh (2007); |
| | Thompson & Doherty (2006); Shaw & Carter (2007); Sullivan-Mort (2003); Nicholls (2006) |
Социальное | Социальное предпринимательство – процесс, | Mair, Marti (2006) |
предпринимательство – | включающий инновационное использование | |
инновационный, | и комбинацию ресурсов для реализации | |
предпринимательский | возможностей с целью проведения | |
способ создания | социальных изменений и/или удовлетворения | |
социального эффекта | социальных нужд. | |
| Социальное предпринимательство – это | Perrini & Vurro |
| динамичный процесс, образованный и | (2006) |
| управляемый индивидом или командой | |
| (инновационный социальный | |
| предприниматель), которые стараются | |
| развивать социальные инновации, используя | |
| предпринимательский подход и сильное | |
| стремление достижения результата для того, | |
| чтобы создать социальную ценность на рынке | |
| или в обществе в целом. | |
| Социальное предпринимательство использует | Schwab Foundation |
| инновационные и устойчивые подходы для | (2005) |
| оказания пользы обществу в целом с | |
| акцентом на бедных и маргинальных. | |
| | Остин, Стивенсон, |
| | Вей-Скиллерн |
| | (2010); |
| | Dees, (1998a, 2001); |
| | J.G.Dees & Anderson |
| | (2003); |
| | Brooks (2009) |
Социальное предпринимательство основано на достижении двойного эффекта (финансового и социального) | Социальное предпринимательство относится к некоммерческим организациям, которые применяют предпринимательские стратегии для достижения финансовой устойчивости, при этом делая упор на своей социальной миссии («двойной эффект»). | Laspragata & Cotten (2003) |
| Социальное предпринимательство – это искусство одновременного получения финансового и социального дохода на инвестиции («двойной эффект») | Fuqua School (2005); |
| | Boschee (1995, 2001); Thompson (2002) |
Источник:составленоавтором
Необходимо отметить, что предложенное разделение определений носит не исключительный характер, в связи с тем, что некоторые определения возможно отнести к нескольким подходам. Однако данная классификация позволяет выделить наиболее важные и часто встречающиеся аспекты в определениях социального предпринимательства, которые отражают его суть. В рамках первого подхода авторы делают акцент на способности социального предпринимательства осуществлять социальные преобразования, изменения. Определения данного подхода основаны, как правило, на широком понимании социального предпринимательства и включают в себя фактически любую деятельность (в том числе и КСО, инновационную детальность общественных и некоммерческих организаций), которая нацелена на поиск новых способов решения социальных проблем и способна изменять привычный общественный уклад. Второй подход делает акцент на предпринимательском методе достижения социального эффекта. Важную роль здесь играют предпринимательские качества индивида, благодаря которым социальный предприниматель способен в итоге создать общественную ценность. Третий подход основан на способности социального предпринимательства достигать «двойной эффект» (финансовый и социальный) и подчеркивает смешанную (гибридную) природу социального предпринимательства, связанную с наличием у него некоторых характеристик разных секторов. Ряд авторов приравнивает важность создания социального и экономического эффекта, однако необходимо отметить, что «в социальном предпринимательстве финансовая ценность никогда не создается за счет социальной» [Fostering social…,
2006].
На основе представленного выше анализа основных определений социального предпринимательства можно выделить три основные аспекта, которые играют важную роль в формировании определения и понимании сущности социального предпринимательства: 1) социальная направленность; 2) предпринимательский подход; 3) финансовая устойчивость.