Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 620

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

предприятий» фокусируют свои исследования на двух направлениях: способах получения дохода некоммерческими организациями и на социальных проектах коммерческих предприятий. Оба направления рассматривают социального предпринимателя как индивида, который организовывает и управляет бизнесом, нацеленным на достижение социальных целей. Представители «школы социальных инноваций» в большей степени акцентируют свое внимание на инновационных, новаторских способах решения социальных проблем и рассматривают социальных предпринимателей как носителей преобразований, которые способны вызывать структурные и системные изменения в обществе. Каждая из этих вышеперечисленных школ, по мнению Г. Диза и Б. Андерсона [Dees, Anderson, 2006], обладает ограничениями, которые должны быть учтены при разработке новых подходов к изучению социального предпринимательства. Однако необходимо отметить, что в целом эти два подхода к изучению социального предпринимательства не противоречат друг другу, а скорее дополняют и «по сути, речь идет о рассмотрении разных эмпирических сторон феномена социального предпринимательства, ключевыми чертами которого для всех является социальное предназначение, признание важности социальных

преобразований (инновации, предпринимательство) и рыночных компонентов в работе (продажа товаров и услуг, экономическая эффективность)» [Московская, 2011, стр. 97].

На основе проведенного анализа наиболее цитируемых определений социального предпринимательства представляется возможным выделить три наиболее часто встречающихся
подхода к определению социального предпринимательства: первый делает акцент на способности социального предпринимательства осуществлять общественные трансформации, социальные изменения; второй подход определяет социальное предпринимательство, как инновационный, предпринимательский способ создания социального эффекта; третий подход основан на важном условии существования и сохранения устойчивости в социальном предпринимательстве достижение «двойного эффекта» социального и экономического. В таблице 1.4 представлены некоторые из проанализированных определений и соответствующие авторы, которые придерживаются трактовки социального предпринимательства, опираясь на один из выделенных аспектов.
Табл.1.4 Сравнительный анализ подходов к определению социального предпринимательства

Подход

Определение

Авторы

Социальное предпринимательство катализатор общественных трансформаций, социальных изменений

Социальный предприниматель - индивид, группа, сеть, организация или альянс организаций, которые осуществляют устойчивые, масштабные изменения через идеи, разрушающие привычные способы решения существующих социальных проблем, используемые государством, некоммерческими организациями, бизнесом.
Социальное предпринимательство распознание, оценка и поиск возможностей для трансформации социальных изменений, которые осуществляются индивидами, обладающими проницательностью и страстью.

Light (2006)


Roberts & Wood (2005)


Haugh (2007);











Thompson & Doherty (2006);

Shaw & Carter (2007);

Sullivan-Mort (2003);

Nicholls (2006)

Социальное

Социальное предпринимательство процесс,

Mair, Marti (2006)

предпринимательство

включающий инновационное использование




инновационный,

и комбинацию ресурсов для реализации




предпринимательский

возможностей с целью проведения




способ создания

социальных изменений и/или удовлетворения




социального эффекта

социальных нужд.







Социальное предпринимательство – это

Perrini & Vurro




динамичный процесс, образованный и

(2006)




управляемый индивидом или командой







(инновационный социальный







предприниматель), которые стараются







развивать социальные инновации, используя







предпринимательский подход и сильное







стремление достижения результата для того,







чтобы создать социальную ценность на рынке







или в обществе в целом.








Социальное предпринимательство использует


Schwab Foundation




инновационные и устойчивые подходы для

(2005)




оказания пользы обществу в целом с







акцентом на бедных и маргинальных.










Остин, Стивенсон,







Вей-Скиллерн







(2010);







Dees, (1998a, 2001);







J.G.Dees & Anderson







(2003);







Brooks (2009)

Социальное предпринимательство основано на

достижении двойного эффекта (финансового и социального)

Социальное предпринимательство относится к некоммерческим организациям, которые применяют предпринимательские стратегии для достижения финансовой устойчивости, при этом делая упор на своей социальной миссии («двойной эффект»).

Laspragata & Cotten (2003)





Социальное предпринимательство это искусство одновременного получения финансового и социального дохода на инвестиции («двойной эффект»)


Fuqua School (2005);







Boschee (1995, 2001);

Thompson (2002)


Источник:составленоавтором

Необходимо отметить, что предложенное разделение определений носит не исключительный характер, в связи с тем, что некоторые определения возможно отнести к нескольким подходам. Однако данная классификация позволяет выделить наиболее важные и часто встречающиеся аспекты в определениях социального предпринимательства, которые отражают его суть. В рамках первого подхода авторы делают акцент на способности социального предпринимательства осуществлять социальные преобразования, изменения. Определения данного подхода основаны, как правило, на широком понимании социального предпринимательства и включают в себя фактически любую деятельность (в том числе и КСО, инновационную детальность общественных и некоммерческих организаций), которая нацелена на поиск новых способов решения социальных проблем и способна изменять привычный общественный уклад. Второй подход делает акцент на предпринимательском методе достижения социального эффекта. Важную роль здесь играют предпринимательские качества индивида, благодаря которым социальный предприниматель способен в итоге создать общественную ценность. Третий подход основан на способности социального предпринимательства достигать «двойной эффект» (финансовый и социальный) и подчеркивает смешанную (гибридную) природу социального предпринимательства, связанную с наличием у него некоторых характеристик разных секторов. Ряд авторов приравнивает важность создания социального и экономического эффекта, однако необходимо отметить, что «в социальном предпринимательстве финансовая ценность никогда не создается за счет социальной» [Fostering social…,
2006].

На основе представленного выше анализа основных определений социального предпринимательства можно выделить три основные аспекта, которые играют важную роль в формировании определения и понимании сущности социального предпринимательства: 1) социальная направленность; 2) предпринимательский подход; 3) финансовая устойчивость.