Файл: Арай Юлия Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 638

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

системе

Социальное предпринимательство: понятие и особенности развития

Социальная направленность

Предпринимательский подход

Финансовая устойчивость

Региональные особенности развития социального предпринимательства

Развитые страны

Европа

Северная Америка

Развивающиеся страны

Азия

Латинская Америка

Африка

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Компоненты бизнес-моделей социального предпринимательства

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: кейс-анализ

Стратегическая модель

Операционная модель

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: эмпирически обоснованная типология

Пять основных бизнес-моделей в социальном предпринимательстве

Модель «Доступ к рынку»

Модель «Занятость»

Модель «Доступ к товару/услуге»

Модель «Благотворительность»

Выводы по главе 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание организаций/проектов, попавших в выборку исследования

Приложение 2. Категории для классификации данных

Социальная направленность


Рассматривая социальное предпринимательство с точки зрения социальной направленности, необходимо отметить, что использование бизнес-инструментов для решения социальных проблем явление не новое. Появление, активное развитие и процесс институционализации социального предпринимательства в 90- е гг. XX в. логично совпали с ростом популярности концепции устойчивого развития (экономическая, экологическая и социальная ответственность) и таких социально ориентированных практик, как добросовестная торговля, инклюзивные бизнес-модели и основание пирамиды5.


В начале XXI в. опубликован ряд работ в области корпоративной социальной ответственности (КСО), посвященных вопросам связи КСО со стратегией фирмы, КСО как источнику инноваций и долгосрочных конкурентных преимуществ [Grayson, Hodges, 2004; Halme, Laurila, 2009]. Финские ученые М. Халме и Ю. Лаурила предложили типологию корпоративной социальной деятельности, включающую «филантропию», «КО интеграцию» (КО корпоративная ответственность) и «КО инновацию» [Halme, Laurila, 2009]. Филантропия как дискретная деятельность, не связанная с основным бизнесом, позволяет предприятию извлекать лишь общие репутационные выгоды. КО интеграция позволяет повысить социальные и экологические характеристики основных бизнес-процессов предприятия, что может привести к росту производительности и продаж, снижению издержек и соответствующих рисков. КО инновация подразумевает внедрение новых бизнес-процессов, продуктовые и технологические
инновации, изначально увязываемые с решением конкретных

5 Добросовестная торговля (fair trade) – это общественное движение, поддерживающее стандарты международного трудового, экологического и социального регулирования, а также общественную политику в отношении создания равных условий для участия в рыночных отношениях наряду с крупными компаниями более мелких, уязвленных производителей.

Инклюзивные бизнес-модели (inclusive business models) концепция, используемая в проектах Программы развития ООН. Инклюзивные бизнес-модели предполагают включение малообеспеченных людей на разных этапах цепочки создания стоимости в качестве потребителей, клиентов или покупателей со стороны спроса, и в качестве сотрудников, производителей и предпринимателей со стороны предложения [Доклад ООН…, 2010].

Основание пирамиды (bottom of the pyramid) – концепция, предложенная К. Прахаладом. В соответствии с этой концепцией «основу экономической пирамиды» составляют 4 млрд людей, чей ежедневный доход составляет менее 2 долл. в день. Он предлагает бизнесу перестать рассматривать этих людей как бремя, а увидеть в них предпринимателей и потребителей, что откроет не только много возможностей для этой категории людей, но и для самого бизнеса.

социальных и экологических проблем [Благов, Арай, 2010]. В соответствии с рассмотренной выше типологией, социальное предпринимательство попадает в категорию «КО инновация» [Halme, Laurila, 2009].

Однако если вести речь о соотнесении корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства,

то важным разграничением этих видов деятельности являются миссия и цели организации. В социальном предпринимательстве они привязаны к решению социальной проблемы, а в коммерческих компаниях, несмотря на попытку увязать деятельность компаний к отчетности по трем показателям –– финансовой, социальной и экологической, – изначально сводятся к получению финансовой прибыли. При этом социальное предпринимательство не заменяет собой бизнес как таковой, а дополняет его там, где возможны провалы корпоративной социальной ответственности.

Взаимосвязь КСО и социального предпринимательства прослеживается в статье М. Портера и М. Крамера «Капитализм для всех» (2011). Изначально М. Портер и М. Крамер (2002) придерживались узкой трактовки КСО как корпоративной филантропии, представляющей собой дополнительную дискреционную функцию [Благов, 2010]. Выделив зону, где общественные и коммерческие цели не противоречат друг другу, авторы определили данный вид корпоративной филантропии как «подлинно стратегический» [Porter, Kramer, 2002]. Позднее они расширили свой взгляд на КСО, сделав вывод, что компания обладает знаниями и ресурсами, позволяющими ей определить специфический набор социальных проблем, к разрешению которых она наиболее подготовлена и, в свою очередь, разрешение которых даст ей наибольшие конкурентные преимущества. Таким образом, по мнению авторов, компаниям необходимо привязывать корпоративную социальную деятельность к цепочке создания ценности, что позволит одновременно «удовлетворить ожидания общества и получить экономическую выгоду» [Портер, Крамер, 2007]. В этом случае КСО
перестанет носить характер смягчения последствий деятельности компании, а

скорее, будет иметь инновационный характер, ведущий к созданию конкурентных преимуществ и социальному эффекту. В статье «Бизнес и общество: конкурентоспособность и социальная ответственность» [Портер, Крамер, 2007] авторы ввели понятие «разделяемая (общая) ценность»6, под которой они понимали выгоду для бизнеса и общества, получаемую от взаимодействия друг с другом. Но тогда, они сводили свои рассуждения к включению социального аспекта в разработку бизнес-стратегии. Позднее в статье «Капитализм для всех» (2011) М. Портер и М. Крамер четко разделяют понятия «корпоративная социальная ответственность», «устойчивое развитие» и «разделяемые ценности». Если программы КСО появились как ответ на давление общества и носили, скорее, защитный, оборонительный характер, то концепция «разделяемой ценности» исходит из того, что конкурентоспособность компании и состояние местных сообществ очень тесно взаимосвязаны, и компаниям необходимо внедрять такие методы работы, которые позволят повысить не только их конкурентоспособность, но и уровень экономического и социального благосостояния общества. Иными словами, рынки формируются не только экономическими, но и социальными потребностями, и компании в условиях жесткой конкуренции, турбулентности и ограниченности ресурсов должны учитывать этот факт, особенно при выходе на международные рынки. М.
Портер и М. Крамер [Портер, Крамер, 2011] отмечают, что «концепция не поддерживает традиционное разделение ответственности между государством, НКО и бизнесом», аргументируя этот постулат тем, что обществу безразличен носитель социальных и экономических преобразований создатель «общих ценностей».

«Концепция общих ценностей разрушает баррикады между коммерческими и некоммерческими организациями» [Портер, Крамер, 2011, с. 39], о чем свидетельствует множество примеров создания в результате тесного взаимодействия коммерческих и некоммерческих организаций, так называемых




6 В русском переводе статьи термин «shared value» обозначен, как «общая ценность». В диссертационной работе используется термин «разделяемая ценность», как более близкий и содержательный перевод англоязычного термина.

«организаций смешанного типа». По мнению авторов, носителями концепции

«разделяемой ценности» могут быть как крупные компании, так и представители малого и среднего бизнеса; и именно социальные предприниматели одними из первых стали использовать концепцию «разделяемой ценности», лучше всех поняв, что «на этом пути стирается грань между коммерческим и некоммерческим сектором» [Портер, Крамер, 2011, с. 50]. В этом смысле

«подлинное социальное предпринимательство не только приносит пользу обществу, но и создает общие ценности» [Портер, Крамер, 2011, с. 42]. Авторы считают, что социальные предприниматели, которые будут руководствоваться концепцией «разделяемой ценности», станут работать более эффективно и устойчиво.