ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ведущая роль в педагогическом сопровождении в начальных классах определена учителю. На него ложится основная нагрузка и ответственность. Он сочетает в себе и деятельность учителя-предметника, и классного руководителя. Учитель проводит систематическое углубленное изучение личности обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксирует динамику развития детей, ведёт учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом заполняет на них карты сопровождения.
Учитель может успешно реализовать педагогическое сопровождение, если его ведущая парадигма обучения гуманистическая или личностно-ориентированная, который терпимый, тактичный, деликатный, проявляет интерес и внимание к судьбе учащегося. Модель индивидуальной образовательной программы своих учеников педагог начальной школы разрабатывает с помощью школьного психолога, учитывая при этом их интересы, способности, возможности, конкретные условия жизнедеятельности. Затем учитель представляет программу родителям и ученикам для ознакомления и выбора наиболее им доступных и корректных способов работы к содержанию программы. Он создаёт такие условия, при которых ученик проявит избирательность к выбранному учителем программному материалу. Педагог совместно с учеником определяет критерии оценки его достижений по самому оптимальному и продуктивному процессу его достижения. Презентация достигнутых результатов учащимся представляется в виде доклада, зачёта, либо проекта. Преподавание основывается на организации индивидуальной познавательной деятельности с учётом психологических особенностей детей и осуществляется на принципах педагогического сопровождения. Анализируя деятельность ученика, учитель помогает понять ему не только содержание усвоенного материала, но и какие способы действий применил ученик при этом. В заданиях упор делается на особенности восприятия материала учеником (одни легче воспринимают на слух, другие имеют развитую зрительную память). Вдобавок, учителем оказывается помощь в открытии способа обработки информации, полученной учеником. Одни учащиеся проявляют хорошие способности в анализе и сравнении разнообразных фактов, предметов, событий. Другие усваивают информацию в целом, при этом опираются на интуицию. Данный подход даёт возможность учащемуся определить для себя самый продуктивный способ контроля своих возможностей в различных видах своей деятельности и активизировать его познавательную деятельность.
Знание о построении своей учебной работы должно оцениваться не так, как в традиционной парадигме образования.
Во-первых, это возможно совместная деятельность ученика и учителя с превосходящим приоритетом ученика.
Во-вторых, оценка знаний может быть качественной в зависимости от уровня развития обучающихся в различных видах деятельности.
Учитель, осуществляющий педагогическое сопровождение, является координатором, организатором диалога, полилога, помощником, консультантом учащихся с учетом их индивидуальных способностей, создающим условия для реализации личности каждого школьника. Он способствует поиску самых эффективных путей усвоения знаний, поощряет интересные открытия, анализирует несвершившиеся попытки, стимулирует детей к осознанию своих падений и успехов. Учителем задаются вопросы: «Как ты рассуждал, чтобы придти к соответствующему выводу?», «Почему пришел именно к данному результату?» и другие. Педагог, не навязывая, как единственно возможный способ получения результата, может рассказать о своих путях достижения результата. Чтобы определить познавательные стили учащихся и на их основе прогнозировать динамику развития и успешность овладения ими учебным материалом, учитель использует диагностические процедуры. Между учителем и учениками могут быть различные формы общения - монолог, диалог, полилог; между учениками - индивидуальные формы, парами, работа в группе. Результаты наблюдений, результаты учебной деятельности детей учитель фиксирует в карте личности каждого ученика. В которой особое внимание уделяется развитию индивидуальности, его самопознанию и самосовершенствованию.
Основными задачами учителя, как классного руководителя, в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, являются:
-
Анализ медицинских и психофизиологических данных каждого поступающего в школу и его семью; -
Первичная стратегия организационно-педагогических решений (подбор педагогов, одноклассников в группу, класс и т.д.), созданная на основе психолого-педагогического портрета личности; -
Создание оптимального режима занятий, их сложности, скорости усвоения учебных предметов на основе сложившейся учебно-познавательной мотивации, постоянная стимуляция жизненной и познавательной активности ребенка совместно с учащимся и его родителями; -
Поиск (совместно с учащимся и его родителями) наиболее успешных видов и типов деятельности школьника, систематическое поощрение к их совершенствованию, которое основывается на формировании у ребенка «Образа - Я»; помощь в познании и развитии сильных и слабых сторон личности; -
Воспитание эмпатии у каждого ученика; -
Развитие целеустремленности, способности к самопознанию и самосовершенствованию, творческой активности в любых видах деятельности школьника; -
Помощь учащимся и их родителям в стрессовых ситуациях (при необходимости и в силу компетентности); -
Воспитание у школьника критического отношения к своему здоровью, нравственного отношения к себе и окружающим людям [2, 3].
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов работы классного руководителя с учащимися с ОВЗ, которые выделил В.П. Бондарев:
-
не навреди; -
свобода в выборе форм и методов сопровождения, но за результат взаимодействия с учащимися отвечает учитель, как за успехи, так и за поражения; -
помните, что каждый ваш сопровождаемый - индивидуальность, единственная и неповторимая, и то, что подходит одному из ваших учащихся, может не подойти другому; -
старайтесь развить у школьников добрый интеллект, все остальное приложится; -
семья учащихся всегда права, не можете убедить - отойдите в сторону [3].
Осуществляя педагогическое сопровождение учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья, я использовала личностно-ориентированную технологию и такие формы и методы работы как:
-
индивидуальные и групповые беседы, опросы (анкетирование, интервьюирование), анализ продуктов учебной деятельности школьников: графологический анализ рисунков, как выявление типологии характера, акцентуации личности и т. д.; -
социально-психологический тренинг межличностного общения, имитационные, интеллектуальные игры, учебные дискуссии, осуществляемые в диалоговом режиме, консультации и другие виды деятельности, направленные на создание у школьника состояния психологического комфорта и чувства защищенности в условиях окружающего его мира; -
анализ продуктов познавательно-трудовой деятельности, как результата достижений в различных видах деятельности, фиксируемый в дневнике наблюдений учителя и карте самонаблюдений (карте личности) учащегося; -
поисково-творческая деятельность, реализуемая учащимися, как в учебной, так и во внеклассной работе с последующей обязательной фиксацией.
На своих занятиях или специально организованных тренингах я создавала ситуации, в которых ученики учились сопереживать, устанавливать сходство между собой и различными героями, познавать внутренний мир других людей по их внешнему поведению, использовать при этом свою интуицию. Постепенно научила детей самонаблюдению, использованию тестовых методик и умению их разъяснять, анализу своих поступков, особенно во взаимоотношении с другими людьми, целеполаганию, умению преодолевать трудности и добиваться результата.
На мой взгляд, единственно уникальной, успешной методики, приема или формы работы с учащимися и их родителями нет. Все зависит от конкретной ситуации.
Взаимодействуя с учителями-предметниками, родителями, администрацией школы, представителями МКУ ЦКД «Радуга», решались вопросы, проблемы учащегося и его семьи.
Критерии эффективности моей деятельности соотносятся с критериями оценки результатов подготовки к жизни самореализующейся личности на каждом возрастном этапе.
Таким образом, говоря о специфике деятельности учителя, как классного руководителя, в педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе, следует отметить, что воспитательно-образовательный процесс в таком классе имеет свои особенности, требующие от педагога высокого профессионализма, творчества, опыта, мастерства и гибкости.
3. Технология реализации идей
Педагогическое сопровождение возможно, при наличии в образовательных учреждениях высококвалифицированных педагогов, включение в учебно-воспитательный процесс специально разработанные воспитательно-образовательные программы с личностно-ориентированным подходом к каждому учащемуся, особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, тогда успех ожидает всех участников воспитательно-образовательного процесса.
3.1. Разработка и внедрение воспитательной программы в воспитательно-образовательный процесс с учетом возможностей детей с ОВЗ в общеобразовательном классе
Включение детей с ОВЗ в общеобразовательный классвызвало у меня потребность в применении новых подходов не только в обучении, но и в определении содержания воспитательной деятельности классас условиями, основанными для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, с сохранением неповторимости и раскрытия потенциальных способностей школьника. Для обеспечения оптимального развития каждого ребенка, учитывая его индивидуальность, появилась необходимость создания воспитательной системы, направленной на получение позитивного результата и воспитательного эффекта. Для достижения этой цели, мною была разработана воспитательная программа для учащихся младших классов с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей, основанная на принципах опоры на реальные достижения ребёнка, признания ценности внутреннего мира ребёнка, ориентации на предоставление ученику возможности самостоятельно делать выбор.
Создавая программу, я опиралась не только на анализ данных диагностики и результаты изучения уровня воспитанности учеников, интересы учащихся, но и учитывала пожелания родителей класса. Воспитательная система представляет собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, связанных с основными направлениями работы школы.
В программу воспитания включены занятия со специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом.
Программа получила название «Дружные ребята» (Приложение 1). Она построена на основе технологии воспитательной работы с коллективом класса, доктора педагогических наук Евгения Николаевича Степанова.