Файл: А. М. Насырова Конспекты логопедических занятий. Постановка и автоматизация свистящих звуков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 382
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Повтори, прочитай предложения.
• Изменяй предложения. )
• Составь предложения с данными словами.
из яиц на танец
для овец у боцмана
от медведицы с клёцками
во дворец в ранец
• Выучи стихотворения.
Занятие 24.
Конспект занятия по автоматизации звука [Ц]
в слогах, словах, предложениях (звук в начале слова).
Цель: обучение правильного произношения звука [ц] в словах (звук в начале слова); развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.
4. Уточнение произношения звука [ц].
Дети по очереди выполняют упражнение «Кузнечик» под наблюдением логопеда.
5. Автоматизация звука [ц] в слогах, словах, предложениях.
• «Сверчок» — произноси многократно звук ц.
Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.
ца ца—цу—цо
цо цо—цы—ца
цу цу—це—цы
цы цы—ца—це
це це—цо—'цу
• Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).
цаца... цоцо,.. цуцу... цыцы... цеце... цаца... цоцо... цуцу... цыцы... цеце... цацаца... цоцоцо... цуцуцу... цыцыцы... цецеце...
• Поиграй в игру «Один — много».
цель — цели цапля — цапли царь — цари
цепь — ... цыганка — ... цифра — ...
цех — ... цыплёнок — ... центр — ...
циклон — ... циклоп — ... циферблат — ...
• Замени первый звук в слове на звук ц. Какое новое слово получилось?
мель — цель белый —
мех — вари —
ларь — капля —
вены — дукат —
• «Мы и он». Продолжи предложения по образцу.
Мы целимся в цель, и он целится в цель. Мы цепляемся пальцами, и он ... Мы царапаемся, как коты, и он ...
Мы целуемся с отцом, и он ...
• Посчитай слова от 1 до 5.
а) яйцо б) немецкий боцман
индеец младенец с леденцом
певец детская порция
клёцка поцарапанный палец
• Изменяй предложения.
• Повтори, прочитай предложения.
(см. слова к. № 46)
• Что из чего? Скажи, какое.
Пакет из целлофана — целлофановый.
Плита из цемента — ...
Музыка для церкви — ...
Конь из цирка— ...
Улица в центре — ...
Крыша из цинка — ...
Картинки в цвете — ...
• Доскажи слово в рифму.
1) Капают, капают на болото капли.
Бегают, бегают по болоту ... В. Лунин
Слова: цапли, цыплёнок, цветок.
• Продолжи предложение подходящим по смыслу словом.
Покажи правильные варианты линиями.
Цыганка Циркуль
ц елует ... цветы царапает ... цифра
цыплёнок цирк
цемент циферблат
царь цыплёнок
цыган церковь
Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия которых заканчиваются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколько стрелок идет от слога, столько и картинок заканчивается на данный слог. Образец: ца — пуговица, мельница, лестница, овца. Подумай, какие еще слова заканчиваются на эти слоги?
Занятие 25.
Конспект занятия по автоматизации звука [Ц]
в слогах, словах, предложениях (звук в середине слова).
Цель: обучение правильного произношения звука [ц] в словах (звук в середине слова); развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.
4. Уточнение произношения звука [з].
Дети по очереди выполняют упражнение «Кузнечик» под наблюдением логопеда.
5. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложениях.
• Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.
аца ца – аца аца – оцо – уцу
оцо цо – оцо оцо – уцу – мцы
уцу цу – уцу уцу – ицы – эце
ицы цы – ицы ицы – эце – аца
эце це – эце эце – аца – оцо
• Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).
цацу... цуцы... цыце... цуцо... цеца... цацу... цуцы... цыце... цуцо... цеца... цацацу... цуцуцы... цыцыце... цуцуцо... цецеца...
• Повтори, прочитай слова.
• Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.
а) оценка б) квитанция в милицию
пинцет лекция по медицине
мотоцикл официант с блюдцем
офицер концерт в больнице
• «Он — она». Изменяй слова по образцу.
умник – умница работник – работница лев – львица
модник – ... певец – ... орёл – ...
ленивец – ... преподаватель – ... петух – ...
баловник – ... герцог – ... медведь – ...
• Игра «Доскажи словечко» Логопед начинает, а дети договаривают слова, добавляя последний слог. Затем проговаривают слово полностью.
лукови…
певи…
умни… ЦА
грани…
пщени…
пятни…
• Повтори, прочитай предложения.
• «Что куда кладут?»
Продолжи предложение. Покажи правильные варианты линиями.
Мыло кладут в ... пепельница
Х леб кладут в ... вафельница
Пепел стряхивают в ... мыльница
Конфеты кладут в ... хлебница
Вафли готовят в ... пудреница
Пудру хранят в ... конфетница
• Изменяй предложения.
1) Я подцепил инфекцию. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...
• Прочитай слова-родственники. Придумай с каждым словом предложение.
ЦЕПЬ ЦЕНа
ЦЕПной ЦЕНный
ЦЕПкий оЦЕНить
ЦЕПлять оЦЕНка
подЦЕПить оЦЕНённый
приЦЕПить уЦЕНка
приЦЕП уЦЕНённый
отЦЕПить драгоЦЕНный
• Выучи скороговорки.
• Выучи стихотворение.
• Прочитай, повтори слова. Найди в строке «лишнее» слово.
Объясни, почему оно лишнее.
курица, цыплёнок, овца, львица орлица, медведица, львица, куница танцор, официант, цыган, милиционер хлебница, конфетница, вафельница, яйцо
• Подумай, как связаны между собой слова в паре.
Подбери второе слово, подходящее по смыслу.
Школьник – школа, больной – больница. Профессор – лекция, певица – ... Медведица – медвежонок, курица – ...
Зверь – морда, человек – ...
Уши – серёжки, пальцы – ... Мыло – мыльница, хлеб – ... Кузнец – кузница, мельник – ... Росток – зерно, цыплёнок – ...
Халат – дом, рукавицы – ... Умник – умница, модник – ...
Слова: концерт, цыплёнок, лицо, кольца, хлебница, мельница, яйцо, улица, модница.
• Упражнение «Весёлый поезд» См. Комарову.
Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Ц. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пассажира к его вагончику.
• Упражнение «Найди слово». См. Комарову. Назови картинки,
выделяя звук Ц. Найди слова, в которых звук Ц находится в начале (в
середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей
схемой. Составь предложение с каждым словом. Придумай свои примеры
слов для каждой схемы.
• Упражнение «Раскрась звуковую схему». Используя цветные карандаши, раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цветом обозначь твердые согласные звуки, зелёным цветом — мягкие согласные звуки, красным — гласные звуки.
• Игра «Эрудит»
– Назови первый звук в слове ... – Назови последний звук в слове ...
– Назови неживой предмет со звуком [ц].
– Назови живой предмет со звуком [ц].
– Назови пять слов, начинающихся на звук [ц].
Занятие 26.
Конспект занятия по дифференциации звуков [Ц]-[Т′]
в слогах, словах, предложениях.
Цель: закрепление знаний о механизме образования звуков [ц] – [т′]
и их артикуляционных особенностях; совершенствование навыка использования звуков в речевом материале; уточнение и закрепление произносительной дифференцировки фонем; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слогах, словах; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; коррекция личности ребёнка в целом.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.
4. Уточнение произношения звуков [Ц]-[Т′]. Работа с профилями артикуляции.
5. Дифференциация звуков [Ц]-[Т′] в слогах, словах, предложениях.
• Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.
а) ца – тя ца – ца – тя б) ать – ац ать – ац – ац
те – цо те – те – цо оц – оть оц – оц – оть
цу – тю цу – тю – тю уть – уц уц – уть – уц
ти – цы ти – цы – цы иц – ить ить – ить – иц
це – те це – те – це еть – ец еть – ец – еть
в) цать цать – цуть – цыть г) тяц тяц – тиц – тюц
цоть цыть – цоть – цеть тёц тёц – тюц – тец
цуть цуть – цать – цоть тюц тиц – тяц – тёц
цыть цеть –цыть – цуть тиц тюц – тец – тиц
цеть цоть –цеть –цать тец тец – тёц – тяц
• Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).
цатя... тёцо... цутю... тицы... цете... цатя... тёцо... цутю... тицы... цете... тятяца... цоцтё... цуцутю... цыцыти... тетеце...
• Повтори, прочитай слова.
• «Скажи, сколько».
• «Назови ласково».
дело – дельце брат – братец
тело – ... одеяло – ...
болото – ... метель – ...
платье – ... вода – ...
мыло – ... пальто – ...
покрывало – ... дерево – ...
• Изменяй предложения.
1)Я видел птенцов цапли. Ты... Он...Она... Мы... Вы... Они...
• Повтори, прочитай предложения, чистоговорки.
• Изменяй предложения. )
-
Я танцую немецкий танец. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они... -
Я нацепил кольцо на палец. -
Я ем огурец и перец. -
Я пойду на концерт турецкого певца.
• Составь предложения с данными словами.
из яиц на танец
для овец у боцмана
от медведицы с клёцками
во дворец в ранец
• Выучи стихотворения.
Занятие 24.
Конспект занятия по автоматизации звука [Ц]
в слогах, словах, предложениях (звук в начале слова).
Цель: обучение правильного произношения звука [ц] в словах (звук в начале слова); развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.
4. Уточнение произношения звука [ц].
Дети по очереди выполняют упражнение «Кузнечик» под наблюдением логопеда.
5. Автоматизация звука [ц] в слогах, словах, предложениях.
• «Сверчок» — произноси многократно звук ц.
Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.
ца ца—цу—цо
цо цо—цы—ца
цу цу—це—цы
цы цы—ца—це
це це—цо—'цу
• Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).
цаца... цоцо,.. цуцу... цыцы... цеце... цаца... цоцо... цуцу... цыцы... цеце... цацаца... цоцоцо... цуцуцу... цыцыцы... цецеце...
• Поиграй в игру «Один — много».
цель — цели цапля — цапли царь — цари
цепь — ... цыганка — ... цифра — ...
цех — ... цыплёнок — ... центр — ...
циклон — ... циклоп — ... циферблат — ...
• Замени первый звук в слове на звук ц. Какое новое слово получилось?
мель — цель белый —
мех — вари —
ларь — капля —
вены — дукат —
• «Мы и он». Продолжи предложения по образцу.
Мы целимся в цель, и он целится в цель. Мы цепляемся пальцами, и он ... Мы царапаемся, как коты, и он ...
Мы целуемся с отцом, и он ...
• Посчитай слова от 1 до 5.
а) яйцо б) немецкий боцман
индеец младенец с леденцом
певец детская порция
клёцка поцарапанный палец
• Изменяй предложения.
-
Я ем цветные цукаты. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они... -
Я целую цыпленка. -
Я цепляю цепь к цилиндру. -
Я царапаю цифру циркулем.
• Повтори, прочитай предложения.
(см. слова к. № 46)
• Что из чего? Скажи, какое.
Пакет из целлофана — целлофановый.
Плита из цемента — ...
Музыка для церкви — ...
Конь из цирка— ...
Улица в центре — ...
Крыша из цинка — ...
Картинки в цвете — ...
• Доскажи слово в рифму.
1) Капают, капают на болото капли.
Бегают, бегают по болоту ... В. Лунин
-
За кошкой бежит котёнок,
За курицей — ... -
Я хочу вплести в венок
Яркий маленький ...
Слова: цапли, цыплёнок, цветок.
• Продолжи предложение подходящим по смыслу словом.
Покажи правильные варианты линиями.
Цыганка Циркуль
ц елует ... цветы царапает ... цифра
цыплёнок цирк
цемент циферблат
царь цыплёнок
цыган церковь
Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия которых заканчиваются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколько стрелок идет от слога, столько и картинок заканчивается на данный слог. Образец: ца — пуговица, мельница, лестница, овца. Подумай, какие еще слова заканчиваются на эти слоги?
Занятие 25.
Конспект занятия по автоматизации звука [Ц]
в слогах, словах, предложениях (звук в середине слова).
Цель: обучение правильного произношения звука [ц] в словах (звук в середине слова); развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.
4. Уточнение произношения звука [з].
Дети по очереди выполняют упражнение «Кузнечик» под наблюдением логопеда.
5. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложениях.
• Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.
аца ца – аца аца – оцо – уцу
оцо цо – оцо оцо – уцу – мцы
уцу цу – уцу уцу – ицы – эце
ицы цы – ицы ицы – эце – аца
эце це – эце эце – аца – оцо
• Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).
цацу... цуцы... цыце... цуцо... цеца... цацу... цуцы... цыце... цуцо... цеца... цацацу... цуцуцы... цыцыце... цуцуцо... цецеца...
• Повтори, прочитай слова.
• Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.
а) оценка б) квитанция в милицию
пинцет лекция по медицине
мотоцикл официант с блюдцем
офицер концерт в больнице
• «Он — она». Изменяй слова по образцу.
умник – умница работник – работница лев – львица
модник – ... певец – ... орёл – ...
ленивец – ... преподаватель – ... петух – ...
баловник – ... герцог – ... медведь – ...
• Игра «Доскажи словечко» Логопед начинает, а дети договаривают слова, добавляя последний слог. Затем проговаривают слово полностью.
лукови…
певи…
умни… ЦА
грани…
пщени…
пятни…
• Повтори, прочитай предложения.
• «Что куда кладут?»
Продолжи предложение. Покажи правильные варианты линиями.
Мыло кладут в ... пепельница
Х леб кладут в ... вафельница
Пепел стряхивают в ... мыльница
Конфеты кладут в ... хлебница
Вафли готовят в ... пудреница
Пудру хранят в ... конфетница
• Изменяй предложения.
1) Я подцепил инфекцию. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...
-
Я оцениваю ответ на единицу. -
Я поцарапал лицо ветками акации. -
Я прицеплю прицеп в конце концов.
• Прочитай слова-родственники. Придумай с каждым словом предложение.
ЦЕПЬ ЦЕНа
ЦЕПной ЦЕНный
ЦЕПкий оЦЕНить
ЦЕПлять оЦЕНка
подЦЕПить оЦЕНённый
приЦЕПить уЦЕНка
приЦЕП уЦЕНённый
отЦЕПить драгоЦЕНный
• Выучи скороговорки.
-
Из колодца водица льётся. -
У кольца нет конца. -
Идёт молодица на улицу по водицу. -
У овцы — ягнёнок, у курицы — цыплёнок.
• Выучи стихотворение.
• Прочитай, повтори слова. Найди в строке «лишнее» слово.
Объясни, почему оно лишнее.
курица, цыплёнок, овца, львица орлица, медведица, львица, куница танцор, официант, цыган, милиционер хлебница, конфетница, вафельница, яйцо
• Подумай, как связаны между собой слова в паре.
Подбери второе слово, подходящее по смыслу.
Школьник – школа, больной – больница. Профессор – лекция, певица – ... Медведица – медвежонок, курица – ...
Зверь – морда, человек – ...
Уши – серёжки, пальцы – ... Мыло – мыльница, хлеб – ... Кузнец – кузница, мельник – ... Росток – зерно, цыплёнок – ...
Халат – дом, рукавицы – ... Умник – умница, модник – ...
Слова: концерт, цыплёнок, лицо, кольца, хлебница, мельница, яйцо, улица, модница.
• Упражнение «Весёлый поезд» См. Комарову.
Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Ц. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пассажира к его вагончику.
• Упражнение «Найди слово». См. Комарову. Назови картинки,
выделяя звук Ц. Найди слова, в которых звук Ц находится в начале (в
середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей
схемой. Составь предложение с каждым словом. Придумай свои примеры
слов для каждой схемы.
• Упражнение «Раскрась звуковую схему». Используя цветные карандаши, раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цветом обозначь твердые согласные звуки, зелёным цветом — мягкие согласные звуки, красным — гласные звуки.
• Игра «Эрудит»
– Назови первый звук в слове ... – Назови последний звук в слове ...
– Назови неживой предмет со звуком [ц].
– Назови живой предмет со звуком [ц].
– Назови пять слов, начинающихся на звук [ц].
Занятие 26.
Конспект занятия по дифференциации звуков [Ц]-[Т′]
в слогах, словах, предложениях.
Цель: закрепление знаний о механизме образования звуков [ц] – [т′]
и их артикуляционных особенностях; совершенствование навыка использования звуков в речевом материале; уточнение и закрепление произносительной дифференцировки фонем; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слогах, словах; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; коррекция личности ребёнка в целом.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.
4. Уточнение произношения звуков [Ц]-[Т′]. Работа с профилями артикуляции.
5. Дифференциация звуков [Ц]-[Т′] в слогах, словах, предложениях.
• Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.
а) ца – тя ца – ца – тя б) ать – ац ать – ац – ац
те – цо те – те – цо оц – оть оц – оц – оть
цу – тю цу – тю – тю уть – уц уц – уть – уц
ти – цы ти – цы – цы иц – ить ить – ить – иц
це – те це – те – це еть – ец еть – ец – еть
в) цать цать – цуть – цыть г) тяц тяц – тиц – тюц
цоть цыть – цоть – цеть тёц тёц – тюц – тец
цуть цуть – цать – цоть тюц тиц – тяц – тёц
цыть цеть –цыть – цуть тиц тюц – тец – тиц
цеть цоть –цеть –цать тец тец – тёц – тяц
• Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).
цатя... тёцо... цутю... тицы... цете... цатя... тёцо... цутю... тицы... цете... тятяца... цоцтё... цуцутю... цыцыти... тетеце...
• Повтори, прочитай слова.
• «Скажи, сколько».
-
– овца – одиннадцать овец 19 – полотенце – ... -
Птенец – ... 20 – яйцо – ... -
– пинцет –... 30 – пехотинец – ...
15 – китаец – ... 50 – цыплёнок – ...
• «Назови ласково».
дело – дельце брат – братец
тело – ... одеяло – ...
болото – ... метель – ...
платье – ... вода – ...
мыло – ... пальто – ...
покрывало – ... дерево – ...
• Изменяй предложения.
1)Я видел птенцов цапли. Ты... Он...Она... Мы... Вы... Они...
-
Я надену в пятницу цветное платьице. -
Я поливаю перец в теплице. -
Я вытираю лицо полотенцем.
• Повтори, прочитай предложения, чистоговорки.