Файл: А. М. Насырова Конспекты логопедических занятий. Постановка и автоматизация свистящих звуков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 381

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель: закрепление правильного произношения звука «с» в изолированном виде; формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука; воспитание потребности в речевом общении, навыки самоконтроля.


Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с]; мимические картинки; образ звука [С]; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание»; сигнальные карточки; буква С; зрительные опоры гласных звуков.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений.

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия).

4. Коррекция изолированного звука [с] на игровом материале.

Упражнения «Течет водичка» («Холодный ветер», «Насос», «Чайник») Звукоподражания.

«Вывести звук погулять».

«Мимические упражнения». Использовать мимические картинки для автоматизации изолированного звука. Выразить интонацией при произнесении звука разное настроение людей.

«Буква потерялась».

Дед Звукоед (злой волшебник) похитил звуки в словах.

.апог голо.

По.уда плюю.

Ле. .обака

Итрере. Му.ор

Ве.ы .ундук

.орока поя.

Ли.а убегает в ле..

Али.а не умеет пи.ать.

Дени. .ам надевает .андали.

Анфи.а по.адит ове. И фа.оль.

«Кулак. Ребро. Ладонь». Пропеть заданный звук на известную мелодию с движениями.

5. Развитие фонематического слуха.

Поднятие сигнальной карточки на заданный слог.

На слог са: ра, па, са, ма, са, са, да.

На слог сы: сы, мы, вы, ры, хы, сы, ры.

Запоминание слога со звуком с последующим выкладыванием картинок. (см. карточки со словами)

Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [с], из ряда других.

6. Фонетическая гимнастика, ритмика.

Работа над артикуляцией гласных звуков без голоса, с показом артикуляции перед зеркалом; произнесение гласных перед зеркалом с изменением силы и высоты голоса. Вводят зрительные опоры – символы для гласных звуков.


а____________выдох ао аоу уоа аоуы

о____________выдох

у____________

ы____________

э____________

Упражнения по развитию высоты голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении звуков «Укачивание», «Ступеньки», «Самолет».

7. Упражнения по развитию ритма.

• Отстучать по подражанию.

8. Работа с буквой с.

• Произнеси звук [С] длительно на одном выдохе: с – с – с – с.

• Выставляется буква с.

Звук [с], посмотри - вот это твоя буква.

В небе таял лунный серп, серп склонялся на ущерб. 
И поэтому с небес  нам светила буква С. 

Рассмотри букву С, нарисуй ее в воздухе каждым пальцем поочередно, сначала одной, затем другой и двумя руками одновременно.

Занятие 4.

Конспект занятия по автоматизации звука [С].

Автоматизация звука [с] в обратных (закрытых) слогах.

Цель: обучение произносить звук [с] в обратных слогах; продолжение работы над развитием подвижности кончика языка, добиваться четкого произношения изолированного звука [с]; формирование длительной, направленной воз­душной струи. Упражнение в определении наличия звука в слогах; анализ и синтез обратный и прямых слогов; составление схем слогов. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С]. Сундучок «Дыхание», молоточек для отстукивания ритма, счетные палочки, клубок ниток. Коробочки «». Картинки героев сказки «Теремок»; картинки с изображением предметов со звуком [с] и без него; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия).



4. Коррекция изолированного звука.

Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда.

5. Проверка домашнего задания.

6. Работа на звуком [с] в закрытом слоге.

Произнесение двух, трех, четырех слогов с одновременным отстукиванием ритма, с рисованием волнистых или ломаных линий пальчиком на столе, с выкладыванием палочек, наматывание ниток на клубок, «пальчики здороваются». Произнесение слогов от имени детей, их родственников, животных, инопланетян, героев сказок, игрушек, неодушевленных предметов.

Работа на звуком [с ] в шутках. Закончи чистоговорку.

Говорит взрослый: Говорит ребенок:

В сумке вкусный ананас ас-ас-ас-ас-ас.

Кисточку принес Барбос ос-ос-ос-ос.

Стас Сосискин был не трус ус-ус-ус-ус.

Я на санках еду вниз ис-ис-ис-ис.

Совы полетели в лес эс-эс-эс-эс.

Я услышал громкий бас ас-ас-ас-ас.

На тарелке абрикос ос-ос-ос-ос.

Там у пристани баркас ас-ас-ас.

Работа над голосом

Произнесение слогов от имени героев сказки «Теремок» с разной интонацией.

ис-ис-ис

ыс-ыс-ыс

ас-ас-ас

ос-ос-ос

ус-ус-ус

Анализ и синтез обратных слогов

- Какой слог лишний? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ис.

- Какой слог появился? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ас.

- Какой слог получится, если я «дам» тебе звук [а], а затем — [с]. Обозначить слог цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета).

- Какой первый звук в слоге ыс?Какой второй звук?

- Назови второй звук в слоге ос?

Назови пропущенный слог в словах

как...(тус) ана...(нас)

пок..(ос) фок..(ус)

комп..(ас) косм..(ос)

Составление слогов ис, ыс, ас из букв разрезной азбуки.

«Мимические упражнения». Использовать мимические картинки для автоматизации звука.

7. Развитие фонематического восприятия

Отбор картинок, слова-названия которых содержат звуки [с].

Игра «Определи позицию звука [с] в слоге» Игра проводится с помощью фишек, которые отмечают позицию звука в слове.

Игра «Определи позицию звука [с] в слове». Игра проводится с помощью фишек, которые отмечают позицию звука в слове.
(см. слова к. № 1)
Занятие 5.

Конспект занятия по автоматизации звука [С].

Автоматизация звука [с] в прямых (открытых) слогах.

Цель: обучение произносить звук [с] в прямых слогах; продолжение работы над развитием подвижности кончика языка, добиваться четкого произношения изолированного звука [с]; формирование длительной, направленной воз­душной струи. Упражнение в определении наличия звука в слогах; анализ и синтез обратный и прямых слогов; составление схем слогов. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с]. Мимические картинки; образ звука [С]. Молоточек для отстукивания ритма. Самолёт игрушечный. Сундучок «Дыхание». Рабочий пенал. Буква С, зрительные опоры гласных звуков, таблицы со слогами.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия).

Работа над артикуляцией гласных звуков без голоса, с показом артикуляции перед зеркалом; произнесение гласных перед зеркалом с изменением силы и высоты голоса.

а____________выдох ао аоу уоа аоуы

о____________выдох у________ ы________ э________

4. Коррекция изолированного звука.

Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда.

5. Работа над звуком [с] в открытом слоге.

Работа с таблицами перед зеркалом фронтально и индивидуально. Обращается внимание на точность артикуляции звука [с] и гласных.

с____а с____у с____о с____ы

Работа над силой голоса произнесение слогов, звукоподражаний и с различной громкостью.

Игровые задания, произнесение слогов с подключением движений и мимики.Даются указания: выполняя какое-либо действие, произносить слоги. Например: произносить слоги, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги, чистку зубов, умывание, «Падают снежинки», «Лепим снежки», «Катаем снежную бабу». Выделение ударного слога.


Са-са; са-са; са-са-са; са-са-са; са-са-са.

Сы-сы; сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы.

Са-сы-со-су; сы-са-со-су.

Какой слог лишний? Са-са-са-сы.

Повтори слоги: са-сы-со.

Послушай еще раз. Са-со.

Какой слог исчез из ряда? (Со.) Со-су-сы-са. Со-су-сы?(Са.)

«Мимические упражнения». Использовать мимические картинки для автоматизации звука.

Работа на звуком [с ] в шутках. Закончи чистоговорку.

Говорит взрослый: Говорит ребенок:

У стены стоит коса са-са-са-са.

Стоп, сломалось колесо, со-со-со-со.

Страшно вечером в лесу су-су-су-су.

Мы испачкали носы сы-сы-сы-сы.

Зеленеют все леса са-са-са-са.

На столе стоят весы сы-сы-сы-сы.

Сумку маме принесу су-су-су-су.

6. Анализ и синтез слогов

• Какой первый звук в слоге са?Какой второй звук?

• Сколько звуков в слоге са?

• Звук [с] «подружился» со звуком [о]. Какой слог получился?

• Есть ли звук [с] в словах сок, сын, сумка, самосвал?

• Отстукивание ритмического рисунка слов сок, сумка, самосвал.

«Молоточек». Повтори ритм, который отстучит взрослый, на слоге СА (СО, СУ, СЫ).

Пример: 1 – 2 – са саса.

Ритмы: 2 1,22, 1 3,3 1, 1 1 2, 1 2 1, 2 3 и т. д.

7. Развитие фонематического восприятия.

Разложи картинки в две стопки. К букве ш положи картинки со звуком [ш], к букве с — картинки со звуком [с]. Педагог произносит слова, а ребенок подбирает нужные картинки.

Определение позиции звука [с] в словах слон, носорог, ласка.

Игра «Сосчитай, сколько раз прозвучал звук [с] в ряду звуков».

Логопед произносит звуки : а, д, с, б, в, ш, с, р, ц л, с, к, ш, м.

Дети выкладывают соответствующее количество счетных палочек, затем считают их и выкладывают из них геометрические фигуры.

Игра «Найди слоги со звуком [с]» (условия те же): са, ма, фа, ка, ку, до, сы, лу, со, мо, сы.

Занятие 6.

Конспект занятия по автоматизации звука [С].

Автоматизация звука [с] в звукосочетаниях.

Цель: обучение произносить звук [с] в звукосочетаниях; развитие и совершенствование артикуляционной моторики, добиваться четкого произношения изолированного звука