Файл: А. М. Насырова Конспекты логопедических занятий. Постановка и автоматизация свистящих звуков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[с]; коррекция речевого дыхания; выделение согласного звука из состава слова; усвоение звуко-слоговой структуры слов; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.
Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С]. Сундучок «Дыхание», молоточек для отстукивания ритма, игрушечный самолёт. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Картинки с изображением предметов со звуком [с] и без него; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове»; мимические картинки. Схемы: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
• Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия).
4. Коррекция изолированного звука.
Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда.
5. Проверка домашнего задания.
6. Работа над звуком, [с] в звукосочетаниях.
Можно произносить звукосочетания с помощью знакомой мелодии.
• Повторение слоговых упражнений.
а – С – а о – С – а у – С – а ы – С – ы
а – С – у о – С – о у – С – о ы – С – о
а – С – о о – С – у у – С – у ы – С - у
а – С – ы о – С – ы у – С – ы ы – С – ы
• «Мимические упражнения». Использовать мимические картинки для автоматизации звука.
• «Этот пальчик».
Этот пальчик – дедушка. (Разгибают большой палец.)
Этот пальчик – бабушка. (Разгибают указательный палец.)
Этот пальчик – папочка. (Разгибают средний палец.)
Этот пальчик – мамочка. (Разгибают безымянный палец.)
Этот пальчик – я. (Разгибают мизинец)
Вот и вся моя семья. (Сжать пальцы в кулак и разжать.)
• Расставь картинки на рейки. «Раассели картинки по этажам»
На верхнюю рейку поставь картинки, в названии которых звук [с] слышится в начале слова, на нижнюю — со звуком [с] в конце слова.
7. Развитие фонематического восприятия и представлений.
• Игра «Найди свою картинку».
Детям предлагается ряд картинок. Среди них надо выбрать те, в названии которых есть буква [С].
• Игра «Определи позицию звука [с] в слоге» Игра проводится с помощью фишек, которые отмечают позицию звука в слове.
• Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [с], из ряда других.
8. Фонетическая гимнастика, ритмика.
• Уточнить артикуляцию гласных звуков. Знакомство с символами гласных звуков.
• Упражнения по развитию высоты голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении звуков «Укачивание», «Ступеньки», «Самолет».
8. Упражнения по развитию ритма.
• Отстучать по подражанию.
• Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
Занятие 7.
Конспект занятия по автоматизации звука [С].
Автоматизация звука [с] в конце слова.
Цель: обучение правильного произношения звука [с] в словах (звук в конце слова); развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.
Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С]. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Карточка - звук [с] № 2. Картинки к игре «Деление слов на слоги». Картинки с изображением предметов со звуком [с]; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове»;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.
4. Коррекция изолированного звука.
Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда.
5. Автоматизация звука [с] в слогах.
Работа со слоговыми таблицами.
6. Проверка домашнего задания.
7. Работа над звуком [с] в конце слова.
• Повтори, прочитай слова.
• «Мой, моя, мое, мои»
Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям и проговаривание полученных словосочетаний.
• Игра «Ответь на вопрос» Чего или кого у вас нет?
Дети должны дать полный ответ, используя картинки.
• Деление слов на слоги («Телеграф», «Прошагаем слова»)
• Какое новое слово получилось? Замени последний звук в слове на звук [с]. Пример: Век – вес
пек – лик – бак – лев –
бег – нож – голод – покои –
квак – рот – ответ – таран –
Рим – Труд –
• Доскажи слово в рифму.
Ас-ас-ас, пьёт Никита сладкий ... Ас-ас-ас, идёт Володя в первый ...
Ос-ос-ос, отморозил Ваня ... Ос-ос-ос, ставим чашки на ...
Ус-ус-ус, сладкий у арбуза ... Ес-ес-ес, улетели совы в ...
Слова: квас, класс, нос, поднос, вкус, лес.
• Прочитай слова, вставляя слоги: ас, ос, ус, ис, ес.
ас ос ус ис ес
кв .. н .. мин .. ред .. л . .
кл .. подн .. фок .. тенн . . адр . .
комп .. кок .. какт .. р . . нав . .
анан .. вопр .. автоб . . кипар . . интер . .
• Прочитай слова, соединив правильно первый и второй слоги. Соедини эти слоги линиями.
ми - нос фо - пас тер - мос
как - нус ком - люс ре - лос
под - тус по - кус во - бус
• Прочитай предложения, вставив пропущенные слова.
Пример: Катя входит в ... автобус. — Катя входит в первый автобус.
Петя купил ... ананас. Митя поднял ... колос.
Нина идёт в ... лес. Оля гладит ... пояс.
Ваня отгадывает... ребус. Дима видит... парус.
8. Развитие фонематического анализа.
• Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить место звука в словах, разделить их на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово.
• Игра «Эрудит»
– Назови первый звук в слове ...
– Назови последний звук в слове ….
– Назови неживой предмет со звуком [с].
– Назови живой предмет со звуком [с].
– Назови пять слов, начинающихся на звук [с].
Занятие 8.
Конспект занятия по автоматизации звука [С].
Автоматизация звука [с] в начале слова.
Цель: обучение правильного произношения звука [с] в словах (звук в начале слова); развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.
Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С]. Сундучок «Дыхание», молоточек для отстукивания ритма, игрушечный самолёт. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Карточка со словом
сок. Карточка - звук [с] № 1. Картинки к игре «Деление слов на слоги». Картинки с изображением предметов со звуком [с]; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове»;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.
4. Коррекция изолированного звука.
Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет».
5. Автоматизация звука [с] в слогах.
Повторение слоговых упражнений (см. предыдущие занятия).
6. Работа над звуком [с] в начале слова.
• Дополни к слогам слово сок.
ле… но… пе… ку…
ча… поя… голо… коло…
• Поиграй в игру «Один — много». (см. слова к. № 1)
судья - судьи сапог - сапоги сырник - сырники
сабля - ... самолёт - ... сарай - ...
сокол - ... собака - ... сорока - ...
сок - ... сова - ... сувенир - ...
сумка - ... сундук - ... сырок - ...
• Посчитай слова от 1 до 5.
Пример: одна сабля, две сабли, три сабли, четыре сабли, пять сабель.
Слова: сабля, самолёт, сумка, сова, соболь, сундук.
• «Назови ласково». Измени слова по образцу.
сом - сомик сыр - сырок
салат - ... сын - ...
солдат - ... сахар - ...
самокат - ... сугроб - ...
сухарь - ... лес - лесок
мыс - мысок пояс -...
квас - ... колос - ...
волос -... голос - ...
адрес - ...
• Замени первый звук в слове на звук с.
Какое новое слово получилось? Напиши его.
дам – дом –
мода – ноль –
палки – мытый –
бок – кон –
бор – мало –
Тоня – торт –
лук – ранки –
халат – морока –
такнки – ком –
жук – фон –
хор – лайка –
банки – майка –
• Деление слов на слоги(«Телеграф», «Прошагаем слова», «Паровоз»)
• Развитие слухового внимания и памяти.
Повтори каждые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно по памяти.
Сад – сок – сом. Суп – сук – сам.
Совы – сода – сотня.
Сыпать – сытный – сытый.
Судак – сухой – сундук.
Судно – сумка – судно.
Сухо – сани – садик.
Сапог – сынок – станок.
• Игра «Исправь взрослого». Взрослый говорит, заменяя звук
Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С]. Сундучок «Дыхание», молоточек для отстукивания ритма, игрушечный самолёт. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Картинки с изображением предметов со звуком [с] и без него; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове»; мимические картинки. Схемы: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
• Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия).
4. Коррекция изолированного звука.
Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда.
5. Проверка домашнего задания.
6. Работа над звуком, [с] в звукосочетаниях.
Можно произносить звукосочетания с помощью знакомой мелодии.
• Повторение слоговых упражнений.
а – С – а о – С – а у – С – а ы – С – ы
а – С – у о – С – о у – С – о ы – С – о
а – С – о о – С – у у – С – у ы – С - у
а – С – ы о – С – ы у – С – ы ы – С – ы
• «Мимические упражнения». Использовать мимические картинки для автоматизации звука.
• «Этот пальчик».
Этот пальчик – дедушка. (Разгибают большой палец.)
Этот пальчик – бабушка. (Разгибают указательный палец.)
Этот пальчик – папочка. (Разгибают средний палец.)
Этот пальчик – мамочка. (Разгибают безымянный палец.)
Этот пальчик – я. (Разгибают мизинец)
Вот и вся моя семья. (Сжать пальцы в кулак и разжать.)
• Расставь картинки на рейки. «Раассели картинки по этажам»
На верхнюю рейку поставь картинки, в названии которых звук [с] слышится в начале слова, на нижнюю — со звуком [с] в конце слова.
7. Развитие фонематического восприятия и представлений.
• Игра «Найди свою картинку».
Детям предлагается ряд картинок. Среди них надо выбрать те, в названии которых есть буква [С].
• Игра «Определи позицию звука [с] в слоге» Игра проводится с помощью фишек, которые отмечают позицию звука в слове.
• Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [с], из ряда других.
8. Фонетическая гимнастика, ритмика.
• Уточнить артикуляцию гласных звуков. Знакомство с символами гласных звуков.
• Упражнения по развитию высоты голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении звуков «Укачивание», «Ступеньки», «Самолет».
8. Упражнения по развитию ритма.
• Отстучать по подражанию.
• Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
Занятие 7.
Конспект занятия по автоматизации звука [С].
Автоматизация звука [с] в конце слова.
Цель: обучение правильного произношения звука [с] в словах (звук в конце слова); развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.
Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С]. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Карточка - звук [с] № 2. Картинки к игре «Деление слов на слоги». Картинки с изображением предметов со звуком [с]; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове»;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.
4. Коррекция изолированного звука.
Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда.
5. Автоматизация звука [с] в слогах.
Работа со слоговыми таблицами.
6. Проверка домашнего задания.
7. Работа над звуком [с] в конце слова.
• Повтори, прочитай слова.
• «Мой, моя, мое, мои»
Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям и проговаривание полученных словосочетаний.
• Игра «Ответь на вопрос» Чего или кого у вас нет?
Дети должны дать полный ответ, используя картинки.
• Деление слов на слоги («Телеграф», «Прошагаем слова»)
• Какое новое слово получилось? Замени последний звук в слове на звук [с]. Пример: Век – вес
пек – лик – бак – лев –
бег – нож – голод – покои –
квак – рот – ответ – таран –
Рим – Труд –
• Доскажи слово в рифму.
Ас-ас-ас, пьёт Никита сладкий ... Ас-ас-ас, идёт Володя в первый ...
Ос-ос-ос, отморозил Ваня ... Ос-ос-ос, ставим чашки на ...
Ус-ус-ус, сладкий у арбуза ... Ес-ес-ес, улетели совы в ...
Слова: квас, класс, нос, поднос, вкус, лес.
• Прочитай слова, вставляя слоги: ас, ос, ус, ис, ес.
ас ос ус ис ес
кв .. н .. мин .. ред .. л . .
кл .. подн .. фок .. тенн . . адр . .
комп .. кок .. какт .. р . . нав . .
анан .. вопр .. автоб . . кипар . . интер . .
• Прочитай слова, соединив правильно первый и второй слоги. Соедини эти слоги линиями.
ми - нос фо - пас тер - мос
как - нус ком - люс ре - лос
под - тус по - кус во - бус
• Прочитай предложения, вставив пропущенные слова.
Пример: Катя входит в ... автобус. — Катя входит в первый автобус.
Петя купил ... ананас. Митя поднял ... колос.
Нина идёт в ... лес. Оля гладит ... пояс.
Ваня отгадывает... ребус. Дима видит... парус.
8. Развитие фонематического анализа.
• Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить место звука в словах, разделить их на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово.
• Игра «Эрудит»
– Назови первый звук в слове ...
– Назови последний звук в слове ….
– Назови неживой предмет со звуком [с].
– Назови живой предмет со звуком [с].
– Назови пять слов, начинающихся на звук [с].
Занятие 8.
Конспект занятия по автоматизации звука [С].
Автоматизация звука [с] в начале слова.
Цель: обучение правильного произношения звука [с] в словах (звук в начале слова); развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.
Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С]. Сундучок «Дыхание», молоточек для отстукивания ритма, игрушечный самолёт. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Карточка со словом
сок. Карточка - звук [с] № 1. Картинки к игре «Деление слов на слоги». Картинки с изображением предметов со звуком [с]; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове»;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.
4. Коррекция изолированного звука.
Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет».
5. Автоматизация звука [с] в слогах.
Повторение слоговых упражнений (см. предыдущие занятия).
6. Работа над звуком [с] в начале слова.
• Дополни к слогам слово сок.
ле… но… пе… ку…
ча… поя… голо… коло…
• Поиграй в игру «Один — много». (см. слова к. № 1)
судья - судьи сапог - сапоги сырник - сырники
сабля - ... самолёт - ... сарай - ...
сокол - ... собака - ... сорока - ...
сок - ... сова - ... сувенир - ...
сумка - ... сундук - ... сырок - ...
• Посчитай слова от 1 до 5.
Пример: одна сабля, две сабли, три сабли, четыре сабли, пять сабель.
Слова: сабля, самолёт, сумка, сова, соболь, сундук.
• «Назови ласково». Измени слова по образцу.
сом - сомик сыр - сырок
салат - ... сын - ...
солдат - ... сахар - ...
самокат - ... сугроб - ...
сухарь - ... лес - лесок
мыс - мысок пояс -...
квас - ... колос - ...
волос -... голос - ...
адрес - ...
• Замени первый звук в слове на звук с.
Какое новое слово получилось? Напиши его.
дам – дом –
мода – ноль –
палки – мытый –
бок – кон –
бор – мало –
Тоня – торт –
лук – ранки –
халат – морока –
такнки – ком –
жук – фон –
хор – лайка –
банки – майка –
• Деление слов на слоги(«Телеграф», «Прошагаем слова», «Паровоз»)
• Развитие слухового внимания и памяти.
Повтори каждые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно по памяти.
Сад – сок – сом. Суп – сук – сам.
Совы – сода – сотня.
Сыпать – сытный – сытый.
Судак – сухой – сундук.
Судно – сумка – судно.
Сухо – сани – садик.
Сапог – сынок – станок.
• Игра «Исправь взрослого». Взрослый говорит, заменяя звук