Файл: А. М. Насырова Конспекты логопедических занятий. Постановка и автоматизация свистящих звуков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

4. Коррекция изолированного звука.

Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда.

5. Работа на звуком [с] в слогах.

Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением кистей и пальцев рук.

Произнесение слоговых сочетаний с движением рук:

сту-сту-сту (шагаем по ступенькам);

ста-ста-ста (ставим стаканы на стол).

Координация мимической гимнастики с дыханием, артикуляцией и фонацией:

сто-сто-сто (сердито); сты-сты-сты (добродушно).

Ста-сто-сту-сты (ласково).

Игровое упражнение «Жонглеры».

Подбрасываем шарики и произносим слоги:

сма-сма-сма-сма; сму-сма-смы; смы-смы-смы-смы; сна-сно;

смо-смо-смо-смо; сну-сны; сму-сму-сму-сму; сну-сны-сна;

сма-смо-сму; сва-сво-сву-свы.

(Дети рисуют пальчиками волны.)

Повтори, прочитай слоги по столбикам и строчкам.

ска ста сма сва спа сна ела ера стра спра

ско сто смо сво спо сно ело сро стро спро

ску сту ему сву спу сну слу еру стру спру

ски сты смы свы спы сны слы еры стры спры

Повтори, прочитай цепочки слогов.

ска-ско-ску сто-сту-сты сму-сма-смы свы-сва-сво

ску-ски-ска сты-сту-сто смо-сму-сма сва-свы-сву

спу-спы-спо сно-сну-сны сла-слы-слу сры-сру-сро

спа-спо-спу сны-сну-сна слу-сло-сла сра-сро-ср

6. Развитие фонематического восприятия

Игра с мячом. - Лови мяч, если услышишь в слове звук [с].

Найди картинки, в названии которых есть звук [с]; положи их к букве с. Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [с] и [ц]. Есть ли звук [с] в слове цапля?Есть ли звук [с] в слове сова?

Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в 2—3-х словах.

Игра «Определи позицию звука [с] в слоге» Игра проводится с помощью фишек, которыми отмечают позицию звука в слове.


7. Фонетическая гимнастика, ритмика.

Уточнить артикуляцию гласных звуков. Знакомство с символами гласных звуков.

Упражнения по развитию высоты голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении звуков «Укачивание», «Ступеньки», «Самолет».

9. Упражнения по развитию ритма.

• Отстучать по подражанию.

Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

Занятие 11.

Конспект занятия по автоматизации звука [С].

Автоматизация звука [с] в словах со стечением согласных.

Цель: обучение правильного произношения звука [с] в словах со стечением согласных; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С], зеркала. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Карточка - звук [с] № 4. Картинки к игре «Деление слов на слоги». Картинки с изображением предметов со звуком [с]; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

4. Коррекция изолированного звука.

Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда.

5. Работа на звуком [с] в словах.

«Один — много»

Пример: слабый след - слабые следы.

высокая скала - ... свободный студент - ...

сухой стакан - ... старый снаряд - ...

светлая спальня - ... полосатый свитер - ...

сладкая слойка - ... усатый старик - ...

сломанная скамейка - ... светлая скатерть - ...

кусок - куски пустая миска — пустые миски
маска - ... плоская каска - ...

леска - ... вкусная паста - ...

аист -... спелый колосок - ...

куст - ... интересная выставка - ...



краска - ... красная коляска - ...

«Назови ласково» (см. слова к. № 4)

а) стол - столик б) скорлупа - скорлупка
слон - ... сторона - ...

снаряд - ... скатерть - ...

словарь - ... стрела - ...

колбаса - колбаска остров - островок
полоса - ... пистолет - ...

искра - ... бисквит - ...

капуста - ... кроссворд - ...

кастрюля ... пескарь - ...

«Повтори слова» Слова произносятся отраженно или по картинкам

- Какие слова отвечают на вопрос кто? (что? Что можно есть? И т.д)

Повтори, прочитай слова. Игра «Исправь взрослого».

(см. к. № 4)

«Скажи правильно»

Назови слова со звуком [С].

Растение –

Одежда –

Домашнее животное –

Обувь –

Головной убор –

Овощ –

Фрукт –

Транспорт –

Деление слов на слоги,«Телеграф», «Прошагаем слова»

«Подскажи слово в чистоговорке».

Кан-кан-кан, вот стоит ... (стакан).

Кане-кане-кане, вкусный сок в ... (стакане).

Онку-онку-онку, насыпаем соль в ... (солонку).

Рюлей-рюлей-рюлей, я иду с полной ... (кастрюлей).

«Скажи наоборот».

Пример. Один солдат трусливый, а другой — смелый.

Лук горький, а сахар ...

Лев сильный, а котёнок ...

Куст низкий, а дерево ...

У Кати волосы тёмные, а у Вали ...

У Вити сумка новая, а у Тараса ...

Слава до обеда голодный, а после обеда ...

Бельё после стирки мокрое, а потом ...

Слова: сладкий, слабый, высокое, светлые, старая, сытый, сухое.

мир – трусливый заяц –

пасмурный день – солёный огурец –

горькое лекарство – кислое яблоко –

Прочитай-профессии людей.

Скажи, кто чем занимается. Покажи правильные ответы линиями.

Танкист играет в футбол

Баянист играет на гитаре
Футболист играет на пианино

Пианист водит танк

Хоккеист играет на баяне

Гитарист рисует портреты

Каратист играет в хоккей

Портретист занимается карате

Прочитай предложения, вставив пропущенные
предлоги.

Света идёт … ступенькам. по

Соня посадила куклу … скамейку. на

Инесса поёт … ансамбле. в

Стул стоит … стола. около

Оса летает … сметаной. над

Кот столкнул клубок … стол. под

Камень упал … скалы. со

Игра «Подбери слово»

Маша прыгает через …(скакалку)

Мама на стол постелила красивую …(скатерть)

Чашки стоят на …(столе)

Россия – это наша …(страна)

В саду растет черная и красная …(смородина)

В Африке живет большой …(слон)

Прочитай слова-родственники.
Придумай предложение с каждым словом.

СВЕТ СТОЛ СЛАБЫЙ

СВЕТлый СТОЛик СЛАБина

СВЕТленький СТОЛовая СЛАБенький

СВЕТло СТОЛовый СЛАБоватый

СВЕТильник на СТОЛьный СЛАБак

СВЕТить СТОЛяр СЛАБеть

Чтение слогов: сма, сму, ста ит.д.

Преобразование слов путем перестановки букв:

нос - сон нас - сан навес - весна сосна - насос

стаи - аист куст - стук анис - сани наст – стан

Преобразование слов путем замены одной буквы:

маска - миска

киска - каска

доска – тоска

соска - сосна

пуск - писк - диск

Прочитай слово с конца. Напиши.
Пример: хемс — смех.

тевс — осям — оволс —

гене — ысев — алакс —

асок — косел — асолоп —

кутс — тевос — амолос—

Подбор начала к данному концу слова:

Прямой и обратный счет с предметами: 1 5,1 10

«Мой, моя, мое, мои»

Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям и проговаривание полученных словосочетаний.

Слова: паста восток капуста пляска

ласка восход мускул коляска

масло Москва пустыня весна

пастух остановка испуг тесто

асфальт остаток пистолет невеста

баскетбол воспитание выступ лепесток

насморк росток пустырь кресло

монастырь остров история ястреб


кастрюля простуда искра эстрада

пластырь кроссворд редиска ресторан

«Скажи наоборот».

Пример: согласный звук — гласный звук.

а) полная миска -... б) медленный автобус - ...
сладкий квас - ... тупая сабля - ...

высокое место - ... весёлая маска - ...

широкий асфальт - ... сложный вопрос ...
далёкая остановка - ... храбрый поступок - ...
жидкий суп - ... ясная погода — ...

Слова: а) пустая, кислый, низкое, узкий, близкая, густой.

б ) быстрый, острая, грустная, простой, трусливый, пасмурная.

Замени звук в середине слова на звук с.
Какое новое слово получилось? Напиши его.

лапка - ласка мишка - миска

марка - лепка -

качка - дочки -

парта - килька -

Игра «Ответь на вопрос» Чего или кого у вас нет?

Дети должны дать полный ответ, используя картинки.


Занятие 12.

Конспект занятия по автоматизации звука [с].

Автоматизация звука [с] в словах насыщенным этим звуком.

Цель: обучение правильного произношения звука [с] в словах насыщенным этим звуком; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [С], зеркала. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Карточка - звук [с] № 5. Картинки к игре «Деление слов на слоги». Картинки с изображением предметов со звуком [с]; картинки для игры «Определи позицию звука

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

4. Коррекция изолированного звука.

Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда.

5. Работа на звуком [с] в словах.

Игра «Говори правильно»