Файл: А. М. Насырова Конспекты логопедических занятий. Постановка и автоматизация свистящих звуков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 391
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Подбор предложений к заданной схеме.
• «Какая схема правильная?»
• «Какое слово "убежало"?» Дети закрывают глаза, а педагог убирает одну полоску.
• Различение длинных и коротких слов (использование звуковой линейки, отстукивание звукового и слогового рисунка слов).
• Отгадывание загадок
• Доскажи слово в рифму.
Я видел утку и лису, что пироги пекли в ...
Пришли барсук и бурундук, но не смогли открыть...
Чудак играл на рояле в четыре руки, растил в огороде одни...
Шла кукушка мимо сада, поклевала всю ...
За тушканчиком целый отряд, сто пятнадцать мышиных...
Так держи меня сильней, чтоб не выпасть из ...
Слова: лесу, сундук, сорняки, рассаду, солдат, саней.
7. Автоматизация звука [с] в пословицах и поговорках.
8. Работа над звуком [с] в скороговорках.
• Игра «Повтори»
Прочитай, повтори слова. Найди общее у этих слов.
Пример: мясо, кокос, ананас — съедобное.
а) пояс, косынка, сапоги б) салки, теннис, тетрис
минус, плюс, дефис Тарас, Саня, Борис
Алиса, Соня, Денис сало, сарделька, колбаса
судак, сом, палтус матрос, санитар, десантник
кактус, фикус, подсолнух самокат, автобус, троллейбус
Занятие 14.
Конспект занятия по автоматизации звука [С]
Автоматизация звука [с] в тексте.
Цель: обучение правильного произношения звука [с] в тексте; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.
Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки, схемы слов и предложений, рабочий пенал, папка «Звуки С и Сь».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.
4. Коррекция изолированного звука.
Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда.
5. Закрепление звука [с] на материале предыдущих занятий.
6. Работа над предложением.
Пример: со, ле, ко — колесо.
яс, по - су, да, по -
пас, ком - ло, по, са -
кос, ко - ко, ка, сын -
лос, во - ба, кол, са -
• Определение кол-ва слов в предложении. Сколько слов в предложении?
• Определение последовательности слов. Назови первое слово. Назови второе слово. Назови третье слово в предложении.
• Определение места слова по отношению к другим словам.
Между какими словами стоит слово ... ?
• Называние первого, последнего или другого слова, соответствующего его расположению. Которое по счету слово...? Назови третье слово.
• Показать при помощи карточек, палочек, квадратов кол-во слов в предложении.
• Изобразить предложения графически (полосками).
• Составление рассказа по схеме.
• Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картинку.
• О чем могут сказать эти слова? мой ... твой ... наш ... его ...
моя ... твоя ... наша ... ее ... мои ... твои ... наши ... их ...
• Прочитай, повтори предложения.
• Игра «Исправь взрослого».
Алиса входит в класс. Соня посадит кактус.
Денис кусает кокос. Деликатес солёный на вкус.
Дети несут поднос в класс. Надо написать плюс или минус.
Анфиса делает компресс Сане. Тарас не помнит адрес Бориса.
• Изменяй предложения.
Я посолю суп и салат. Он... Она... Мы... Вы... Они...
7. Работа над развитием фонематического восприятия.
Логопед читает текст.
Дети выкладывают счетные палочки по количеству звуков [с], затем составляют из них различные контурные изображения.
8. Автоматизация [с] в тексте.
Игра «Дополни по картинкам». Логопед читает начала предложений, дети дополняют их словами, показанными на картинках.
Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.
9. Пересказ.
• Подготовить пересказ, отработав произношение звука [С].
• Выучи скороговорки.
• Выучи стихотворение.
• Закончи предложение.
Покажи линией правильный вариант.
Листок слетел с головы
Санки съехали ... с Алисы
Сарафан сняли ... с куста
Ветер сорвал кепку... со стола
Киска спрыгнула ... с горки
Миска упала ... со стула
7. Работа над развитием фонематического восприятия.
8. Автоматизация звука [с] в самостоятельной речи.
Прочитай вслух только те слова, в которых есть звук с.
восток кухня бисквит автомобиль
диван масло комната невеста
минус место баскетбол выставка
песок плита яблоко воспаление
Дети получают картинки и составляют их описание.
Занятие 15.
Конспект занятия по дифференциации и автоматизации звуков [С] – [С′] в слогах и словах.
Цель: закрепление знаний о механизме образования звуков [с] – [с′] и их артикуляционных особенностях; совершенствование навыка использования звуков [с]-[с′] в речевом материале; уточнение и закрепление произносительной дифференцировки фонем; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слогах, словах; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; коррекция личности ребёнка в целом.
Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, картинки, в названии которых есть звук [с′] в начале, середине и в конце слова, рабочий пенал, папка «Звуки С и Сь».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Уточнение различий в артикуляции [с]-[с′].
Сравнение профилей артикуляции.
• Возьми картинки-символы звуков С и СЬ
Послушай, а затем изобрази, как свистит насос (С), как свистит баллончик (СЬ).
Обрати внимание на разницу звучаний: когда произносим С, звук резкий, твердый; когда произносим СЬ, звук ласковый, мягкий.
Возьми символы твердого и мягкого звуков (домики с рожицами) и объясни, какой звук С или СЬ изображает домик с сердитой рожицей (твердый звук С), с веселой рожицей (мягкий звук СЬ).
Показывая поочередно на разные картинки-символы, протяжно произнеси соответствующие звуки. Повтори 6-8 раз.
4. Автоматизация звука [с′] в слове.
• Повторение за логопедом слоговых таблиц. «Скажи наоборот»:
са-ся, су-...;
сы-ри, су-...;
ас-ась, ус-...;
усь-ус, ись-...
Повторить за взрослым серию слогов:
са-са-ся, ся-ся-са, са-ся-са, ся-са-ся, ся-са-са, са-ся-ся...
5. Развитие фонематического строя.
• Развитие фонематического восприятия.
Дети поднимают на звук [с] синий сигнал, а на звук [с′] зеленый сигнал. Игра «Бусы»
Логопед называет слоги и слова:
• Развитие фонематических представлений.
Дети из предложенного ряда картинок выбирают и называют те, где изображены предметы, в названии которых есть звуки [с]-[с′].
Отделить картинки, в названии которых есть звук [с], от тех, в названии которых есть звук [с′]. При помощи светофорчиков и фишек определить место этих звуков в слове.
6. Автоматизация звуков [с]-[с′] в словах.
• Повторение слов за логопедом или по картинкам.
Вставь пропущенные буквы в слова.
а—я о—ё у—ю ы—и
с . д с . мга с . п с . ла
с . нки с . к с . да с . ний
с . дь С . ма с . мка с . н
с . пог с . ль с . ндук с . пать
• Отбор картинок, слова-названия в которых содержат звуки[с′] и [с]
• Игра «Наоборот»
СА- …СЯ Со - …СЁ СУ - …СЮ Сы – …Си
• Перестановка слогов, чтение полученных слов:
та-ся-гу - (гусята) ни-си-ца - (синица)
вик-го-сне - (снеговик) си-ва-лек - (василек)*
ний-сен-о - (осенний) сём-те-ка - (тесёмка)
сед-бе-ка - (беседка) па-ка-се - (пасека)
ся-ток-де - (десяток) на-си-о - (осина)
се-нок-ли - (лисенок)* кун-се-да - (секунда)
• Работа со сложными по звуковому составу и слоговой структуре словами (наличие обоих звуков, С твёрдого и С′ мягкого, и стечения согласных в словах)
свист сесть система соседка
спесивый басистый свисток сельский*
смесь совесть спасибо таксист
свистеть семьсот смеситель* совсем
спасение теннисист освистанный сенокосный
смести сосиска список голосистый*
сеанс снасти соседский спасённый
теннисистка велосипедист* и др.
• Деление слов на слоги при помощи хлопков (игра «Телеграф»), с ладонью под подбородком, по гласным (со зрительным контролем и без него).
Занятие 16.
Конспект занятия по дифференциации и автоматизации звуков [С] – [С′] в словосочетаниях, предложениях, тексте.
Цель: закрепление знаний о механизме образования звуков