Файл: А. М. Насырова Конспекты логопедических занятий. Постановка и автоматизация свистящих звуков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 389

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[с] – [с′] и их артикуляционных особенностях; совершенствование навыка использования звуков [с]-[с′] в речевом материале; уточнение и закрепление произносительной дифференцировки фонем; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слогах, словах; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, картинки, в названии которых есть звук [с′] в начале, середине и в конце слова, рабочий пенал, папка «Звуки С и Сь».
Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Уточнение произношения звуков [с]-[с′].

Работа с профилями артикуляций.

4. Автоматизация звуков [с]-[с′] в слогах и словах.

5. Работа над развитием фонематического и слогового синтеза.

Развитие силы голоса воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;

Произнесение слогов с ударением на последнем слоге. «Забиваем гвоздики» (та-та-та-так, га-га-га-га-гак, да-да-да-дак).

«Бусы» Логопед показывает картинку. Ребенок определяет, какой звук – С или – З в них присутствуют. Если С – желтую, З – фиолет.

Повтори, прочитай чистоговорки.

Са — са — ся, испугались все гуся.

Юс — юс — юсь, совсем я гуся не боюсь.

Сю — сю — су, поесть я гусю принесу.

Ее — ее — есь, готовлю вкусную я смесь.

Ус — ус — усь, быстро съест всё это гусь.

Подбери пару.

Корова — телёнок,

гусь— ... гусёнок, гусыня,

лиса - … лисенок

Трамвай — троллейбус,

стол — ... стул, книга, доска

Самолёт — лётчик, пилот

танк — ..., колесо, танкист

Птица — яйцо,

растение — ... росток, семена, вода

Утро — день,

зима — ... осень, ночь, весна

Одежда — голый,

обувь — ... босой, сапог, носки

Вставь букву ь в те слова, где она нужна.

лос . нос. поднос. Вас.ка вос.ток

пояс . пёс . подпис . пас . тух тес . ма

гус. вые. кекс. пис. мо мае. ка

Развитие силы голоса воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;

Возьми картинки со звуками С и СЬ в названиях

Положи символы звуков С и СЬ. Бери по одной картинке и клади рядом с символом. Называй звук, который спрятался в каждом слове.

Формирование навыков звукового анализа

Глядя на картинки-символы назови звук, который спрятался в каждом слове, — С или СЬ. Четко проговори пары слов.

6. Формирование навыков звукового анализа. Развитие слуховой памяти и логического мышления.

Послушай по 3 слова. Глядя на картинки-символы определи звук (С или СЬ), который спрятался в каждом слове. С учетом звуков выбери и назови лишнее слово. Подробно объясни свой выбор.

Например: фасоль — осел — несет. Лишнее слово — фасоль, потому что в нем слышим твердый звук С, в остальных словах — мягкий звук СЬ.

Сытый — синий — сила. Кассета — кисель — доска.

Усы — осина — носилки. Ко-сы — лоси — весы.

Лиса — полоса — лисята. Посадки — гусята — поросята.

Тесь-ма — тесно — весна. Свадьба — свекла — свалка.

Слева — слабый — сладкий. Стая — степи — ставни.

Смех — сметана — статуя. Спать — спеть — стать.

Снег — свет —стоп.

Занятие 17.

Конспект занятия по автоматизации звук [З] в начале слова.

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [з]; формирование длительной направленной воздушной струи; упражнение в различении слов, близких по звучанию; умение определять наличие звука [з] в ряду звуков; развитие функции языкового анализа и синтеза; воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.

Оборудование: картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих, образ звука [З], зеркала. Рабочий пенал. Слоговые таблицы. Зрительные опоры гласных звуков. Картинки к игре «Деление слов на слоги». Картинки с изображением предметов со звуком [з]; картинки для игры «Определи позицию звука.»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Артикуляционные упражнения.

Повторение и

закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

4. Уточнение произношения звука [з].

Дети по очереди выполняют упражнение «Комарик» под наблюдением логопеда.

5. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложениях.

Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.

за зо—зу за—зы—зу

зо зы—за зу—за—зо

зу зу—зы зо—зу—зы

зы за—зо зы—зо—за

Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).

заза... зозо... зузу... зызы...

заза... зозо... зузу... зызы...

зазаза... зозозо... зузузу... зызызы...
Повтори, прочитай слова.

«Один — много». Измени слова по образцу.

завод — заводы заголовок — заголовки

закон — ... занятие — ...

запятая — ... затылок — ...

запах—... забияка — ...

Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.

Пример: один забытый зонт, два забытых зонта, три забытых зонта.

(см. слова к. 23)

Повтори, прочитай предложения.

У Зои забинтована нога. На занятиях задают много заданий.

У Зои заболели зубы. Зорька заходит в калитку.

У Зои много занятий. На заводе задымил и трубы.

Загорать тут запретили. Зубра заманили в западню.

Захар захотел завтракать. Захар запирает дверь на замок.

Изменяй предложения.

Пример: Я забыл зонт.

Ты забыл зонт.

Он забыл зонт.

Она забыла зонт.

Мы забыли зонт.

Вы забыли зонт.

Они забыли зонт.

Составь предложения со словами.

Пример: за зонтом — Зоя зашла домой за зонтом.

за зайкой за забор

за заводом за задание

за завтраком за зубами

Продолжи предложение по образцу.

Пример: Таня выходит из дома, а Петя заходит в дом.

Оля выбегает из калитки, а Катя ...

Бабушка распутала нитки, а котенок ...

Вика вспомнила стишок, а Лена ...

Боря выздоровел, а Дима ...

Мама открывает окно, а папа ...

Один кот выпрыгивает из окна, а другой ...

Ваня отдает зонт, а Зоя ...

Степе разрешили уйти, а Мише ...

Слова: забегает, запутал, забыла, заболел, закрывает, запрыги­вает, забирает, запретили.


Составь из слогов слова.

за — кон, вод, вал, пах, пад, ря, бор зо — на, лото, диак

зу — бы, било, бры

Доскажи слово в рифму.

Взглянул в окно, вокруг бело.

Все белым снегом... Дж. Чиарди

Рыба плавает в море,

Кот сидит на... М. Кудинов

Больше всех досталось в драке

Самой главной... В. Волина

Шла, сама, куда не зная,

Шла машина... В.Викторов

Эта рыбка не простая,

Эта рыбка... Н. Нищева

Я таким ученым буду,

Но свой садик не... Н. Нищева

Перед домом поставили пушки в ряд,

В каждую пушку вложили... Ю. Владимиров

Слова: замело, заборе, забияке, заводная, золотая, забуду, заряд.

Выучи скороговорку.

У зайки Бубы заболели зубы.
Выучи стихотворение.

Сегодняшний завтрак

«Завтра, — думал я вчера, — Сяду завтракать с утра». Завтрак тут, а где же завтра? Я сегодня сел за завтрак. В. Берестов
Продолжи предложение. Покажи правильный вариант линией.

З олотом... закупают

Замок... заготавливают

Закупки... золотят

Закладкой... закрывают

Заготовки... загадывают

Заработок... закладывают

Загадку... заваривают

Задание... зарабатывают

Заварку... задают

По Л. Г. Парамоновой

8. Развитие фонематического анализа.

Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить

место звука в словах,

разделить их на слоги

найти самое длинное и самое короткое слово

разложи картинки в слоговые «вагончики»

посчитай кол-во слогов во всех совах.

Закрепление произношения звука 3 в начале и середине слов. Формирование навыков звукового анализа.

Возьми схемы, обозначающие позицию звука в слове.

Разложи все картинки и проговори слова, выделяя звук [3].

Затем положи каждую картинку под соответствующей схемой и объясни свой выбор.

Закрепление произношения звука 3 в цепочке слов.

Развитие памяти и внимания

Картинки разложи четырьмя рядами по 4 в каждом.

После того как взрослый покажет на 4 картинки, назови их в том же порядке.


При этом не забывай четко произносить звук [3].


Занятие 18.

Конспект занятия по автоматизации звука [З]

в интервокальной позиции (в середине слова).

Цель: обучение правильного произношения звука [з] в словах (звук в интервокальной позиции); развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

4. Уточнение произношения звука [з].

Дети по очереди выполняют упражнение «Комарик» под наблюдением логопеда.

5. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложениях.

Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.

аза за—аза аза—озо—изы

озо зо—озо узу—аза—озо

узу зу—узу изы—узу—аза

изы зы—изы озо—изы—узу

Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).

зазу... зузы... зыза... зузо...

зазу... зузы... зыза... зузо...

зазазу... зузузы... зызыза... зузузо...

«Молоточек». Повтори ритм, который отстучит взрослый, на слоге за (зо, зу, зы).

Пример: 1-2 — за-заза.

Ритмы: 2—1,2—2, 1—3,3—1, 1—1—2, 1—2—1, 2—3 и т. д.

Повтори, прочитай слова.

а) коза газон язык
фазан бизон мазут
наказание мозоль пузырь
экзамен узор грызун
базар дозор мазурка
партизан горизонт глазурь

б) ваза вызов музыка

польза грузовик пузырёк

медуза изобретение козырёк

мимоза подберёзовик изумруд

кукуруза образование результат

Поиграй в игру «Один — много».

газ — газы арбуз — арбузы глаз — глаза

алмаз — ... приказ — ... тормоз — ...

отказ — ... каприз — ... карапуз — ...

девиз — ... паровоз — ... дикобраз — ...

Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.

а) вокзал б) вязаный узор

бизон закрытый рюкзак

незабудка розовая хризантема

Изменяй предложения.

Я зову Лизу. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...