Файл: А. М. Насырова Конспекты логопедических занятий. Постановка и автоматизация свистящих звуков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 385

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Я назову козу Егозой.

Я вырезаю розу.

Повтори, прочитай предложения.

Дети заходят в зал. На газоне много незабудок.

Зоя показала язык. У Изабеллы вязаная блуза.

У Лизы заболели глаза. Зою вызывают на вокзал.

Коза привязана к забору. Лизу наказали за двойку.

На базар везут арбузы. У Назара завтра экзамен.

Повтори, прочитай, выучи чистоговорки.

За-за-за, за забор иди, коза.

Зы-зы-зы, забот много у козы.

Зу-зу-зу, у козы трава в тазу.

Зы-зы-зы, это завтрак для козы.

Измени слова по образцу.

Пример: Дрова из берёзы — берёзовые.

Серьги из золота Кольцо с изумрудом

Паста для зубов Запах розы

Ветер с запада Бусы из бирюзы

Трава для газона Лифт для грузов

Выучи стихотворение.

Вокзал

Мы заходим на вокзал, Входим мы в огромный зал.

Быть в таком огромном зале Можно только на вокзале.
Занятие 19.

Конспект занятия по автоматизации звука [З] в слогах, словах


со стечением согласных.

Цель: обучение правильного произношения звука [з] в словах (звук со стечением согласных); развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

4. Уточнение произношения звука [з].

Дети по очереди выполняют упражнение «Комарик» под наблюдением логопеда.

5. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложениях.

Повтори, прочитай слоги по столбикам и строчкам.

зна зма зва зда зга зла зра

зно змо зво здо зго зло зро

зну зму зву зду згу злу зру

зны змы звы зды зги злы зры

Выполни слоговые упражнения.

зна—зны—зну зму—зма—змы зво—звы—зва

зно—зну—зна змы—змо—зму зву—зва—зво

зды—здо—зда зла—злу—зло зры—зру—зро

зду—зда—зды злу—злы—зла зра—зро—зру

Повтори, прочитай слова.

знамя звание здание

знак звук змея

знание звонок злодей

знаток звено здоровье

знакомый зверь зрение

Посчитай слова от 1 до 5.

злой бизон

знакомое здание

знаменитый музыкант
Повтори, прочитай предложения.

Звук 3 — звонкий звук. Лиза звала знакомых в дом. Звонок зовёт детей на занятия. За этим зданием будет вокзал.У Захара здоровые зубы. Злата знает много зверей.

Изменяй предложения.

Я звоню знакомым. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

Я звал петь Злату. Я сдаю экзамен.

Повтори, прочитай слова-родственники. Придумай с каждым словом предложение.

ЗНАть ЗВОН ЗОВ

ЗНАние ЗВОНок выЗОВ

ЗНАток ЗВОНить ЗВАть

уЗНАть треЗВОН поЗВАть

уЗНАвание поЗВОНить наЗЫВать

поЗНАние переЗВОНить наЗВАние

Прочитай слова наоборот. Какое слово получилось?
Пример: канз — знак.

кувз — яманз —

новз — коновз —

яемз — еинадз —

оневз — еинанз —



Прочитай предложения и вставь пропущенные предлоги.

В ова убегает … змеи. от

Зоя входит … здание. в

Звонок зовёт … занятие. на

Зубы болят … Лизы. у

Злата идёт … зонтом. под

Звери находят еду … запаху. по

Доскажи слово в рифму.

Не боится Рая лая — На цепи собака... М. Лепилина

Дед Серёжа, посмотри, Мы пускаем...! Е. Благинина

Речки светлая струя Изогнулась, как... Л. Квитко

Со стола упал бидон И устроил страшный... Г. Витез

Телефон у нас висит, Телефон весь день... С.Баруздин

Хорошо в лесу таком — Каждый кустик нам... А. Прокофьев

Сосчитайте поскорей, Сколько встретилось... В. Волина

Слова: злая, пузыри, змея, звон, звонит, знаком, зверей.

Занятие 20.

Конспект занятия по автоматизации звука [З] со стечением согласных в середине слова.

Цель: обучение правильного произношения звука [з] в словах (звук в середине слова); развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слове; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

4. Уточнение произношения звука [з].

Дети по очереди выполняют упражнение «Комарик» под наблюдением логопеда.

5. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложениях.

Повтори, прочитай слоги по столбикам и строчкам.

азна азма азва азга азб азда азла азра

озно озмо озво озго озбо оздо озло озро

узну узму узву узгу узбу узду узлу узру

изны измы извы изги избы изды излы изры

Повтори, прочитай слова.

Поиграй в игру «Один — много».

фазанье гнездо — фазаньи гнёзда закрытая изба — ...
грузовой поезд — ... здоровая ноздря — ...

звонкий дрозд — ... забавный призрак — ...


Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.

лезвие знакомое название

позвонок разворот у забора

Повтори, прочитай предложения.

Изменяй предложения.

Я позвал на занятие Лизу. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

Продолжи предложение по образцу.

Здесь одинаковые замки, а там — разные замки.

Курение — вредное занятие, а плавание — ...

Коля уснул рано, а Вова — ...

Маша идёт вперёд, а Даша — ...

У Тани послушная коза, а у Лизы — ...

У Вадима чистый грузовик, а у Ромы — ...

Слова: полезное, поздно, назад, внизу, капризная, здоровые, грязный.

Повтори, прочитай слова-родственники.

Придумай с каждым словом предложение.

ЕЗДа ЗЛОй ЗДОРОВый

ЕЗДок ЗЛОБа ЗДОРОВье

ЕЗДовой ЗЛОдей ЗДОРОВо

про ЕЗДной наЗЛО ЗДОРОВяк

объЕЗДной оЗЛОБленный выЗДОРОВеть

Измени слова по образцу.

Пример: Дым от паровоза — паровозный дым.

Кольцо с алмазом — ... Мука из кукурузы — ... Капли для глаз — ... Узоры от мороза — ... Корки от арбуза — ...

Слова: алмазное, кукурузная, глазные, морозные, арбузные.

Прочитай предложение и вставь пропущенные предлоги.

Грузовик заехал … дом. за

Фазан вылетел … гнезда. из

Лиза выглядывает … угла избы. из-за

Мама позвала Зою … ванной. из

Змея выползла … дивана. из-под

Роза выходит … подъезда. из

Глаза не видны … козырька кепки. из-под

Коза блеет … забора. из-за

Составь слова из слогов. Покажи линиями.

воз зырь брыз зар

гнез дух трез роз

из до ба вон

пу ба мо ги

Занятие 21.

Конспект занятия по дифференциации звуков [З]- [З′] в слогах, словах.

Цель: познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з]-[з'], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, продолжать учить выполнять звуко-слоговой анализ слова. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление. Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.


Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах - звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [з']. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками на занятии они будут знакомиться? (Звуки [з, з']).

3. Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.

4. Уточнение произношения звуков [з]-[з′].

Работа с профилями артикуляций.

Характеристика звуков Логопед просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з, з']. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [з']? (Зеленым). Почему?

5. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложениях.

Повтори, прочитай цепочки слогов.

за-зя за-зя-зя

зё-зо зо-зо-зё

зю-зу зю-зю-зу

зы-зи зы-зи-зы

зе-зэ зе-зэ-зе

Повтори, прочитай слова.

зигзаг занозить зазеленеть

заземление заразить залезать

безобразие разгрузить развозить

размазня заморозить затормозить

Прочитай, повтори слова. Выдели слова с мягким звуком ЗЬ зелёным карандашом, а слова с твёрдым звуком 3 —синим карандашом.

замок музей узел гнездо

зубы медуза изюм воздух

земля газета здание обезьяна

зима бальзам бензин позвонок

Повтори, прочитай предложения.

Изменяй предложения.

Я завязываю узел. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

Я ползу зигзагом, как змея.

Я забиваю гвозди в забор.