Файл: Дипломная работа особенности правового статуса и меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 491

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так, в частности, особенно подчеркивается, что выплаты производятся на беззаявительной основе, на основании тех данных, которые есть в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение граждан.

Всего по официальным данным единовременную выплату в размере 75 тысяч рублей получили 537 057 человек, 50 тысяч рублей – 611 384 человек.

В Республике Мордовия единовременную выплату к юбилею Победы получили 7 318 человек, из них 1701 – на получение 75 000 рублей, 5617 – на получение 50 000 рублей.

Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе сами устанавливать единовременные выплаты инвалидам Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Так, например, в соответствии с Законом Астраханской области от 02.03.2020 № 17/2020-ОЗ «О единовременной денежной выплате отдельным категориям граждан в связи 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» инвалиды войны, лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда» получили по 20 000 рублей; труженики тыла, узники концлагерей, супруги участников и инвалидов ВОВ – 5000 рублей.

В Ямало-Ненецкий автономный округе в зависимости от категории размер выплат составил от 15 000 до 150 000 рублей (например, 150 000 инвалидам и участникам войны, 60 000 рублей – труженикам тыла и пр.) (Постановление Правительства Ямало-Немецкого автономного округа от 03.09.2019 № 977-П «О единовременной денежной выплате к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и предоставлении иных межбюджетных трансфертов в 2020 году»).

В Волгоградской области инвалиды войны получили по 5000 рублей; труженики тыла, блокадники, несовершеннолетние узники и супруги участников ВОВ – по 1000 рублей.

Отмеченные адресные меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц являются достаточно существенными, что в конечном итоге, повышают их уровень социального самочувствия.

Таким образом, адресные меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны включают в себя законодательно установленные федеральные единовременные выплаты, в том числе и гражданам РФ, проживающих на территории других государств, и региональные выплаты и льготы.


Глава 2. Социальная поддержка инвалидов ВОВ в Российской Федерации
2.1 Понятие и виды социальной поддержки инвалидов ВОВ

С 1 января 2023 года реформированы два государственных фонда − Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования. До 2023 года каждый из этих двух фондов выполнял свои функции, определенные Федеральными законами и в соответствии с их правовыми статусами.

Перспективы объединения двух фондов с 1 января 2023 года в Социальный фонд можно рассматривать двояко. С одной стороны, с развитием цифровизации в России создаются условия для создания единой цифровой платформы для объединения баз данных всех категорий граждан для предоставления льгот и обеспечения социальной поддержки, единого контакт-центра для работы с населением.

Планируется осуществлять перечисление страховых взносов в новый фонд единым платежом. Будут унифицированы правила для отчисления страховых взносов для всех работающих по всем формам договоров − трудовых и гражданско-правовых, т.е. будет создан единый круг застрахованных лиц и расширено обязательное социальное страхование на граждан, занятых по гражданско-правовым договорам. Предполагается сокращение количества отчетностей и установление единой даты и формы представления отчетности.

Планируется, что новый фонд будет выступать страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями. В результате объединения будет создан единый государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Это будет некоммерческая унитарная организация в форме государственного внебюджетного фонда.

Сокращенное название фонда − Социальный фонд России. С другой же стороны предполагается, что база для начисления взносов на обязательное социальное страхование будет «подтянута» до уровня базы для начисления пенсионных взносов, а это значит, что отчисления работодателей возрастут10.

Социальная поддержка инвалидов Великой Отечественной войны (ВОВ) – одно из приоритетных направлений социальной политики российского государства в последнее десятилетие. Руководство страны ежегодно рассматривает основные аспекты жизни ветеранов, расширяет льготы, индексирует выплаты и пособия ветеранам, которых с годами становится все меньше и меньше.



Социальная поддержка инвалидов ВОВ является одним из важных направлений социальной политики российского государства. На протяжении только последних лет были приняты реальные меры по улучшению условий и качества жизни инвалидов ВОВ, включая пенсионное обеспечение, оказание медицинской помощи, улучшения жилищных условий, предоставление мер социальной поддержки и социальных услуг. В целях повышения внимания к инвалидам, воспитания уважительного отношения к ним в современном обществе проведены мероприятия и встречи на самом высоком государственном уровне.

Государство устанавливает и финансирует меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны. Сегодня регионы наряду с традиционными мерами социального обслуживания инвалидов ВОВ часто используют и инновационные разработки в этой области с целью повышения качества оказываемых услуг.

Например, «Санаторий на дому» - социально-реабилитационная помощь на дому оказывается одиноким и одиноко проживающим инвалидам Великой Отечественной войны, лицам, имеющим особые заслуги перед Отечеством, которые по состоянию здоровья не могут воспользоваться своим правом на санаторно-курортное лечение.

Учитывая возрастную тенденцию инвалидов, в ряде регионов создана «Служба сиделок» для патронажа одиноких инвалидов Великой Отечественной войны. В состав Службы вошли медико-социальные работники с обязанностями приготовления горячего питания и санитарно-гигиенического ухода за ветеранами.

Активно внедряется система «Тревожная кнопка» для организации неотложной помощи одиноким ветеранам войны через учреждения социальной защиты, здравоохранения и других государственных структур.

Прием вызовов от инвалидов для оказания неотложной помощи осуществляется работой круглосуточного диспетчерского пункта.

В качестве вывода, мы можем заключить, что сегодня российские регионы активно развивают систему социальной поддержки инвалидов ВОВ. Формы и методы этой поддержки достаточно разнообразны и в первую очередь зависят от финансовой состоятельности субъекта федерации. На сегодняшний день нет необходимости расширять круг льгот на федеральном уровне.

В годы Великой Отечественной войны в условиях военного положения в стране возможности решения социальных вопросов и проблем были ограничены. В связи со значительной потерей сельскохозяйственных территорий, переводом промышленности на военные нужды, потребности людей в одежде и питании полностью не удовлетворялись. В военные и послевоенные годы пенсия была основной формой социального обеспечения, кроме нее инвалидам выдавались разовые пособия и ссуды.


Весомой прибавкой к пенсии инвалидам войны являлась оказываемая помощь организованных специально для этого комитетов разного уровня и кадрового состава. Социальная помощь инвалидам войны оказывалась как в виде пособий, так и в натуральной форме – продуктами, промышленными товарами, инвалидам помогали с подвозкой и приобретением дров и угля и т. д.

Одной из важных задач органов социального обеспечения являлась организация обеспечения инвалидов войны продуктами, в том числе хлебом, а также промышленными товарами. Инвалидам Великой Отечественной войны предоставлялось преимущественное и первоочередное право в снабжении продуктами питания и промышленными товарами. Продукты питания инвалидам выдавались по установленным нормам и на месяц вперед. Также иногда дополнительно выдавались и промышленные товары. Так, в период выписки из госпиталя особо нуждающимся инвалидам оказывалась помощь в виде одежды, обуви и постельного белья, а также предметов утвари.

Все инвалиды войны, нуждавшиеся в восстановительном лечении, направлялись в местные больницы, а при необходимости в областной госпиталь для восстановительного лечения. Одним из важнейших условий выплаты пенсии инвалидам войны являлось их трудоустройство. Работающий инвалид не просто получал право на пенсионное обеспечение, но и другие льготы, такие как снижение налогов, льготы по коммунальным платежам за квартиры, а также право на предоставление жилья.

Необходимо отметить, что формы социального обеспечения инвалидов войны постоянно совершенствовались. Война предъявила суровые требования к социальной сфере. Правительство принимало безотлагательные меры к улучшению структуры и работы органов социального обеспечения. При всём ограничении ресурсов и возможностей военного времени государство обеспечивало и снабжало мероприятия социальной сферы. Вместе с тем отсутствовал учет остронуждающихся в помощи инвалидов войны.

Именно в годы войны зародилась и развивалась система социального обслуживания инвалидов войны. Социальное обеспечение включало выплату пенсий, пособий и материальной помощи. Строились дома-интернаты для инвалидов и сирот. Одним из важнейших направлений реабилитации инвалидов войны считалось и стало их возвращение в трудовой строй. Инвалидов начинали готовить обучать и переобучать уже в госпиталях. Этой же цели добивались и дома-интернаты для инвалидов, предприятия, кооперация, государственные органы и т. д.


Время после окончания Великой Отечественной и Второй мировой войн характеризовалось появлением новых подходов и практик социальной поддержки и социального обеспечения. Значительно расширилась область предоставления услуг инвалидам, что давало государству возможность уделять больше внимания профессиональному обучению и трудовому устройству инвалидов, улучшению и расширению медицинской помощи данной категории населения, а также организации домов-инвалидов для инвалидов, сирот и престарелых11.

Проблема социальной защиты инвалидов Великой Отечественной войны является одним из приоритетных направлений социальной политики.

Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (инвалидов войны). Меры социальной поддержки, установленные указанным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

К числу мер социальной поддержки относятся:

льготы по пенсионному обеспечению;

обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий;

внеочередная установка квартирного телефона;

компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %, включая взнос на капремонт общего имущества в многоквартирном доме;

обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями.

Меры социальной поддержки также предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца или имеющим право на ее получение. Указанные меры предоставляются родителям, супруге, не вступившей в повторный брак, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или зарплаты12.

Членам семей погибших (умерших) инвалидов войны предоставляются:

льготы по пенсионному обеспечению;

обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий;

получение медпомощи в медицинских организациях, к которым они были прикреплены при жизни погибшего (умершего) инвалида;

компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %;

преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации.

По данным Минстроя, в 2020 г. 449 чел. улучшили свои жилищные условия, а в 2021 г. – 221 ветеран, включенных в список граждан, подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, из которых 50 чел. – это инвалиды войны. Обратим особое внимание на критерии нуждаемости: обеспеченность жильем ниже учетной нормы, и признание непригодным для проживания жилого помещения.