Файл: Дипломная работа особенности правового статуса и меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 497
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В связи с тем, что данные критерии изменяются во времени, и в зависимости от семейных обстоятельств, а других критериев для постановки на учет не требуется, уже по состоянию на сентябрь–декабрь 2022 г., очередь на получение социальной поддержки в виде предоставления жилья, увеличилась.
На улучшение жилищных условий, дополнительно были получены заявления от 274 ветерана, среди которых 12 участников и инвалидов ВОВ13.
Основными факторам, влияющими на образование очереди на получение жилья среди ветеранов ВОВ, являются следующие:
миграция ветеранов в Россию из других государств, получение российского гражданства, реализация права на получение жилья;
расширение состава семьи, тем самым уменьшение учетного норматива жилой площади;
жилье становится ветхим и непригодным для проживания;
инвалиды переезжают в Россию из других государств, получают российское гражданство и, соответственно, встают на очередь;
расширение семьи инвалидов, тем самым происходит уменьшение учетного норматива жилой площади.
Соответственно, возникает потребность в постановке на очередь предоставления жилого помещения.
К проблемным вопросам предоставления льготы на улучшения жилищных условий, в связи с которыми, в полной мере не реализована основная цель указа Президента, относятся в настоящее время следующие:
заявительный порядок предоставления льготы;
дополнительные требования к сроку проживания инвалида в определенном регионе. Этот период составляет не менее 5 лет (для Москвы и Санкт-Петербурга – 10 лет).
недостаточный объем финансирования программы улучшения жилищных условий ветеранов. В вопросах определения нуждаемости инвалидов ВОВ в улучшении жилищных условий со стороны органов местного самоуправления отмечается формальный подход, следование инструкциям, санитарно-техническим нормативам, учетным нормам, вследствие чего, поступают отказы в признании нуждающимися в жилье.
Единственным основанием и критерием при рассмотрении вопроса о праве инвалида ВОВ на улучшение жилищных условий должна являться нуждаемость в этом, в том числе, по причине смены места жительства, в связи с ухудшением состояния здоровья и необходимостью ухода14.
Для решения существующих проблем, необходимо разработать комплекс мер, направленных на выявление и устранение нарушений закона, внесению изменений в региональные нормативные правовые акты, усиление контроля за деятельностью уполномоченных органов, в качестве которых, можно рассматривать меры, предложенные автором:
дополнить заявительный порядок предоставления льготы на улучшение жилищных условий обязательным, на основании акта обследования места проживания ветеранов ВОВ, подтверждающим реальная необходимость улучшения жилищных условий;
по результатам планового обследования, за счет региональных средств, осуществлять ремонт жилого помещения (текущий, капитальный ремонт) – инициативный порядок;
исключить требования к сроку проживания ветерана в определенном регионе, для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в случае переезда инвалида ВОВ в другой регион к родственникам, или лицам, предоставляющим услуги по уходу;
установить единые учетные нормы предъявляемой к жилым помещениям на федеральном уровне;
предоставление нового жилья инвалидам ВОВ (при его замене) осуществлять исключительно при наличии его согласия и соответствия жилья требованиям к инфраструктуре района предоставления жилья (пешая доступность до транспорта и объектов социального обслуживания, не более 5 минут);
установить размер денежной субсидии на приобретение жилого помещения покрывающей в полном объеме затраты на приобретение жилья, без доплаты ветеранами из собственных средств15.
2.2 Меры социальной поддержки инвалидов ВОВ в современной России
Согласно закону «О ветеранах», к инвалидам войны относятся не только военнослужащие вооруженных сил России, утратившие здоровье по причине ранений и контузий, но и любые участники боев, необходимых для защиты страны. К таковым относятся:
сотрудники Министерства чрезвычайных ситуаций, органов внутренних дел, органов прокуратуры и государственной власти;
участники народного ополчения и истребительных отрядов;
персонал, обслуживающий военную часть и т.д.
В зависимости от того, какую именно выплаты или льготу намеревается оформить инвалид войны, обращаться ему придется в один из следующих учреждений:
Таблица 1
Оформление льгот инвалидам ВОВ
Оформляемая льгота | Куда обращаться |
Управление социальной защиты населения | Для оформления социальных льгот, скидок при оплате счетов от коммунальных служб |
Пенсионный Фонд России | Для оформления пенсии по инвалидности |
Администрация муниципального образования | Жилищный отдел — для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий |
Медицинское учреждение | Для получения бесплатной медицинской помощи |
Перед тем, как обращаться за льготами, необходимо собрать следующий комплект документов (причем, если инвалид не в состоянии самостоятельно прийти в уполномоченный орган, за него подать документы может доверенное лицо при условии предварительного оформления нотариально заверенной доверенности).
Таблица 2
Пакет документов для получения льгот инвалидам ВОВ
Документ | Где получить |
Паспорт РФ (с копиями главного разворота и страницы со штампом о прописке) | ГУВМ МВД |
Справка о составе семьи | ЖЭУ, паспортный стол |
Удостоверение инвалида войны | Военное ведомство |
Заключение медико-социальной экспертизы о присвоении инвалидной группы | Бюро МСЭ |
Свидетельства о рождении всех детей, которые будут проживать в квартире | Органы ЗАГС |
Свидетельство о заключении брака (если заявитель состоит в браке) | Органы ЗАГС |
Справка, свидетельствующая о присвоении семье статуса нуждающейся в улучшении условий проживания | Выдаст экспертная комиссия после проверки жилищных условий |
Справка об отсутствии жилого помещения в собственного у членов семьи заявителя | БТИ |
Технический паспорт квартиры (дома), в которой на данный момент проживает инвалид войны, документ о праве собственности на квартиру или договор социального найма жилого помещения, акт проверки квартиры на предмет пригодности для проживания | Должны быть в наличии у собственника жилья |
Квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг (или договор о реструктуризации долга) | Поставщик коммунальных услуг |
Счета за коммунальные услуги инвалиды войны имеют право оплачивать только наполовину. Причем льготы по оплате ЖКУ распространяются и на всех членов семьи инвалида, проживающих с ним совместно на одной жилплощади. Если льготник живет в индивидуальном доме, не отапливаемом централизованно
, ему полагается также скидка 50% на оплату твердого топлива (дров) и доставки его до жилого помещения.
Инвалиды ВОВ могут претендовать также на ряд социальных льгот, которые в значительной степени упрощают жизнь им самим и членам семьи, проживающим совместно с ними:
Таблица 3
Виды социальных льгот инвалидам ВОВ
Социальная льгота | Комментарий |
Установка домашнего стационарного телефона | Бесплатно и без ожидания очередей |
Обслуживание вне очереди в различных учреждениях | Общественный транспорт, магазины, кассы, государственные и медицинские учреждения, культурные заведения, общественные организации |
Дополнительный отпуск, помимо основного ежегодного (в любое время без учета графика отпусков) | Продолжительностью до 60 календарных дней, без сохранения заработной платы |
Зачисление в ВУЗ вне конкурса | Предоставление стипендии и места в общежитии |
Зачисление в порядке первой очереди в средние профессиональные учреждения | С выплатой социальной стипендии, которая не зависит от успеваемости в учебе |
Предоставление средств реабилитации и протезов из установленного перечня, включая ортопедическую обувь | Сюда не включены зубные протезы |
Обслуживание без очереди в поликлиниках | По полису ОМС |
Право первоочередного вступления в некоммерческие кооперативы | Жилищные, садоводческие, гаражные и т.д. |
Если семья инвалида войны не располагает собственным жилым помещением, которое было бы пригодно для жизни по санитарным, гигиеническим и нормам площади, государство помогает с приобретением квартиры. Квартира будет предоставлена семье по договору социального найма, площадь ее будет рассчитана с учетом количества жильцов (как правило, региональная норма площади жилья составляет около 18 кв.м. на человека)16.
Если инвалид войны обратился в местную Администрацию и встал на учет в качестве нуждающегося в жилье гражданина позднее 1 января 2005 года, ему будет выплачена жилищная субсидия, размер которой, опять же, будет зависеть от числа членов семьи льготника и рыночной стоимости жилого помещения по региону проживания инвалида.
Инвалиды войны имеют право обратиться в местную поликлинику, в региональное отделение УСЗН или Многофункциональный центр для оформления следующих медицинских льгот:
льготным зубным протезированием (льгота действует не во всех регионах страны, не предоставляются протезы из ценных материалов вроде фарфора, керамики, золота);
путевкой в санаторно-курортное учреждение единожды в год;
диспансеризацией (ежегодно, не раз в 3 года);
зачислением в пансионат или интернат.
В апреле 2023 года все инвалиды Великой Отечественной войны вместе с пенсией получили 10 тысяч рублей ко Дню Победы.
Двум категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на территории страны, ежегодно ко Дню Победы производится выплата в размере 10 тысяч рублей:
- инвалидам Великой Отечественной войны;
- участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Выплата будет осуществляться в апреле тем органом, которым осуществляется пенсионное обеспечение, – т.е. органами СФР или силовыми ведомствами. Для лиц, которые получают одновременно две пенсии от разных ведомств, т.е. пенсию за выслугу лет (по инвалидности) в силовом ведомстве и страховую пенсию (без фиксированной выплаты) по линии СФР, ежегодная выплата осуществляется органами СФР.
В регионах ежегодную выплату получат 126 ветеранов войны (из них 8 человек получают пенсии от силовых ведомств), в том числе 21 инвалид войны, 105 участников.
На дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) имеют право инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды вследствие военной травмы и другие категории граждан, не относящиеся к инвалидам17.
Таким образом, в Российской Федерации существуют различные меры финансовой и социальной поддержки инвалидов ВОВ.
Основными видами выплат, связанных с инвалидностью являются: страховая пенсия по инвалидности (для тех, у кого есть трудовой стаж), социальная пенсия по инвалидности (для тех, у кого отсутствует трудовой стаж), государственное пенсионное обеспечение по инвалидности (для военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, участников Великой Отечественной войны, космонавтов).
Таким образом, стоит отметить, что уровень финансовой поддержки нетрудоспособных граждан в Российской Федерации находится на уровне, превышающем прожиточный минимум в регионах РФ, только инвалиды третьей группы получают выплаты ниже прожиточного минимума. Наряду с финансовыми мерами поддержки, реализуются социальные меры поддержки, но законодательно установленные права инвалидов, к сожалению, не всегда реализуются в полной мере в силу правовой безграмотности населения.