Файл: Дипломная работа особенности правового статуса и меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 497

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В связи с тем, что данные критерии изменяются во времени, и в зависимости от семейных обстоятельств, а других критериев для постановки на учет не требуется, уже по состоянию на сентябрь–декабрь 2022 г., очередь на получение социальной поддержки в виде предоставления жилья, увеличилась.

На улучшение жилищных условий, дополнительно были получены заявления от 274 ветерана, среди которых 12 участников и инвалидов ВОВ13.

Основными факторам, влияющими на образование очереди на получение жилья среди ветеранов ВОВ, являются следующие:

 миграция ветеранов в Россию из других государств, получение российского гражданства, реализация права на получение жилья;

 расширение состава семьи, тем самым уменьшение учетного норматива жилой площади;

 жилье становится ветхим и непригодным для проживания;

 инвалиды переезжают в Россию из других государств, получают российское гражданство и, соответственно, встают на очередь;

 расширение семьи инвалидов, тем самым происходит уменьшение учетного норматива жилой площади.

Соответственно, возникает потребность в постановке на очередь предоставления жилого помещения.

К проблемным вопросам предоставления льготы на улучшения жилищных условий, в связи с которыми, в полной мере не реализована основная цель указа Президента, относятся в настоящее время следующие:

 заявительный порядок предоставления льготы;

 дополнительные требования к сроку проживания инвалида в определенном регионе. Этот период составляет не менее 5 лет (для Москвы и Санкт-Петербурга – 10 лет).

 недостаточный объем финансирования программы улучшения жилищных условий ветеранов. В вопросах определения нуждаемости инвалидов ВОВ в улучшении жилищных условий со стороны органов местного самоуправления отмечается формальный подход, следование инструкциям, санитарно-техническим нормативам, учетным нормам, вследствие чего, поступают отказы в признании нуждающимися в жилье.

Единственным основанием и критерием при рассмотрении вопроса о праве инвалида ВОВ на улучшение жилищных условий должна являться нуждаемость в этом, в том числе, по причине смены места жительства, в связи с ухудшением состояния здоровья и необходимостью ухода14.

Для решения существующих проблем, необходимо разработать комплекс мер, направленных на выявление и устранение нарушений закона, внесению изменений в региональные нормативные правовые акты, усиление контроля за деятельностью уполномоченных органов, в качестве которых, можно рассматривать меры, предложенные автором:


 дополнить заявительный порядок предоставления льготы на улучшение жилищных условий обязательным, на основании акта обследования места проживания ветеранов ВОВ, подтверждающим реальная необходимость улучшения жилищных условий;

 по результатам планового обследования, за счет региональных средств, осуществлять ремонт жилого помещения (текущий, капитальный ремонт) – инициативный порядок;

 исключить требования к сроку проживания ветерана в определенном регионе, для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в случае переезда инвалида ВОВ в другой регион к родственникам, или лицам, предоставляющим услуги по уходу;

 установить единые учетные нормы предъявляемой к жилым помещениям на федеральном уровне;

 предоставление нового жилья инвалидам ВОВ (при его замене) осуществлять исключительно при наличии его согласия и соответствия жилья требованиям к инфраструктуре района предоставления жилья (пешая доступность до транспорта и объектов социального обслуживания, не более 5 минут);

 установить размер денежной субсидии на приобретение жилого помещения покрывающей в полном объеме затраты на приобретение жилья, без доплаты ветеранами из собственных средств15.
2.2 Меры социальной поддержки инвалидов ВОВ в современной России
Согласно закону «О ветеранах», к инвалидам войны относятся не только военнослужащие вооруженных сил России, утратившие здоровье по причине ранений и контузий, но и любые участники боев, необходимых для защиты страны. К таковым относятся:

сотрудники Министерства чрезвычайных ситуаций, органов внутренних дел, органов прокуратуры и государственной власти;

участники народного ополчения и истребительных отрядов;

персонал, обслуживающий военную часть и т.д.

В зависимости от того, какую именно выплаты или льготу намеревается оформить инвалид войны, обращаться ему придется в один из следующих учреждений:


Таблица 1

Оформление льгот инвалидам ВОВ

Оформляемая льгота

Куда обращаться

Управление социальной защиты населения

Для оформления социальных льгот, скидок при оплате счетов от коммунальных служб

Пенсионный Фонд России

Для оформления пенсии по инвалидности

Администрация муниципального образования

Жилищный отдел — для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий

Медицинское учреждение

Для получения бесплатной медицинской помощи


Перед тем, как обращаться за льготами, необходимо собрать следующий комплект документов (причем, если инвалид не в состоянии самостоятельно прийти в уполномоченный орган, за него подать документы может доверенное лицо при условии предварительного оформления нотариально заверенной доверенности).

Таблица 2

Пакет документов для получения льгот инвалидам ВОВ

Документ

Где получить

Паспорт РФ (с копиями главного разворота и страницы со штампом о прописке)

ГУВМ МВД

Справка о составе семьи

ЖЭУ, паспортный стол

Удостоверение инвалида войны

Военное ведомство

Заключение медико-социальной экспертизы о присвоении инвалидной группы

Бюро МСЭ

Свидетельства о рождении всех детей, которые будут проживать в квартире

Органы ЗАГС

Свидетельство о заключении брака (если заявитель состоит в браке)

Органы ЗАГС

Справка, свидетельствующая о присвоении семье статуса нуждающейся в улучшении условий проживания

Выдаст экспертная комиссия после проверки жилищных условий

Справка об отсутствии жилого помещения в собственного у членов семьи заявителя

БТИ

Технический паспорт квартиры (дома), в которой на данный момент проживает инвалид войны, документ о праве собственности на квартиру или договор социального найма жилого помещения, акт проверки квартиры на предмет пригодности для проживания

Должны быть в наличии у собственника жилья

Квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг (или договор о реструктуризации долга)

Поставщик коммунальных услуг

Счета за коммунальные услуги инвалиды войны имеют право оплачивать только наполовину. Причем льготы по оплате ЖКУ распространяются и на всех членов семьи инвалида, проживающих с ним совместно на одной жилплощади. Если льготник живет в индивидуальном доме, не отапливаемом централизованно
, ему полагается также скидка 50% на оплату твердого топлива (дров) и доставки его до жилого помещения.

Инвалиды ВОВ могут претендовать также на ряд социальных льгот, которые в значительной степени упрощают жизнь им самим и членам семьи, проживающим совместно с ними:

Таблица 3

Виды социальных льгот инвалидам ВОВ

Социальная льгота

Комментарий

Установка домашнего стационарного телефона

Бесплатно и без ожидания очередей

Обслуживание вне очереди в различных учреждениях

Общественный транспорт, магазины, кассы, государственные и медицинские учреждения, культурные заведения, общественные организации

Дополнительный отпуск, помимо основного ежегодного (в любое время без учета графика отпусков)

Продолжительностью до 60 календарных дней, без сохранения заработной платы

Зачисление в ВУЗ вне конкурса

Предоставление стипендии и места в общежитии

Зачисление в порядке первой очереди в средние профессиональные учреждения

С выплатой социальной стипендии, которая не зависит от успеваемости в учебе

Предоставление средств реабилитации и протезов из установленного перечня, включая ортопедическую обувь

Сюда не включены зубные протезы

Обслуживание без очереди в поликлиниках

По полису ОМС

Право первоочередного вступления в некоммерческие кооперативы

Жилищные, садоводческие, гаражные и т.д.

Если семья инвалида войны не располагает собственным жилым помещением, которое было бы пригодно для жизни по санитарным, гигиеническим и нормам площади, государство помогает с приобретением квартиры. Квартира будет предоставлена семье по договору социального найма, площадь ее будет рассчитана с учетом количества жильцов (как правило, региональная норма площади жилья составляет около 18 кв.м. на человека)16.

Если инвалид войны обратился в местную Администрацию и встал на учет в качестве нуждающегося в жилье гражданина позднее 1 января 2005 года, ему будет выплачена жилищная субсидия, размер которой, опять же, будет зависеть от числа членов семьи льготника и рыночной стоимости жилого помещения по региону проживания инвалида.


Инвалиды войны имеют право обратиться в местную поликлинику, в региональное отделение УСЗН или Многофункциональный центр для оформления следующих медицинских льгот:

льготным зубным протезированием (льгота действует не во всех регионах страны, не предоставляются протезы из ценных материалов вроде фарфора, керамики, золота);

путевкой в санаторно-курортное учреждение единожды в год;

диспансеризацией (ежегодно, не раз в 3 года);

зачислением в пансионат или интернат.

В апреле 2023 года все инвалиды Великой Отечественной войны вместе с пенсией получили 10 тысяч рублей ко Дню Победы.

Двум категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на территории страны, ежегодно ко Дню Победы производится выплата в размере 10 тысяч рублей:

- инвалидам Великой Отечественной войны;

- участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Выплата будет осуществляться в апреле тем органом, которым осуществляется пенсионное обеспечение, – т.е. органами СФР или силовыми ведомствами. Для лиц, которые получают одновременно две пенсии от разных ведомств, т.е. пенсию за выслугу лет (по инвалидности) в силовом ведомстве и страховую пенсию (без фиксированной выплаты) по линии СФР, ежегодная выплата осуществляется органами СФР.

В регионах ежегодную выплату получат 126 ветеранов войны (из них 8 человек получают пенсии от силовых ведомств), в том числе 21 инвалид войны, 105 участников.

На дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) имеют право инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды вследствие военной травмы и другие категории граждан, не относящиеся к инвалидам17.

Таким образом, в Российской Федерации существуют различные меры финансовой и социальной поддержки инвалидов ВОВ.

Основными видами выплат, связанных с инвалидностью являются: страховая пенсия по инвалидности (для тех, у кого есть трудовой стаж), социальная пенсия по инвалидности (для тех, у кого отсутствует трудовой стаж), государственное пенсионное обеспечение по инвалидности (для военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, участников Великой Отечественной войны, космонавтов).

Таким образом, стоит отметить, что уровень финансовой поддержки нетрудоспособных граждан в Российской Федерации находится на уровне, превышающем прожиточный минимум в регионах РФ, только инвалиды третьей группы получают выплаты ниже прожиточного минимума. Наряду с финансовыми мерами поддержки, реализуются социальные меры поддержки, но законодательно установленные права инвалидов, к сожалению, не всегда реализуются в полной мере в силу правовой безграмотности населения.