Файл: Ответы на практическую ситуацию по психологии и педагогике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Можно ли считать свободное время ребенка, когда он не занимается «серьезным делом» - баловством и помехой для «серьезных занятий»?
Если у ребенка есть свободное время, он должен отдохнуть. Родители должны интересоваться состоянием ребёнка, потому что в ранние годы дети нуждаются в общении, с ними нужно играть и о них нужно заботиться. Детей нельзя сильно нагружать. Ритму жизни современного ребенка сложно позавидовать: с утра — детский сад или школа, 6−8 уроков, то есть практически полный рабочий день, который начинается раньше, чем у большинства взрослых (а длится порой дольше). Потом — кружки и секции (спорт, музыка, иностранные языки), дополнительные занятия или репетиторы, и не забудем про ежедневные домашние задания.
Конечно, родители, нагружают ребенка из самых лучших побуждений — ведь привычка трудиться и развитие всех возможных способностей должны, по идее, помочь нашим детям добиться успехов в будущем. Но часто вместо достижений и успехов родители получают обратную картину: ребенок выглядит утомленным и вялым, часто болеет, не проявляет интереса ни к каким новым занятиям. В чем же дело? Причин может быть несколько. Одна из них, вызывающая психическое и физическое истощение детского организма, — неверно понимаемая родителями идея раннего развития малыша. На самом деле в любом возрасте ребенку необходимо гармоничное развитие, ведь помимо интеллекта у него есть еще душа, тело, которые тоже требуют внимания.
Выбирайте правильное время для обучения — заниматься с ребенком можно тогда, когда он готов к этому, то есть не плачет, радуется, хочет узнавать новое.
Стадия 5. Идентичность – смешение ролей. От 11 до 18 лет.
Почему для подростков становятся более значимыми не родители, а сверстники?
В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна со взрослыми, другая со сверстниками. Отношения со сверстниками обычно строятся как равно-партнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками. Общение со взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство вызывает обиду, протест.
Общение с товарищами приобретает для подростка большую ценность, причем нередко учение отодвигается на второй план. С одной стороны, у подростка ярко проявляется потребность общения, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой – желание быть принятым, призванным, уважаемым товарищами. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Товарищ становится для подростка образцом для подражания, у него появляется желание стать таким же, приобрести те же личностные качества, значения, умения и навыки. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговора бывает немало разнообразных «тайн». Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков.
Подростковая дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь.
Кричащий макияж, курение, необычный стиль одежды, пирсинг и т.д. – зачем это подростку?
Готовность подростков к рискованному поведению следует воспринимать как неизбежность, свойственную этому возрасту. Склонность к рискованному поведению заложена в самой природе подростков. Хорошо, если желанию рисковать сопутствует умение делать правильный выбор. Научение всегда идет через риск. Не падая, младенец не научится ходить. Через рискованное поведение подростки удовлетворяют потребности своего развития: они экспериментируют, самоутверждаются и исследуют окружающий мир. Для многих подростков рисковать – это «круто», «здорово», «прикольно»; это то, что позволяет пережить острые ощущения. Как видим, рискованное поведение выполняет ряд адаптивных функций, несмотря на потенциально высокую цену за это. Разумный риск является ценным опытом. Он позволяет личности обнаружить и реализовать имеющийся потенциал в условиях отсутствия готового решения. Лишь около 10 процентов подростков считают, что никогда не будут рисковать, так как это неправильно. Уменьшение распространенности риска с возрастом доказывает, что риск – это нормальная часть взросления. Но подобное экспериментирование бывает чревато серьезными последствиями. Никогда человек не проверяет себя в стольких областях с
таким маленьким багажом знаний и опыта, как в подростковом возрасте. Ситуация усугубляется тем, что подростки, в силу недостаточно развитого самоконтроля, не способны вовремя остановиться.
Любовь к риску, увлечение экстремальными видами спорта – все это результат сильной потребности проверить себя, понять, на что способен. Не случайно подростков так привлекают различные походы на выживание – лучший способ доказать окружающим, и в первую очередь себе, что можешь быть выносливым, преодолеть себя. Это хороший повод для достижения столь необходимого самоуважения.
Стадия 6. Интимность - изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста – 35 лет.
Приведите примеры тех проблем, которые могут возникнуть у человека на этом этапе.
Кризис по сути своей не деструктивен — он дает возможность личностного роста. Из-за смещения взрослости сместились и рамки. Кто-то в двадцать пять только окончил университет, а у кого-то в тридцать уже 5–7 лет карьеры за плечами и наступает переоценка достижений. Другой сценарий: карьера движется, но личной жизни нет; или с точностью до и наоборот — есть ребенок, но ни года карьеры. Кризис — это ощущение либо полного тупика, либо продолжительного застоя. После вуза он может наступить, если, например, человек учился не для себя, а ради «корочки», мам и пап, а сам мечтал о совершенно другом. Когда приходит понимание, что вы уделяли время совсем не тому, о чём всегда мечтали, то новые вещи начинают казаться важными и происходит перестройка жизни под новые идеалы.
Люди, не сумевшие в этом возрасте установить близкие взаимоотношения (дружбу, любовь, просто эффективное общение) с кем-либо, оказываются в социальной изоляции» - ваше отношение к этим словам?
Такие люди более застенчивые, пугливые. У них заниженная самооценка. Они не способны на близкие отношения, потому что привыкли к одиночеству. Со временем им все сложнее становиться знакомиться, и общаться. Они увлечены своей работой. Есть такие люди, у которых с детства травмы остались которых нужно лечить своевременно. Э. Эриксон считал, что с формированием идентичности связано развитие близости с товарищами, а потом с мужем и женой. Близость является важным достижением ранней взрослости. Люди которые не смогли сформировать близкие отношения в ранней взрослости, в дальнейшем могут страдать от чувства одиночества и иметь трудности в социальной адаптации.
Если человеку трудно доверять другим, ему будет тяжело полюбить другого; если человеку, которому необходимо контролировать себя, будет трудно позволить другим пересечь свою границу; человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими; человеку, который не уверен в своей идентичности, будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.
И они привыкают к одиночеству и становятся пилотами, летающие в одиночку, им не хочется менять свою жизнь, они любят свою свободу. Такие люди ценят лучшее время своей жизни.
Стадия 7. Производительность - застой. Взрослость (35 – 60 лет).
Смоделируйте ситуацию, иллюстрирующую проблемы, которые могут возникнуть на данном этапе жизненного роста.
Средняя взрослость (от 35 до 60 лет) имеет, свои специфические психологические особенности Эриксон определил, основную задачу этого периода как выбор между генеративностью (целеустремленностью, производительностью) и захватом собой. Чтобы избежать застоя, люди среднего возраста проявляют заботу о младшем поколении, о мире, в котором это поколение будет жить. Большинство мужчин и женщин продолжают выполнять свои профессиональные роли, они удачно сделали свой профессиональный выбор и должны его реализовать. Лишь незначительная часть людей среднего возраста меняют свою профессиональную карьеру, это происходит в том случае, если они не реализуют себя, или меняют свои ценности и цели. Д Левинсон объясняет изменение профессиональной деятельности возвращением юношеской мечты — стремлений, идеалов, целей молодости — и называет этот период перевалом середины жизни. Изменения в профессиональной жизни у людей среднего возраста могут вызвать чрезмерную тревогу, даже стресс, если работу приходится менять принудительно, или если карьера развивается не так, как предполагалось. Потеря работы в этом возрасте сопровождается переживаниями и большим горем, когда человек вообще не может найти другую работу. Но есть категория людей среднего возраста, которые отдают себя только работе, о них еще говорят, что они «сгорают» на роботе.
С точки зрения экзистенциальной психотерапии - этот возраст отмечается так называемым кризисом середины жизни, для которого возможные изменения в профессиональной жизни, служат лишь поводом, инициирующим начало. Причину этого кризиса сторонники экзистенциальной психотерапии видят в накоплении критического уровня рассогласования между «Идеальным Я» и «Реальным Я». Накопленный опыт, а также осознание начала старения организма требуют пересмотра жизненных ценностей и стратегий. Это выражается в необходимости выхода из привычной зоны психологического комфорта, из созданию новой, на новых принципах, с новыми границами. В трансперсональной психологии и восточной философии этот период жизни ассоциируют с духовным рождением.
Люди среднего возраста чаще всего является связующим звеном между младшим и старшим поколением, то есть между своими уже взрослыми детьми и стариками родителями. Так как старые родители становятся более зависимыми от своих детей, то и власть (решения семейных проблем, финансовых дел) постепенно переходит к ним. Старшее поколение нуждается в заботе и понимание, это и должны делать взрослые дети. В свою очередь, у людей возраста средней взрослости изменяются отношения со своими детьми, которые выросли и должны постепенно уйти в самостоятельную жизнь, а среднему поколению надо научиться жить отдельно. Некоторые семьи с пониманием и тактом относятся к предоставлению свободы взрослым детям и больше доверяют им, но есть семьи, для которых стремление детей к самостоятельности нарушает привычный уклад жизни, несет тревогу и разлад. Между взрослыми детьми и родителями (людьми среднего возраста) возникают отношения, которые можно назвать взаимной равенством. Такие отношения не возникают внезапно, а развиваются скачкообразно протяжение многих лет. Взрослые дети хотят отдалиться от родителей, хотя бы от их установок и ожоги, а родителям может казаться, что их недооценивают, с ними не советуются. В одних семьях процесс создания отношений взаимного толерантности длится десятилетиями, а в других они появляются, как только дети выходят из юношеского возраста.
Стадия 8. Целостность - отчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зрелость, за пределами 60 лет.
Ваше отношение к словам Э. Эриксона: «...здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики достаточно мудры, чтобы не бояться смерти...».
Последняя психосоциальная стадия завершает жизненный путь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменуется более глубоким возрастным изменением всех функций организма, когда у человека возникают дополнительные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье; появляется уединенность, с одной стороны, с другой – появление внуков и новых обязанностей, переживания по утрате близких, а также, осознание преемственности поколений.
В это время фокус внимания человека сдвигается на свой прошлый опыт, нежели на планирование будущего. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго.