ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОЛОДЕЖЬ И СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ 221
ЯКИНА АННА ВИТАЛЬЕВНА,
студентка
Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ ana.yakina@yandex.ru
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВОБОДОЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ЯКИНА А.В. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВОБОДОЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
За последнее время информация стала пятой властью, и поэтому очень
актуально знать, в чьих руках она окажется и какими рамками будет ог-
раничена. Данная статья посвящена проблеме того, как информация мо-
жет превратиться из права в оружие. Помимо этого, в статье рассмат-
ривается, как законодательно закрепляются пределы свободы информа-
ции. В ней приводятся возможные пути решения проблемы злоупотребле-
ния информацией. Также в этой научной работе обращается внимание на
большую степень опасности некоторых из правонарушений, регулируемых
статьей 13.15 КоАП РФ, и как решение предлагается возможное уже-
сточение санкций пунктов статьи 13.15. Информация в наше время стала
всем, как говорится, кто владеет информацией, владеет миром, поэтому
так важно, чтобы данный вопрос был определён, как можно более чётко
на законодательном уровне.
Ключевые слова: свобода информации, СМИ, теле-видео, кинопрограм-
мы, незаконное распространение информации, публичное распростране-
ние сведений, экстремизм, сеть Интернет.
В настоящее время довольно остро стоит вопрос о пределах свободы массовой информации. Сейчас за распространение некоторой информации предусмотрена даже уголовная ответственность, к примеру, закон об ос- корблении власти. В рамках данной статьи мы рассмотрим только админи- стративную ответственность за злоупотребление свободой массовой ин- формации. Но, на самом деле, проблема определения рамок свободы ин- формации на сегодняшний день является одной из самых сложных. В дан- ном вопросе есть две точки зрения. Первая заключается в том, что право на получение информации закреплено у нас в Конституции РФ в статье 29, гласящей, что каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации, цензура запрещается. [Конституция Российской
Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом по- правок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от
21.07.2014 N 11-ФКЗ)] Довольно сложно законодательно установить рамки свободы информации так, чтобы это не являлось цензурой. С другой сто- роны, если бы этих рамок вообще не было, то это бы пагубно сказалось на всем обществе в целом. В эфир пускали бы любые программы, включая те, в которых пропагандируют идеи расовой, политической и идеологической ненависти. На самом деле, всем нам известно, что сейчас на просторах ин- тернета можно встретить различные фото-, видео-, и аудио - записи, со- держащие негативный контент, в том числе вышеперечисленные явления.
222 МЛ‐37 21‐22 мая 2019 года ISBN 978‐5‐9908449‐7‐1 ТОМ 3
По возможности власти стараются пресекать распространение такой ин- формации. Но это довольно сложно сделать, так как затруднительно отсле- дить, кто распространяет данный контент, а еще сложнее найти того, кто делает его. При всех недостатках нашей системы стоит задуматься о том, что если бы у нас не было законов, регламентирующих злоупотребление свободой информации, то таких негативных явлений было бы гораздо больше.
В КоАП РФ есть статья 13.15 о злоупотреблении свободой информации, в которой и показаны некоторые нарушения, совершаемые субъектами ад- министративного права. Она включает в себя 11 частей, в каждой из кото- рых есть определенная санкция, предусмотренная за то или иное правона- рушение. Суханов А.Г. в своей работе «Административная ответствен- ность за злоупотребление свободой массовой информации» говорит о том, что довольно сложно привлечь к ответственности за злоупотребление сво- бодой информацией. В целом, анализ состава административного правона- рушения, предусмотренного ст. 13.15 КоАП РФ, дает нам возможность прийти к выводу о сложности привлечения к административной ответст- венности виновных лиц за совершение подобных противоправных дейст- вий, в особенности при совершении данных правонарушений в глобальной сети Интернет, так как средства массовой информации имеют разное воз- действие на людей, могут как причинять, так и не причинять соответст- вующий вред. Тем самым в каждом случае необходимо использование ин- дивидуального подхода для обнаружения соответствующего злоупотреб- ления со стороны средств массовой информации. [А. Г. Суханов Админи- стративная ответственность за злоупотребление свободой массовой ин- формации Российский судья. - 2019. - N 1.] Это общая проблематика, кото- рая рассматривается в данной статье, однако есть и отдельные проблемы, которые выделены в каждой части. У них есть свои особенности, и все они требуют решения. Статья КоАП РФ 13.15 в основном предусмотрена для тех, кто так или иначе относится к СМИ, сюда входят и физические лица- журналисты, и юридические лица-редакции, и должностные лица-шэф- редакторы.
Злоупотребление свободой массовой информации следует признавать сложным и многоаспектным негативным правовым явлением. Совершение административного правонарушения, ответственность за которое установ- лена в ст. 13.15 КоАП РФ, сводится не только к нарушению информацион- ных прав и свобод других лиц, но и к воздействию на подсознание людей.
Злоупотребление свободой информацией также может проявляться не только в форме распространения и производства незаконной информаци- онной продукции, но и в других формах. Поэтому данную проблему стоит рассмотреть более комплексно. В первой части данной статьи говорится о воздействии на подсознание человека различных теле-, видео-, и кинопро- грамм, которые негативно могут подействовать как на его психику, так и на здоровье. Этот вопрос рассматривает Смирнов А.А. в своей работе “Не-
МОЛОДЕЖЬ И СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ 223 гативный контент: проблемы идентификации в контексте правового регу- лирования”. Он выделяет всего 15 видов негативного контента: информа- ция, пропагандирующая либо оправдывающая войну и иные международ- ные преступления; информация, пропагандирующая либо оправдывающая терроризм, иные преступления и правонарушения; информация, разжи- гающая расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, пропа- гандирующая либо оправдывающая экстремистскую деятельность; инфор- мация, оскверняющая историческую память, символы воинской славы или государственные символы; информация, оскорбляющая религиозные чув- ства верующих; информация, отрицающая или дискредитирующая тради- ционные ценности, пропагандирующая деструктивные ценности и уста- новки; информация, пропагандирующая либо оправдывающая насилие и жестокость, девиантное поведение, а также действия, опасные для жизни и здоровья человека; информация о способах и средствах совершения пре- ступлений, иных правонарушений или антиобщественных действий, а также действий, опасных для жизни и здоровья человека; сексуально от- кровенный контент и иная непристойная информация; нецензурная брань; контент устрашающего характера, включая изображение или описание на- силия, жестокости, катастроф или несчастных случаев; заведомо ложная информация; дискредитирующая информация; скрытая информация, воз- действующая на подсознание человека; реклама товаров и услуг, которые могут причинить вред жизни и здоровью человека.[ А.А. Смирнов Нега- тивный контент: проблемы идентификации в контексте правового регули- рования Информационное право. -2015. - N 2.]
На примере первой части мы видим, что данная норма охватывает дос- таточно широкий спектр правонарушений, особенно это актуально сейчас, в век интернета и компьютерных технологий. Поэтому, по моему мнению, было бы актуально выделить данную часть в отдельную статью и расши- рить её, а именно: первую часть оставить без изменений, тут же добавить вторую часть с комментарием, а) при неоднократном изготовлении, ис- пользовании контента, негативно влияющего на психику и здоровье людей и во второй части ужесточить санкцию на 25%, т.е. 3125 рублей для физи- ческих лиц, от 5000 до 6250 для должностных лиц, для юридических от
50 000 до 62500.
Для еще одного наглядного примера предлагаю разобрать вторую часть данной статьи. Она, в отличие от первой, касается экстремизма. Экстре- мизм- это опасное социальное явление, которое может развиться в общест- ве и привести к ужасным последствиям. Государство осуществляет борьбу с экстремизмом, потому что из-за него общество разлагается, расслаивает- ся, и происходят многие социальные конфликты, которые ведут к негатив- ным последствиям: расовой, политической, идеологической, религиозной ненависти. Такие публичные призывы являются не только опасными для формирования здорового общества, но и подрывают государственный строй, именно поэтому государство ведет борьбу с экстремизмом. Безус-
224 МЛ‐37 21‐22 мая 2019 года ISBN 978‐5‐9908449‐7‐1 ТОМ 3 ловно, за последние годы законодатель ввел и ужесточил ответственность за очень многие действия, совершаемые по мотивам политической, идео- логической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или враж- ды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо соци- альной группы. Однако при этом законодатель не привел исчерпывающий перечень такого рода действий, не установил грань между свободой слова, свободой выражения своего мнения и экстремистскими деяниями. [Е.А.
Глухов, С.А. Строков Незаметный экстремизм... или о профилактике вер- бального экстремизма в армии Право в Вооруженных Силах. - 2018. - N 1.]
Законодателю стоит задуматься над тем, что экстремизм - это социально опасное явление, которое может привести к крупным конфликтам и боль- шому количеству жертв, поэтому, во-первых, необходимо ввести более четкое определение экстремисткой деятельности, а, во-вторых, убрать 2 часть статьи 13.15 из КоАП РФ и оставить только статью 280 уголовного кодекса публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельно- сти.
С частью второй по составу схожа часть 6, только в отличие от второй в ней конкретно указывают уже на производство и выпуск продукции, под- держивающей терроризм и экстремистскую деятельность. Т.е. в данной части указывается на совершение более волевых действий. По моему мне- нию, и часть 2, и часть 6 стоит исключить из КоАПа и оставить их уголов- ном кодексе. Те же деяния, совершенные с использованием средств массо- вой информации, либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. [Уголовный кодекс Российской Федерации от
13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019)]
В данной статье 13.15 КоАП РФ есть довольно важные нормы, касаю- щиеся неразглашения информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий, также нормы, затрагивающие не- разглашения государственной тайны, распространение сведений пороча- щих дни воинской славы, а также сведений для изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, распространение в СМИ информации, со- держащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, розничная продажа которой ограничена или за- прещена законодательством , публикация в СМИ заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека, по- влекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций и еще многое другое. Суханов А. Г. и Степенко В.Е в своей работе «Приме- нение административной ответственности за незаконную деятельность по разглашению информации с ограниченным доступом и злоупотребление свободой массовой информации» говорят, что основными целями и зада- чами российского законодателя в части совершенствования администра- тивной ответственности за незаконную деятельность по разглашению ин-
МОЛОДЕЖЬ И СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ 225 формации с ограниченным доступом и злоупотребление свободой массо- вой информации и, в частности, отношений, возникающих в этой связи в интернет-системе, должны стать: разработка действенной правовой базы регулирования интернет-пространства на российской территории, которая смогла бы гарантировать соблюдение и защиту со стороны Российского государства прав и законных интересов граждан и общества, обеспечение их информационной безопасности.[В.Е. Степенко, А.Г. Суханов Примене- ние административной ответственности за незаконную деятельность по разглашению информации с ограниченным доступом и злоупотребление свободой массовой информации Административное право и процесс. -
2019. - N 2.] Нами были предложены возможные внесения изменений в ад- министративное законодательство и рассмотрена проблема, которая на данный момент считается наиболее актуальной. Для решения её мы пред- лагаем ужесточить наказания, предусмотренные в КоАП РФ, а некоторые из них исключить и оставить только в уголовном кодексе, дабы показать степень общественной опасности, которую может нанести распростране- ние негативного контента и злоупотребления таким правом.
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от
21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Га- рант»
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от
23.04.2019) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Гарант»
3. Суханов А.Г. Административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации // Журнал
Российский судья. - 2019. -N 1. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=120303#025361594500 0615 4. Смирнов А. А. Негативный контент: проблемы идентификации в контексте право- вого регулирования // Журнал Информационное право. - 2015. – N 2. https://elibrary.ru/item.asp?id=23488416 5. Глухов Е.А, Строков С. А. Незаметный экстремизм... или о профилактике вер- бального экстремизма в армии // Журнал Право в Вооруженных Силах. - 2018. - N 1. https://elibrary.ru/item.asp?id=32308199 6. Степенко В.Е., Суханов А.Г. Применение административной ответственности за незаконную деятельность по разглашению информации с ограниченным доступом и злоупотребление свободой массовой информации // Журнал Административное право и процесс. - 2019. - N 2. http://lawinfo.ru/catalog/contents/administrativnoe-pravo-i-process/2/