Файл: Контрольная работа по дисциплине Антимонопольное регулирование и организация закупок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Антимонопольное регулирование и организация закупок»
Тема№ 6 Недобросовестная конкуренция
Институт непрерывного и дистанционного образования Направление подготовки 38.03.01 Экономика Направленность (профиль) Экономика организаций и предприятий | | Студент Адисман Дмитрий Дмитриевич Группа ИДО ЗБ КЭиПУБ-19 Узб Руководитель Курдюмов А.В. |
Екатеринбург
2022
СОДЕРЖАНИЕ
«Уральский государственный экономический университет» 1
1. Теоретический вопрос 3
2. Аналитический вопрос 5
Список источников 10
Теоретический вопрос
Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции").
Признаки недобросовестной конкуренции:
- недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;
- данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;
- субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;
- целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
- в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.
Запрет на недобросовестную конкуренцию и ее формы закреплены в ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции". К числу таких форм, в частности, относятся:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Не допускается также недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Аналитический вопрос
Рынок природного газа
Общая оценка состояния конкуренции
Потребителями природного газа в Российской Федерации являются,
предприятия энергетики, металлургии, агрохимии, коммунальный комплекс и другие отрасли. Структура хозяйственных отношений на российском рынке газа складывается под воздействием высокой степени концентрации ресурсов газа и газотранспортных сетей в собственности ПАО «Газпром». Вход новых хозяйствующих субъектов на оптовый рынок поставки природного газа прочим потребителям (без населения) на территории 263 Российской Федерации ограничен рядом существенных барьеров. Основным производителем природного газа в Российской Федерации является группа лиц ПАО «Газпром»; кроме того, на рынке природного газа присутствует ряд независимых производителей – в т.ч. группа лиц ПАО «НОВАТЭК», ПАО «ЛУКОЙЛ», группа лиц ПАО «НК «Роснефть», предприятия «СИБУР Холдинг» и пр. Доля трех крупнейших продавцом на указанном рынке (ПАО «Газпром», ПАО «Новатэк», ПАО «НК «Роснефть») составляет более 70 %, при этом доли каждого из указанных хозяйствующих субъектов выше 8%. Доли указанных групп лиц на указанном рынке в течение исследуемого периода изменялись незначительно. Доли указанных групп лиц на указанном рынке в течение 2021-2019 годов изменялись незначительно, барьеры входа на рынок являются труднопреодолимыми, доступ новых конкурентов на данный рынок затруднён. Группа лиц ПАО «Газпром» за исследуемый период нарастила добычу газа, и, следовательно, имела возможность полноценно конкурировать с независимыми поставщиками за увеличение доли рынка. Однако, соответствующего увеличения реализации газа группой лиц ПАО «Газпром» не произошло, поскольку группа лиц ПАО «Газпром» с учетом требований Закона о конкуренции, не имеет оснований создавать дискриминационные условия для независимых производителей газа при оказании услуг транспортировки газа по ЕСГ. В исследуемом периоде регулируемые цены на газ были повышены с 1 июля 2021 года в среднем на 7,5%, но это не привело снижению спроса на газ, объём поставок газа для внутренних потребителей Российской Федерации в последующие периоды увеличился. Принимая во внимание большой объём капитальных вложений, необходимых для создания нового хозяйствующего субъекта, занимающегося добычей и реализацией природного газа, а также учитывая наличие на нём вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, ограниченность его сбытового сегмента и другие, описанные выше, барьеры, – можно сделать вывод
, что появление на оптовом рынке природного газа новых крупных производителей в ближайшее время затруднительно в связи с тем, что российский рынок газа является высококонцентрированным с недостаточно развитой конкурентной средой.
Показатель по состоянию на 31 декабря | 2021 | 2019 | 2020 | 2021 |
Разведанные запасы по российской классификации (А+В1+С1) | 36147,3 | 36443,9 | 35355,4 | 35195,3 |
Из них (А+В1+С1), прошедшие оценку по стандартам PRMS | 94,2% | 95,4% | 94,1% | 93,0% |
Доказанные и вероятные запасы по PRMS | 23705,0 | 23855,1 | 24146,6 | 24255,1 |
Доказанные | 18791,2 | 18596,5 | 18253,4 | 17890,4 |
Вероятные | 4913,8 | 5258,6 | 5893,2 | 6364,7 |
Запасы газа Группы Газпром на территории Российской Федерации по российской и международной классификациям, 2021–2021 гг. (с учетом доли в запасах организаций, инвестиции в которые классифицированы как совместные операции), млрд м3.
Достигнутые результаты развития конкуренции.
В целях обеспечения условий для развития конкуренции ФАС России проводит актуализацию действующей нормативной правовой базы, в том числе по обеспечению недискриминационных условий доступа потребителей к газовой инфраструктуре России. Так, ФАС России проводится работа по актуализации и проработке проектов следующих нормативных правовых актов: − постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по 264 газораспределительным сетям, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». − постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам, к услугам по хранению газа, Правил подключения (технологического присоединения) к магистральным газопроводам, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; − постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 323 «О реализации природного газа на организованных торгах и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе открытого акционерного общества «Газпром»»; − приказа ФАС России «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам»; − постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998г. №162 «Об утверждении правил поставок газа в Российской Федерации» − Совместный приказ ФАС России и Миэнерго России «Об утверждении минимальной величины продаваемого на бирже
природного газа и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с природным газом хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке», закрепляющий параметры ликвидности биржевого рынка природного газа. − приказ «Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину», изменяющий раннее действующий подход к определению платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения. Для улучшения порядка подключения к газораспределительным сетям газозаправочных станций, а также в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 г. № 1938-р «О внесении изменений в план мероприятий («дорожной карты») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. № 1144-р» (далее - дорожная карта) ФАС России был подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации по внесению изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности энергетической инфраструктуры (далее - проект постановления). Проект постановления был принят Правительством 30.01.2021 г. за № 82 265 (далее — Постановление № 82) и включает в себя выполнение большого количества пунктов дорожной карты. Постановлением № 82 сокращены сроки подключения, стоимости, этапы подключения, а также усовершенствован порядок уступки мощности, который позволяет в случае дефицита мощности у газораспределительной организации осуществить подключение, в том числе газораспределительной станции, путем перераспределения мощности от других потребителей. Также, ФАС России введена возможность переоформления документов, а также возможность подачи заявок на подключение посредством официального сайта исполнителя в сети «Интернет». Кроме того, Постановлением № 82 с целью совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности энергетической инфраструктуры были внесены изменения в Стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими