Файл: Экономическое развитие стран Западной Европы в раннее новое время.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
XVII в. в общих чертах сложился и мировой рынок.

В Англии, уверенно набиравшей торговую мощь в XVI в., сформировались два типа заморских торговых компаний. Первый тип — так называемая "регулируемая компания", все участники которой вели торговлю самостоятельно, не объединяя капитал, но строго придерживаясь общих правил. Такими были Восточная (Балтийская), Русская (Московская), Левантийская компании. Ко второму типу относились акционерные компании — Ост-Индская, Африканская и другие, — где все члены вели торговлю сообща, а прибыль распределяли в соответствии с долей паевого участия. Каждая английская компания получала королевскую хартию, определявшую в числе прочего географическую зону ее торговли.
         

Деятельность крупных компаний Нидерландов — Ост-Индской, Прибалтийской, Московской, Левантийской — достигла большого размаха в первой половине XVII в. Их отличала система мелкого паевого участия и монополия на торговлю тем или иным товаром. В Германии, как и в Италии, компании были формой частного, преимущественно семейного предпринимательства. В крупных немецких городах в XVI в. насчитывалось по нескольку десятков таких компаний. Самые могущественные торговые дома занимались экспортно-импортными операциями международного масштаоа и нередко подчиняли своим интересам политику магистратов (Аугсбурга, Нюрнберга и других городов). Члены немецких компаний, подобно итальянским, заключали договор сроком от 3 до 15 лет, иногда продлевая его. Деловые решения в них принимались большинством голосов. В некоторых компаниях складывалась система централизованного управления, не способствовавшая проявлению свободной инициативы их членов. Существовали и торговые товарищества равноправных участников, когда каждый мог делать то, что служило процветанию компании.

Немецкие компании обычно пользовались правом монопольной торговли и разного рода привилегиями (разрешение на провоз товара, освобождение от пошлин и др.). Главными предметами их торговли были ткани — льняное полотно и бумазея, металлы и металлоизделия, пряности. В торговле тканями немецкие купцы испытывали острую конкуренцию с нидерландскими, английскими, итальянскими торговцами текстилем, поэтому с целью усиления позиций на международных рынках они создавали объединения из нескольких своих компаний. Во второй половине XVI в., когда начал складываться мировой рынок, стала постепенно
разрушаться система монопольных цен, прибыли немецких и многих других компаний заметно уменьшились.

В раннее новое время сложилась практика сочетания разных сфер помещения капитала: торговля дополнялась банковскими операциями (кредитными, депозитными и прочими), промышленным предпринимательством, ростовщичеством, наконец приобретением рент, сеньорий, разнообразных земельных владений.


В первой половине XVII в. распространенным явлением стали биржевые спекуляции. Складывались и мировые центры финансовой деятельности — в Антверпене, Амстердаме, Генуе, Лионе, Безансоне. В Антверпене в середине XVI в. находились конторы всех крупных европейских торгово-банковских компаний. Они все чаще использовали систему векселей (переводные и обменные операции в условиях существования множества монетных систем) и безналичных платежей. В Антверпене, Лионе, Севилье возникли специальные вексельные банки.
Стали обычными и депозитные операции — краткосрочные займы купцов и банкиров друг другу, часто от ярмарки к ярмарке. Большой размах в банковском деле получили спекулятивные операции — использовалась разница в вексельных и денежных курсах. Процентные ставки повышались до 25% и более.

Весьма прибыльными, но и сопряженными с большим риском были долгосрочные займы правителям — они обеспечивались высоким процентом, предоставлением на откуп налогов, рсгальных прав, закладом недвижимости. Так, займы императора Карла 

V у Фуггеров и Вельзеров обеспечивались доходами испанских духовно-рыцарских орденов. В 1523 г. ордена Алькантара, Калатрава и Сантьяго де Компостела были подчинены короне, и Карл V в качестве великого магистра имел часть их доходов. За первую половину XVI в. долги испанской короны Фуггерам выросли до двух миллионов гульденов.

Во второй половине XVI — первые десятилетия XVII в. нередко происходили государственные банкротства — в Испании, Франции, Португалии, они серьезно подорвали кредит немецких и других торгово-банковских компаний.

Сельское хозяйство. Сельским хозяйством в раннее новое время по-прежнему занималось подавляющее большинство населения Европы. Эта главная сфера экономики оставалась мало подверженной изменениям как в агрикультуре, так и в наборе инвентаря. В методах землепользования можно отметить переход в ряде районов зернового хозяйства к многополью и травосеянию по пару, а также более частое, чем в предшествующие столетия, применение удобрений. Множились виды железного сельскохозяйственного инвентаря, вытеснявшего деревянные орудия. В организации производства кардинальных сдвигов не было — оно оставалось мелким, индивидуальным, основанным на ручном труде с традиционным использованием тяги животных — лошадей и быков.

И все же под влиянием расширявшихся рыночных отношений сельский ландшафт начал меняться: во многих районах сокращались посевы зерна, но возрастали размеры площадей, занятых под сады и огороды, увеличивались масштабы возделывания технических культур — льна, конопли, красителей (вайды, марены, шафрана). Интенсификация методов хозяйствования была заметнее в виноградарстве, садоводстве, чем в хлебопашестве, она происходила главным образом под влиянием требований городского или внешнего рынков (например, экспортная торговля вином). Продовольственные запросы горожан заметно воздействовали на расширение огородных культур. В рацион западноевропейского горожанина теперь входили, помимо традиционных овощных культур, картофель, помидоры, цветная капуста, артишоки, спаржа.

Происходила эволюция поземельных отношений: разные формы феодального держания хотя и не исчезли (порой менялся лишь юридический статус землепользователя), но уступали место свободной срочной аренде с тенденцией к сокращению ее сроков, характерной для многих стран. В этом были непосредственно заинтересованы земельные собственники, поскольку малый срок — от 
3 до 5 лет — позволял чаще менять условия аренды и повышать плату за землю, приводя ее в соответствие с изменяющейся рыночной конъюнктурой.

Средний слой крестьянства, состоявший преимущественно из нично свободных арендаторов сравнительно небольших участков (смли, все чаще ориентировал свое хозяйство на связь с рынком.

' )то выразилось, в частности, в отказе от землепашества и переходе к интенсивному садоводству, виноградарству, разведению технических культур. Для этого слоя характерно использование наряду с семейным наемного труда.

Крестьянская беднота, хотя и имела небольшое приусадебное хозяйство, не всегда обеспеченное рабочим скотом, главный источник существования видела в заработной плате, нанимаясь к богатым соседям, городским земельным собственникам, фермерам. Из массы бедняков формировался сельский предпролетариат, вовлекавшийся и в организуемое предпринимателями деревенское ремесло.

Складывалась и прослойка фермерства — крупных арендаторов (или собственников) земли, к обработке которой привлекались батраки. Фермерские хозяйства обычно носили товарный характер, в них чаще встречались новые методы интенсификации труда и продиктованная рыночными условиями специализация. Фермерами становились как выходцы из зажиточных крестьян, так и горожане, переключавшиеся на сельскохозяйственное предпринимательство.

Ранекапиталистические отношения начали проникать и в деревенскую экономику, но их удельный вес в сельском хозяйстве был невелик.
 
Рыночные отношения вовлекли в свою сферу и животноводство.

Рост сукноделия вызвал расширение овцеводства в Англии, Испании, Франции, Германии, Южной Италии, не только снабжавших шерстью местный рынок, но и в большом количестве экспортировавших ее. Более широкий международный характер, чем прежде, приобретала торговля скотом и продуктами животноводства. Одним из главных поставщиков такого товара в страны Центральной Европы были Венгрия и некоторые районы Германии. В Венгрии купцы скупали скот у мелких владельцев и перегоняли его на крупные ярмарки за пределами страны. Возникали товарищества купцовскототорговцев. В Ломбардии на фермерской основе развивалось молочное хозяйство, ориентированное на широкий сбыт продукции.


Большинство местных сельскохозяйственных рынков было привязано не только к традиционным, временным и постоянным ярмаркам, но и к возникавшим новым рыночным местечкам, еще более прочно связывавшим большие и малые города с деревенской округой. Разрастались масштабы городской торговли сельскохозяйственной продукцией — мясом, молоком, зерном, овощами, фруктами. Большое распространение в ряде стран получила торговля горожан-"коробейников", разносчиков ремесленных товаров, проникавших в самые отдаленные сельские районы. Ускорение процессов обмена между городом и деревней, а также между отдельными областями и регионами — характерная примета раннего нового времени. Рост товарооборота стимулировал развитие транспортной системы, прокладывание новых торговых путей как местного, так и международного масштаба.

Транспорт. В межрегиональной торговле, а с началом Великих географических открытий и межконтинентальной, резко возрастала роль морского транспорта, появились новые типы кораблей. В Италии и Португалии начали строить каравеллы, отличавшиеся большей грузоподъемностью и маневренностью. В судостроении решалась две проблемы — увеличение грузоподъемности кораблей и установка на них орудий. Усиление вооружения судов диктовалось разгулом пиратства в XVI в. на главных торговых маршрутах в Северном, Балтийском и Средиземном морях. Самыми мощными и большими на Балтике были корабли, строившиеся в Любеке, — трехпалубные, с орудиями на каждой палубе. Судостроители Италии (в Венеции и Генуе), Испании (в Кадисе и Малаге), Португалии (в Лиссабоне и Порту), Англии, Голландии, Скандинавии стремились не только увеличить скорость морских судов и их грузоподъемность, но и обеспечить надежную защиту от пиратов.

В раннее новое время на морских просторах курсировали два типа судов — парусные и гребные, причем первые постепенно вытесняли традиционные галеи. В первые десятилетия XVII в. лидерами в европейском судостроении стали зеландцы и голландцы — их суда были более совершенными и дешевыми. Корабли, строившиеся в Республике Соединенных провинций (куда входили Голландия и Зеландия), охотно покупали Англия, Франция и некоторые другие страны. Оптимальным типом торгового судна стал "флойте" — его начали строить в конце XVI в. в Голландии. Разработанные голландцами принципы кораблестроения заимствовали ганзейцы, испанцы, португальцы. В Средиземном море курсировали суда, во многом сохранявшие конструктивные принципы прежних времен, а основу военного флота нередко составляли галеи. Серьезными достижениями было отмечено искусство мореходства, чему способствовали новые шаги в морской картографии. Улучшились навигационные приборы, с помощью которых определялось положение небесных светил. Еще в