Файл: Формы возникновения государства у различных народов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, рискуя остаться без головы.

Азиатская форма государства представляет собой мягкий переход от первобытного общества к государству. Для такого рода обществ отличительно неравенство среди высших и низших слоев населения. Выборность вождей и старейшин начинает становится больше формальной. Это привело к закреплению должностей за определенными лицами, а затем и к наследованию этих должностей.

Родоплеменная знать2 довольно быстро превращается в определённую группу, которая осуществляет господство и управление другими слоями населения. Знать начала контролировать практически все сферы жизнедеятельности общества, и этим отдаляла власть от остальных членов общины. Фактически невозможно было свергнуть их, в крайнем случае это риск для жизни.

Азиатская форма происхождения государства отличается от других тем, что родоплеменная знать заняла все публичные должности, закрепилась и превратилась в государственные органы, а общественная собственность очень быстро превратилась в государственную.


  1. Западный путь возникновения государства

На Западе государство появляется в результате материального неравенства общества: возникает частная собственность и раскол общества на классы. Запад прошел сквозь путь рабовладения ещё в античный период. Шло постоянное соперничество имущих и неимущих классов. Государство создавалось для смягчения борьбы, и чтобы сберечь имущих и оставить за ними собственность, т.е. оно не поддерживало неимущих, так как это было не выгодно государству.

Так сложилось, что богатые занимали самые высокие должности. Но они и являются собственниками, ни от кого не зависят и сами регулируют всю власть.

«По реформе короля Солона все население было раздроблено на четыре класса в соответствии с материальным принципом. В первый класс включались те, кто обретал со своей земли 500 медимнов - пятисотники, второй класс составляли располагавшие 300 медимнов - всадники, третий класс – с 200 медимнами - зевгиты, и четвертый класс – феты.» Только самые богатые, а это пятисотники, могли занимать верховные должности в государстве, менее важные должности занимали представители второго и третьего классы, а феты имели право лишь участвовать в голосовании, но не избираться. Классовость имела довольно серьезное значение в жизни общества

Позже классы изменяются, но темперамент взаимоотношений между ними остается прежним. Имущие подчиняют нищих. В 20 веке, когда собственниками стало большинство членов сообщества, а в некоторых государствах –совершенно все, принципы равенства и демократии, стали разноситься на все общество.


Выделим основные черты Западных государства:

1. Государство возникло изначально как общество частных собственников;

2. В основе государства лежит господство частной собственности.

3. Частная собственность смогла обеспечить высокий уровень и качество всех производимых вещей и технологий государства.

4. Практически все западное общество является собственниками имущества.


  1. Древнеримская форма возникновения государства

Для древнеримской формы происхождения государства отличительно безжалостное сословное соперничество между так называемыми «патрициями и плебеями». Патриции — это члены римской фамильной общины, которая составляет исконное население древнейшего Рима, оно и считалось римским народом. Патриции обладали землей, и решали важнейшие вопросы общины. Плебеи - население, которое образовалось из плененных жителей прочих латинских городов и общин, а также из жителей других стран. Поэтому они не состояли в римской общине и не могли участвовать в собраниях, не могли иметь допуска к земле общины, в общем то лишены были почти всех прав. Во время данной борьбы плебеи отнимали власть у патрициев часть за частью. В результате этих побед у общественной организации Рима возникла демократичность. Утвердилось равноправность всех вольных граждан, всякий человек мог быть и земледельцем и воином, установился социально-политический авторитет аграрной общины.

Состояние кардинально изменилось к концу 2 века до н.э., когда начали отымать земли у крестьян. С другой стороны, в следствии непрекращающихся покорений в городах и других местностях собирается гигантская масса рабов, и римская семья, которая постоянно исполняла функцию пресечения и удержания рабов, оказалась не в состоянии этого делать. Власть не была готова к такому наплыву рабов, и не знала как на них воздействовать.

Экономически наисильнейшая группа решила взять власть в свои руки, образовала интересные ей органы, для осуществления их собственных целей. Но в эти процессы вмешались плебеи. Представители прочих племен, свободные, не связанные с римским родом, располагали торговым и богатством помогли плебеям материально и их финансовое влияние выросло. Их весьма долгая соперничество против патрициев, складывалась на процесс создания классов в римском обществе, стимулировала распад родоплеменного строя, что он и сделал. В Риме, еще до упразднения единой власти был сорван старинный общественный строй, а вместо него был построен новый общественный порядок, основанный на территориальном разделении и имущественных различиях. Власть сконцентрировалась в руках военных людей и была ориентирована не только против тех самых рабов, но и против обыкновенных пролетариев, горожан которые фактически были отстраненны от военной службы и лишенных какого-либо оружия.




  1. Древнегерманская форма возникновения государства

“Древнегерманская форма возникновения государства явилась следствием внешнего насилия - завоевания франками Римских территорий”3

Германцы, были могучим и весьма многочисленным народом. Приблизительную численность германцев, как сейчас предполагают, знал только Цезарь4; 180000 человек. Для того, чтобы разместить это количество людей, была необходима огромная территория. Военное агрессивное наступление германцев по всей линии реки Рейна это прямое следствие роста населения, которое стремилось к расширению своих территорий, то есть покорению чужих, чем они и занялись. В конце 5 века путь в беспомощную и беззащитную на тот момент Римскую империю, был открыт для вторгнувшихся германцев. Им не могли дать отпор. Германские варвары отняли у римлян почти все их земели и благополучно поделили ее между собой. Господство германцев продолжалось довольно долго, так как они были хорошо подготовлены к таким наступлениям.

Германцы, пленив все римские народы, должны были удерживать их в совершенном повиновении, но для этого требовались контролирующие аппараты принуждения. Но не было возможности надзирать такое обилие римлян, никакие органы с этим бы не справились, они и не представляли как можно было это сделать. Во главе римских местных органов управления, была потребность установить кого-то из вне, то есть другое государство или лицо. Ближайшим проверенным ищ народов-завоевателей был военачальник. Защита завоеванных земель от внутренних и наружных угроз требовала увеличения его власти. И наконец подоспел момент для возвышения власти командующего в королевскую власть и это свершилось. А следовательно, и родоплеменной строй стал государственным. Совершенствование государственной структуры произошло довольно спонтанно.

Покорение германцами внушительных территорий с одной стороны, показало бессилие родоплеменного режима гарантировать превосходство этих на завоёванных территориях, а это содействовало организация государства раннего на тот момент феодального типа. А с другой стороны, это завоевание сумело развалить рабовладельческие порядки и тем самым сильно ускорило переход к феодализму. Так возникло древнегерманское государство, завоевывая и присваивая большое количество территорий


  1. Африканская форма возникновения государства


Свои особенности имело формирование государств в Африке. «Современная наука - африканистика отмечает несовпадение во времени таких процессов как государствогенез5 и классогенез6».

В ряде регионов в результате необычного сочетания внутренних и внешних факторов происходила некая монополизация функций общественного характера и лишь затем намечалось появление хоть каких-то классов. Этот период существенно отличался как от организации власти в других племенных объединениях, так и от более современного государства, что послужило причиной для выделения нового этапа становления государственности-эпоха раннего государства.

Можно выделить несколько особенностей раннего государства Африки:

  1. Верховная власть была не наследственной, ее выбирали.

  2. Система управления строилась на «геронтократическом»7 принципе для нижних уровней, и на «аристократическом» для более высоких.

  3. Правители были тесно связаны с некой системой ограничений, это включало в себя: ограничение в передвижении, в контактах с населением.

  4. Правитель был ограничен в принятии важнейших решений, так как существовал некий противовес их власти в лице совета из представителей различной родовой знати, которая тоже имела власть.

В целом в этом регионе процесс присваивания функции общественного управления вершиной знати прошла успешно, то есть этап зарождения государства, при отсутствии какой-либо частной собственности являлся главной причиной в становлении государственности.


  1. Афинская форма возникновения государства

Примером одной из первых более-менее серьезных организаций власти, где публичная власть и ее органы осуществляли реальный контроль за городом, защищала его и была подотчётна другим высшим органом, являются Афины.

Одной из первых предпосылок к общей государственности в Афинах стали реформы Тесея(Тезея)8. Изменения были в том, что в Афинах учредили центральное управление, то есть часть определенных дел, которые находились в независимом ведении отдельных племен, стали общедоступными и переданы в соответствующие органы. Благодаря этому преобразованию Афины продвинулись в своем развитии сильно далеко: взамен элементарного союза живущих по соседству городов случилось их слияние в единый, общий народ. Именно из-за этого появилось афинское общенародное право, которое стала главным над правовыми обычаями раздельных племен. Афинские граждане заработали определенные полномочия и законную защиту. Стремительные темпы развития Афин, сделали их фаворитом в вопросах государственности


Вторая реформа Тесея, состояла в разделении всего народа, независимо от рода, или племени, на три класса: «эвпатридов9, геоморов10, и демиургов11», и в предоставлении права на замещение определенных должностей. К сожалению, это разделение не привело к каким-либо результатам, помимо замещения должностей верховными людьми, так как оно не смогло установить никаких отличий между всеми классами. Впрочем исходя из всего этого можно сделать вывод – первый рывок в образовании страны складывается в разрыве наследственных связей порядком деления членов каждого рода на классы и наделяя их определенными правами. Новые группы, которые образовались вследствие разделения труда, сотворили новые государственные аппараты для достижения и защиты своих интересов; были учреждены разного рода государственные должности и основаны новые органы. А затем государству для ведения войн и для охраны торговых судов потребовались собственные военные силы, но первоначально они были только морскими и им требовалось время на переподготовку. Были учреждены навкрарии12, каждая навкрария должна была вооружить и снабдить людьми и едой одно военное судно. Это учреждение разрывало родовое устройство: во-первых, оно создавало публичную власть, которая уже не совпадала с совокупностью вооруженного народа; во-вторых, оно начало разделять народ не по родственным группам, а по регионам проживания.

Пытался разделить общество на классы и Солон, но права и обязанности граждан государства стали устанавливаться пропорционально величине их земли, и в той же мере, в какой стали приобретать огромное влияние имущие классы, начали вытесняться кровные объединения; родовой строй потерпел поражение. Но стоит отметить, что при Солоне было принято направление, которого еще очень долго придерживалось Афинское государство, направление на укрепление государственности.

Принципиально новым стало деление, которое ввёл Клисфен13. До него классовость общества характеризовалась делением граждан на разные сословия, то теперь делили не граждан, а территорию, на которой они проживали. Вследствие чего вся земля была разделена на сто самоуправляющихся демов14. Живущие в каждом деме граждане избирали своего старейшину и казначея. Демы получали целый собственный храм и бога покровителя, для которого они могли выбирать служителей. Высшая власть в этой деме принадлежала собранию демотов.