Файл: Программа основного общего образования География 6 классы (базовый уровень) авторы А. И. Алексеев, В. В николина Е. К. Липкина, География. 59 классы. Предметная линия учебников Полярная звезда.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Практическая работа № 7. «Составление схемы взаимодействия оболочек Земли».
Практическая работа № 8. «Описание одного растения или животного своей местности».
Тема 5. Географическая оболочка (4 часа)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.
Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.
Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Практическая работа № 9. «Составление характеристики природного комплекса». Практическая работа № 10. «Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения».
Тема 6. Итоговое повторение (2 часа)
Тематическое планирование
№ | Название темы | Всего часов | Количество часов | |
теоретических | практических | |||
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Гидросфера - водная оболочка Земли | 13 | 9 | 4 |
3. | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 12 | 10 | 2 |
4. | Биосфера – живая оболочка Земли | 3 | 1 | 2 |
5. | Географическая оболочка | 4 | 2 | 2 |
6. | Итоговое повторение | 1 | 2 | |
| Итого: | 34 | 25 | 10 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Наименование учебных тем, уроков, количество часов | Элементы содержания | УУД | ДЗ | Примечания | |||
План | Факт | личностные | предметные | метапредметные | |||||
1. | | | Введение (1ч) Что мы будем изучать? | Поиск информации по накоплению географических знаний | Обладать ответственным отношением к учению | Знать основные правила ведения дневника погоды | Планировать учебную деятельность | | |
2. | | | Гидросфера-водная оболочка Земли (13 ч) Cостав и строение гидросферы | Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, выявление взаимосвязей между составными частями гидросферы | Уметь вести диалог на основе взаимного уважения, корректно отстаивать свою позицию | Знать и раскрывать существенные признаки понятий: гидросфера, круговорот воды. Называть части гидросферы. Объяснять взаимосвязи отдельных частей круговорота воды, значение круговорота для природы Земли. Доказывать единство гидросферы | Преобразовывать схему для решения задачи. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | | |
3-4. | | | Мировой океан. Части мирового океана | Определение и описание по карте географического положения, глубины, размеров океанов, морей, заливов, проливов. Работа с к/к | Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | Знать определения понятий океан, море, залив, пролив, остров, полуостров. Называть и показывать на карте части Мирового океана. Определять географическое положение океанов, морей, заливов, проливов | Осуществлять сравнение, логическую операцию установления родовитых отношений, ограничения понятия | | |
5. | | | Практическая работа № 1. «Обозначение на контурной карте объектов гидросферы» | Обозначение на контурной карте объектов гидросферы | Формирование познавательной и информационной культуры | Совершенствовать умение работы с контурной картой | Осуществлять контроль по результату и способу действия. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, готовность к самообразованию | | |
6. | | | Воды океана | Анализ карт, выявление закономерностей в изменении температуры, солёности вод океана, определение по картам крупнейших тёплых и холодных течений | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | Знать свойства вод мирового океана. Определять по карте температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана в разных частях Земли. Называть виды волн и океанических течений. Раскрывать причины образования ветровых волн и цунами. Показывать на карте течения | Осуществлять сравнение. Формировать действия целеполагания (в том числе преобразование практической задачи в познавательную) | | |
7. | | | Практическая работа № 2. «Составление сравнительной характеристики географического положения двух океанов» | Определять черты сходства и различия океанов Земли | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | Составлять описание океана. Определять по карте ГП океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов | Осуществлять контроль по результату и способу действия. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, готовность к самообразованию | | |
8. | | | Реки-артерии Земли | Определение по карте истока и устья, притоков, бассейна реки, водораздела, работа с к/к | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | Знать определения понятий «река», «исток», «устье», русло», «речная система», водораздел», «речной бассейн». Знать части реки, источники питания рек. Называть и показывать на карте крупнейшие реки мира и России | Давать определения понятиям. Планировать пути достижения цели. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | | |
9. | | | Режим и работа рек | Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт. Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам. | Уметь вести диалог на основе взаимного уважения и принятия. Корректно отстаивать свою позицию | Называть и показывать равнинные и горные реки; крупные водопады; приводить примеры воздействия рельефа и прочности горных пород на характер течения рек; определять разницу в высоте истока и устья, длину рек по картам; описывать режим равнинных рек России; объяснять зависимость питания и режима рек от климата | Осуществлять сравнение, логическую операцию установления родовитых отношений, ограничения понятия. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | | |
10. | | | Практическая работа № 3. «Описание реки по плану» | Составление комплексной характеристики одной из рек мира | Формирование познавательной и информационной культуры | Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей теста. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану | Осуществлять сравнение. Планировать пути достижения цели | | |
11. | | | Озера и болота | Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер, заболоченных территорий мира. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира. Составление и анализ схемы различия озер по происхождению котловин | Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | Называть и показывать озера и болота на картах; приводить примеры озер, имеющих котловины разного происхождения, озер с пресной и соленой водой; определять по карте географическое положение озер и соленость их вод; описывать значение озер и болот для природы | Осуществлять сравнение. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | | |
12. | | | Подземные воды и ледники | Поиск дополнительной информации о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека. Выявление причин образования и закономерностей распространения ледников и многолетней мерзлоты. Обозначение на контурной карте областей распространения современных покровных ледников, определение их географического положения. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты | Уметь вести диалог, корректно отстаивать свою позицию. Понимать существование разных мнений и подходов | Знать и объяснять существенные признаки основных понятий. Называть причины образования подземных вод, их виды. Приводить примеры водопроницаемых и водоупорных пород. Знать типы ледников и причины их образования | Формирование действий целеполагания. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Планировать пути достижения цели | | |
13. | | | Гидросфера и человек | Определение по карте географического положения и размеров крупнейших водохранилищ мира, обозначение их на контурной карте. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации): о редких и исчезающих обитателях Мирового океан, об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы, о наводнениях и способах борьбы с ними | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Формировать потребность в самореализации и самовыражении, социальном признании. Понимать ценности жизни и здоровья | Называть основные причины нехватки пресной воды на Земле, основные источники загрязнения гидросферы, стихийные явления в гидросфере. Раскрывать направления охраны гидросферы. Знать правила поведения в ЧС | Осуществлять расширенный поиск информации. Аргументировать свою точку зрения | | |
14. | | | Практическая работа № 4. Проект «Прокладывание по карте маршрута путешествия» | Выполнение проектного задания | Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме | Владеть устной (письменной) речью, строить монологические высказывания. Структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий. Осуществлять отбор информации | | |
15. | | | Атмосфера — воздушная оболочка Земли (12 ч) Состав и строение атмосферы | Составление и анализ схемы «Значение атмосферы для Земли». Объяснение значения атмосферы для природы Земли. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Уметь вести диалог на основе взаимного уважения | Знать и объяснять существенные признаки понятий атмосфера, тропосфера, стратосфера, свойства воздуха, его состав, строение атмосферы. Характеризовать особенности каждого слоя атмосферы. Описывать значение озонового слоя. Объяснять значение атмосферы | Планировать учебную деятельность, владеть устной и письменной речью. Проводить самостоятельный поиск географической информации | | |
16. | | | Тепло в атмосфере. Температура воздуха | Заполнение дневника погоды, составление и анализ графика изменения температур, вычисление средних суточных, месячных температур | Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с доступными метеоприборами | Знать и объяснять существенные признаки понятий средняя суточная температура, суточный ход температуры воздуха, годовой ход температуры воздуха. Знать причины неравномерного нагревания атмосферы. Уметь определять по имеющимся данным средние температуры воздуха | Проводить наблюдение под руководством учителя. Устанавливать причинно-следственные связи | | |
17. | | | Тепло в атмосфере. Зависимость температуры воздуха от географической широты | Выявление на основе анализа карт закономерности уменьшения средних температур в зависимости от географической широты. Сравнение средних температур воздуха на разных географических широтах | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения | Уметь определять температуру воздуха по карте с помощью изотерм. Приводить примеры жарких и холодных областей Земли. Описывать зависимость изменения температуры воздуха от угла падения | Устанавливать причинно-следственные связи. Создавать и преобразовывать схемы для решения задач | | |
18. | | | Атмосферное давление | Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Решение задач по расчету величины атмосферного давления на разной высоте в тропосфере. Объяснение причин различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения | Знать определение понятия атмосферное давление, понимать устройство барометра – анероида, приёмы работы с ним. Описывать и объяснять причины изменения атмосферного давления | Давать определения понятиям. Проводить наблюдения под руководством учителя. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | | |
19. | | | Ветер | Определение направления и скорости ветра с помощью флюгера (анемометра). Определение направления ветров по картам. Объяснение различий в скорости и силе ветра, причин изменения направления ветров | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели | Знать определение понятия ветер, основные виды ветров, устройство флюгера, приёмы работы с ним. Объяснять образование ветров и их разную скорость. Понимать причины возникновения ветров. | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | | |
20. | | | Практическая работа № 5. «Построение розы ветров по данным календаря погоды» | Построение розы ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений за погодой) | Формирование познавательной и информационной культуры | Строить и анализировать розу ветров | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | | |
21. | | | Влага в атмосфере | Измерение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра. Решение задач по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдение за облаками, составление описания их облика, определение степени облачности, анализ данных показателей облачности в дневниках наблюдения | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения | Знать определения понятий абсолютная влажность, относительная влажность воздуха. Называть разные виды облаков. Определять визуально разные виды облаков и степень облачности, относительную влажность воздуха. Объяснять зависимость абсолютной влажности от температуры воздуха. Понимать устройство гигрографа | Проводить наблюдения. Планировать пути достижения цели. Осуществлять контроль по результату и способу действия | | |
22. | | | Влага в атмосфере. Атмосферные осадки | Построение и анализ по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решение задач по расчету годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определение способов отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах. | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения | Знать и объяснять существенные признаки понятия атмосферные осадки. Называть виды атмосферных осадков. Понимать условия распределения атмосферных осадков на поверхности земли. Объяснять образование осадков разного происхождения. Понимать устройство осадкомера, приёмы работы с ним. Вычислять количество осадков за сутки, месяц, год, среднее многолетнее количество. Строить и анализировать диаграммы количества осадков | Проводить наблюдения под руководством учителя. Создавать и преобразовывать модели для решения задач. Формировать действия целеполагания | | |
23. | | | Погода. Практическая работа № 6. «Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника погоды» | Составление характеристики погоды, чтение карты погоды, обобщение наблюдений за погодой | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения | Знать определение понятия «погода». Знать и объяснять существенные признаки понятия «элементы погоды». Называть источники, на информации которых строится прогноз погоды, метеорологические приборы и инструменты, приёмы работы с ними. Обрабатывать данные собственных наблюдений за погодой. Анализировать состояние погоды и составлять её описание. Работать с синоптической картой | Проводить наблюдения, обрабатывать данные наблюдений и делать выводы | | |
24. | | | Климат | Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по карте | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | Знать определение понятия климат, климатообразующие факторы. Понимать отличие климата от погоды. Объяснять причины изменения климата | Осуществлять сравнение. Структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий | | |
25. | | | Атмосфера и человек | Поиск дополнительной информации о неблагоприятных атмосферных явлениях | Отстаивать свою позицию невраждебным для оппонента образом. Понимать ценность жизни и здоровья | Раскрывать значение атмосферы для человека. Отбирать источники географической информации для объяснения влияния погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Приводить примеры стихийных бедствий в атмосфере | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. Участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения | | |
26. | | | Атмосфера. Итоговый урок | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» | Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности | Знать содержание всей темы | Осуществлять расширенный поиск информации. Формировать готовность к самообразованию | | |
27. | | | Биосфера – живая оболочка Земли (3 ч) Биосфера – земная оболочка. Практическая работа № 7. «Составление схемы взаимодействия оболочек Земли» | Составление и анализ схемы биологического круговорота веществ | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | Знать и объяснять существенные признаки понятия биосфера. Называть границы биосферы и её состав. Описывать этапы расширения биосферы. Раскрывать роль круговорота вещества в биосфере | Планировать учебную деятельность при изучении темы. Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Ставить новые учебные цели и задачи | | |
28. | | | Почвы | Изучение образцов почв своей местности, сравнение почвенных профилей | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Понимать высокую ценность жизни во всех её проявлениях | Знать определение понятия «почва». Знать и объяснять существенные признаки понятий почва, плодородие, почвы | Создавать и преобразовывать схемы (модели) для решения задач. Планировать пути достижения цели | | |
29. | | | Биосфера – сфера жизни. Практическая работа № 8. «Описание одного растения или животного своей местности» | Наблюдение за растительностью и животным миром своей местности | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Понимать высокую ценность жизни во всех её проявленияхЗнать основные принципы и правила отношения к природе. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | Наблюдать за животным и растительным миром с целью определения качества среды. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на биосферу. Раскрывать сущность антропогенного воздействия на природу. Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу на примере своей местности | Планировать учебную деятельность при изучении темы. Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Ставить новые учебные цели и задачи | | |
30. | | | Географическая оболочка (4 ч) Географическая оболочка Земли | Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки. Выявление на конкретных примерах причинноследственных связей процессов, протекающих в географической оболочке. Анализ тематических карт | Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | Знать определение понятия «географическая оболочка». Называть свойства географической оболочки, её границы. Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах ГО. Объяснять уникальность ГО | Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий | | |
31. | | | Природные комплексы. Практическая работа № 9. «Составление характеристики природного комплекса» | Анализ тематических карт, составление описания ПТК своей местности | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения | Знать определение понятия «природный комплекс». Называть компоненты и приводить примеры ПК. Описывать ПК | Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей | | |
32. | | | Природные зоны земли | Обозначение на контурной карте границ природных зон и их качественных характеристик | Знать основные принципы и правила отношения к природе. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | Знать определение понятия природная зона. Описывать природные зоны | Планировать учебную деятельность при изучении темы. Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Ставить новые учебные цели и задачи | | |
33. | | | Культурные ландшафты. Практическая работа № 10. «Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения» | Поиск информации (в Интернете, других источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов. Высказывание мнения о сохранении равновесия в природных комплексах и путях его восстановления после нарушений, вызванных деятельностью человека | Знать основные принципы и правила отношения к природе. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме | Проводить наблюдения. Планировать пути достижения цели. Осуществлять контроль по результату и способу действия | | |
34 | | | Итоговое повторение (1 ч) | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по курсу. Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником и атласом | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни | Рефлексия собственных способов действий и партнера при повторении материала. Контроль, коррекция, оценка собственных действий и действий партнеров. Волевая саморегуляция при оценки действий собственных и партнеров | | |
Интернет ресурсы:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/ -
Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/ -
Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru -
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru -
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/