Файл: Российский государственный торговоэкономический университет.doc
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, где
d – дисперсия;
хi– значение прибыли по конкретной товарной категории за i-ый период;
xср – среднее значение прибыли по конкретной товарной категории;
n – число периодов.
Категория Х – товарные группы, характеризующиеся стабильностью продаж и, как следствие, - высокими возможностями прогноза продаж. Отклонение от средних продаж здесь незначительно. Такое отклонение от среднего значения, т.е. коэффициент вариации для товаров категории Х не превышает 10%. Колебания спроса незначительны, следовательно, по этим товарам можно делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза потребительского спроса и оптимального запаса.
Категория Y – товарные группы, имеющие колебания в спросе и, как следствие, - средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет 10 – 25%.
Категория Z – товарные группы с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25% и может быть более 100%. Сюда относятся товары, подверженные сезонному спросу и новинки.
Категория Х – товарные группы, характеризующиеся стабильностью продаж и, как следствие, - высокими возможностями прогноза продаж. Отклонение от средних продаж здесь незначительно. Такое отклонение от среднего значения, т.е. коэффициент вариации для товаров категории Х не превышает 10%. Колебания спроса незначительны, следовательно, по этим товарам можно делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза потребительского спроса и оптимального запаса.
Рассмотрим XYZ – анализ товарных групп в обороте магазина № 35 ООО «М.видео Менеджмент», который представлен в таблице 9.
Таблица 9. XYZ – анализ товарных групп в обороте магазина М.видео №35 за 2012 г.
Из таблицы 9 видно, что к категории «Х» относятся следующие группы товаров: «ТВ, DVD,Аудио», «Фото и видео камеры», «Бытовая техника», «ПДО», «Телефоны/Радиостанции». Эти товары характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, - высокими возможностями прогноза продаж.
К категории «Z» относятся следующие группы товаров: «Hi Fi техника», «Автотехника/навигация». Эти товарные группы с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая.
Остальные группы товаров относятся к категории «Y». Товарные группы данной категории имеют колебания в спросе и, как следствие, - средний прогноз продаж.
Очевидным является тот факт, что АВС- и XYZ-анализы, рассматриваемые независимо друг от друга, не дают возможность дать всестороннюю объективную оценку существующему ассортименту, т.к. одна и та же товарная категория может иметь довольно стабильный спрос, но при этом не приносить магазину высокую прибыль. Поэтому возникает необходимость проведения сводного АВС- и XYZ-анализа.
Категория Х – товарные группы, характеризующиеся стабильностью продаж и, как следствие, - высокими возможностями прогноза продаж. Отклонение от средних продаж здесь незначительно. Такое отклонение от среднего значения, т.е. коэффициент вариации для товаров категории Х не превышает 10%. Колебания спроса незначительны, следовательно, по этим товарам можно делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза потребительского спроса и оптимального запаса.
Совмещенная матрица ABC- и XYZ- анализа товарных групп в обороте магазина ООО «М.видео Менеджмент» №35 приведена в таблице 10, 11.
Таблица 10. Совмещенная матрица ABC- и XYZ- анализа товарных групп в обороте магазина ООО «М.видео Менеджмент» №35 за 2012 г.
Источник: Собственное исследование
Таблица 11. Совмещенная матрица ABC- и XYZ- анализа товарных групп в обороте магазина ООО «М.видео Менеджмент» №35 за 2012 г.
Источник: Собственное исследование
Из таблицы 11 видно, что в категорию «АX» вошла группа товаров «Бытовая техника» и «ТВ, DVD,Аудио». Это означает, что эти группы приносят значительную прибыль организации и имеют высокий спрос на товары данной группы.
В группе «CХ» оказалась, такая группа, как «Телефоны/Радиостанции». Это означает, что спрос на эти товары высок, но прибыль для организации не велика.
В группу «СY» входят следующие товары: «Кухонная техника», «Автотехника/Навигация», является отрицательным моментом в построении ассортимента магазина. Необходимо попытаться перевести товарные категории группы «CY» в группу «BY» путем стимулирования продаж. Так же необходимо провести тщательные анализ таких групп как «ПДО», «Hi Fi техника», «Красота и здоровье», «Портативное аудио», «Услуги сервиса магазина», которые входят в категорию «СZ».
Основной вклад в оборот розничной торговой организации в 2012 году, исходя из таблицы, вносят товарные группы, находящиеся в категории «АХ».
В магазине ООО «М.видео Менеджмент» постоянно проводятся мероприятия по планированию улучшения ассортимента товаров. Основными мероприятиями являются:
Товарные запасы - количество товаров определенного вида, находящихся в данный момент в сфере товарного обращения, в пути и на складах. Наличие товарных запасов служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения товаров. В то же время запасы не должны быть избыточными, так как при этом увеличиваются издержки производства и обращения.
Управление товарными запасами - это планирование и реализация закупки, транспортировки и мониторинга товаров в интересах конкретной организации.
Прежде чем выбирать поставщиков и закупать их товары, необходимо проанализировать состояние товарных запасов в компании. Это поможет установить их оптимальный уровень для торговой организации. Оптимальный запас товаров представляет собой такую его величину, которая обеспечивала бы наличие товаров по объему и ассортименту, соответствующему спросу населения, росту объема продаж, их бесперебойную реализацию в заданном объеме, ассортименте и с минимальными затратами.
Все товарные запасы размещаются на складе, который находится в самом магазине.
Управление товарными запасами - это планирование и реализация закупки, транспортировки и мониторинга товаров в интересах конкретной организации.
При закупке товаров магазин ООО «М.видео Менеджмент» №35 используется метод регулярных закупок товаров мелкими партиями. В этом случае организация заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ей партиями в течение определенного периода времени. Преимуществами такого метода является ускорение оборачиваемости капитала и экономия складских помещений.
Методика формирования заказов сводится к следующему алгоритму:
Динамика и структура товарных запасов магазина М.видео №35 за 2011 – 2012 год приведена в таблице 23.
Таблица 23. Динамика и структура товарных запасов ООО «М.видео Менеджмент» магазина №35 за 2011 – 2012 гг.
d – дисперсия;
хi– значение прибыли по конкретной товарной категории за i-ый период;
xср – среднее значение прибыли по конкретной товарной категории;
n – число периодов.
Категория Х – товарные группы, характеризующиеся стабильностью продаж и, как следствие, - высокими возможностями прогноза продаж. Отклонение от средних продаж здесь незначительно. Такое отклонение от среднего значения, т.е. коэффициент вариации для товаров категории Х не превышает 10%. Колебания спроса незначительны, следовательно, по этим товарам можно делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза потребительского спроса и оптимального запаса.
Категория Y – товарные группы, имеющие колебания в спросе и, как следствие, - средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет 10 – 25%.
Категория Z – товарные группы с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25% и может быть более 100%. Сюда относятся товары, подверженные сезонному спросу и новинки.
Категория Х – товарные группы, характеризующиеся стабильностью продаж и, как следствие, - высокими возможностями прогноза продаж. Отклонение от средних продаж здесь незначительно. Такое отклонение от среднего значения, т.е. коэффициент вариации для товаров категории Х не превышает 10%. Колебания спроса незначительны, следовательно, по этим товарам можно делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза потребительского спроса и оптимального запаса.
Рассмотрим XYZ – анализ товарных групп в обороте магазина № 35 ООО «М.видео Менеджмент», который представлен в таблице 9.
Таблица 9. XYZ – анализ товарных групп в обороте магазина М.видео №35 за 2012 г.
№ п/п | Наименование товарной группы | Оборот, млн. руб. | Среднее значение | Значение подкорен. выражения | Коэфф. вариации, % | Периоды расчета | Группа | ||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | Итого | |||||||
1 | ТВ, DVD, Аудио | 14,2 | 15,7 | 16,3 | 18,1 | 64,3 | 16,1 | 1,95 | 8,7 | 4 | X |
2 | Фото и видео камеры | 6,6 | 7,8 | 8,5 | 10,5 | 33,4 | 8,4 | 2,01 | 16,9 | 4 | Y |
3 | Бытовая техника | 13,7 | 16,3 | 17,2 | 18,2 | 65,4 | 16,4 | 2,81 | 10,2 | 4 | X |
4 | Телефоны/Радиостанции | 6,2 | 7,2 | 7,4 | 8,0 | 28,8 | 7,2 | 0,42 | 9,0 | 4 | X |
5 | Прогр. доп. обслуж. (ПДО) | 1,0 | 2,4 | 2,6 | 2,2 | 8,2 | 2,1 | 0,39 | 29,7 | 4 | Z |
6 | Портативное аудио | 0,3 | 0,5 | 1,0 | 1,9 | 3,7 | 0,9 | 0,38 | 68,5 | 4 | Z |
77 | Кухонная техника | 1,7 | 2,6 | 2,8 | 2,9 | 10,3 | 2,6 | 0,24 | 18,8 | 4 | Y |
88 | Красота и здоровье | 0,6 | 0,5 | 1,8 | 1,3 | 4,2 | 1,1 | 0,29 | 49,0 | 4 | Z |
99 | Встраиваемая техника | 10,6 | 11,3 | 13,4 | 15,6 | 50,9 | 12,7 | 3,82 | 15,4 | 4 | Y |
110 | Компьютеры/Оргтехника | 8,8 | 9,7 | 13,7 | 15,9 | 48,1 | 12,0 | 7,17 | 22,3 | 4 | Y |
111 | Услуги сервиса магазина | 1,2 | 2,3 | 1,5 | 1,3 | 6,3 | 1,6 | 0,19 | 27,2 | 4 | Z |
112 | Hi-Fi техника | 2,3 | 1,6 | 1,1 | 1,3 | 6,3 | 1,6 | 0,21 | 28,6 | 4 | Z |
113 | Автотехника/Навигация | 1,2 | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 5,8 | 1,5 | 0,03 | 11,5 | 4 | Y |
| Итого: | 68,4 | 79,5 | 88,8 | 99,0 | 335,7 | 84,0 | 128,0 | 13,5 | 4 | - |
Из таблицы 9 видно, что к категории «Х» относятся следующие группы товаров: «ТВ, DVD,Аудио», «Фото и видео камеры», «Бытовая техника», «ПДО», «Телефоны/Радиостанции». Эти товары характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, - высокими возможностями прогноза продаж.
К категории «Z» относятся следующие группы товаров: «Hi Fi техника», «Автотехника/навигация». Эти товарные группы с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая.
Остальные группы товаров относятся к категории «Y». Товарные группы данной категории имеют колебания в спросе и, как следствие, - средний прогноз продаж.
Очевидным является тот факт, что АВС- и XYZ-анализы, рассматриваемые независимо друг от друга, не дают возможность дать всестороннюю объективную оценку существующему ассортименту, т.к. одна и та же товарная категория может иметь довольно стабильный спрос, но при этом не приносить магазину высокую прибыль. Поэтому возникает необходимость проведения сводного АВС- и XYZ-анализа.
Категория Х – товарные группы, характеризующиеся стабильностью продаж и, как следствие, - высокими возможностями прогноза продаж. Отклонение от средних продаж здесь незначительно. Такое отклонение от среднего значения, т.е. коэффициент вариации для товаров категории Х не превышает 10%. Колебания спроса незначительны, следовательно, по этим товарам можно делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза потребительского спроса и оптимального запаса.
Совмещенная матрица ABC- и XYZ- анализа товарных групп в обороте магазина ООО «М.видео Менеджмент» №35 приведена в таблице 10, 11.
Таблица 10. Совмещенная матрица ABC- и XYZ- анализа товарных групп в обороте магазина ООО «М.видео Менеджмент» №35 за 2012 г.
Наименование товарной группы | Оборот, млн. рублей | Доля товарной группы в общем объеме продаж, % | Доля товарной группы нарастающим итогом, % | Присвоенная группа | Коэф-т вариации | Присвоенная группа |
Бытовая техника | 65,4 | 19,5 | 19,5 | А | 10,2 | X |
TB, DVD, Аудио | 64,3 | 19,2 | 38,7 | А | 8,7 | Х |
Встраиваемая техника | 50,9 | 15,2 | 53,9 | В | 15,4 | Y |
Компьютеры/Оргтехника | 48,1 | 14,3 | 68,2 | В | 22,3 | Y |
Фото и видео камеры | 33,4 | 9,9 | 78,1 | В | 16,9 | Y |
Телефоны/Радиостанции | 28,8 | 8,6 | 86,7 | С | 9,0 | X |
Кухонная техника | 10,3 | 3,1 | 89,8 | С | 18,8 | Y |
Программа дополнительного обслуживания (ПДО) | 8,2 | 2,4 | 92,2 | С | 29,7 | Z |
Hi-Fi техника | 6,3 | 1,9 | 94,1 | С | 28,6 | Z |
Услуги сервиса магазина | 5,8 | 1,9 | 96,0 | С | 27,2 | Z |
Автотехника/Навигация | 6,3 | 1,7 | 97,7 | С | 11,5 | Y |
Красота и здоровье | 4,2 | 1,3 | 99,0 | С | 49,0 | Z |
Портативное аудио | 3,7 | 1,0 | 100,0 | С | 68,5 | Z |
Итого: | 335,7 | 100,0 | - | - | 13,5 | - |
Источник: Собственное исследование
Таблица 11. Совмещенная матрица ABC- и XYZ- анализа товарных групп в обороте магазина ООО «М.видео Менеджмент» №35 за 2012 г.
Группа | X | Y | Z |
A | «Бытовая техника» «ТВ, DVD,Аудио» | - | - |
B | - | «Встраиваемая техника» «Компьютеры/Оргтехника» «Фото и видео камеры» | - |
C | «Телефоны/Радиостанции» | «Кухонная техника» «Автотехника/Навигация» | «ПДО» «Hi Fi техника» «Услуги сервиса магазина» «Красота и здоровье» « Портативное аудио» |
Источник: Собственное исследование
Из таблицы 11 видно, что в категорию «АX» вошла группа товаров «Бытовая техника» и «ТВ, DVD,Аудио». Это означает, что эти группы приносят значительную прибыль организации и имеют высокий спрос на товары данной группы.
В группе «CХ» оказалась, такая группа, как «Телефоны/Радиостанции». Это означает, что спрос на эти товары высок, но прибыль для организации не велика.
В группу «СY» входят следующие товары: «Кухонная техника», «Автотехника/Навигация», является отрицательным моментом в построении ассортимента магазина. Необходимо попытаться перевести товарные категории группы «CY» в группу «BY» путем стимулирования продаж. Так же необходимо провести тщательные анализ таких групп как «ПДО», «Hi Fi техника», «Красота и здоровье», «Портативное аудио», «Услуги сервиса магазина», которые входят в категорию «СZ».
Основной вклад в оборот розничной торговой организации в 2012 году, исходя из таблицы, вносят товарные группы, находящиеся в категории «АХ».
В магазине ООО «М.видео Менеджмент» постоянно проводятся мероприятия по планированию улучшения ассортимента товаров. Основными мероприятиями являются:
-
изучение и прогнозирование покупательского спроса (исследование рынка, на котором работает организации, а именно рынка электроники); -
обеспечение ритмичности завоза товаров, что положительно отражается на работе магазина; -
во всех магазинах сети М.видео проводят опросы покупателей, на основе которых принимаются решения о пересмотре ассортимента товаров.
-
Управление запасами товаров в ООО «М.видео Менеджмент» магазина №35
Товарные запасы - количество товаров определенного вида, находящихся в данный момент в сфере товарного обращения, в пути и на складах. Наличие товарных запасов служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения товаров. В то же время запасы не должны быть избыточными, так как при этом увеличиваются издержки производства и обращения.
Управление товарными запасами - это планирование и реализация закупки, транспортировки и мониторинга товаров в интересах конкретной организации.
Прежде чем выбирать поставщиков и закупать их товары, необходимо проанализировать состояние товарных запасов в компании. Это поможет установить их оптимальный уровень для торговой организации. Оптимальный запас товаров представляет собой такую его величину, которая обеспечивала бы наличие товаров по объему и ассортименту, соответствующему спросу населения, росту объема продаж, их бесперебойную реализацию в заданном объеме, ассортименте и с минимальными затратами.
Все товарные запасы размещаются на складе, который находится в самом магазине.
Управление товарными запасами - это планирование и реализация закупки, транспортировки и мониторинга товаров в интересах конкретной организации.
При закупке товаров магазин ООО «М.видео Менеджмент» №35 используется метод регулярных закупок товаров мелкими партиями. В этом случае организация заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ей партиями в течение определенного периода времени. Преимуществами такого метода является ускорение оборачиваемости капитала и экономия складских помещений.
Методика формирования заказов сводится к следующему алгоритму:
-
определяется период времени, для которого осуществляется расчет; -
на основании статистики продаж за выбранный период времени определяется общее количество проданной продукции; -
определяется средняя величина запасов (в неделях) путем деления общего количества проданной продукции на количество недель в выбранном периоде; -
для определения запаса данного вида продукции величина оптимального уровня запаса умножается на среднюю величину запасов в неделю; -
по мере продаж новой продукции расчетная величина, а вместе с ней и цифры в стандартном заказе меняются; -
полученная в результате расчетов величина изменяется еженедельно, отражая актуальные статистические данные, поэтому средняя величина запасов и оптимальный уровень постоянно пересчитываются.
Динамика и структура товарных запасов магазина М.видео №35 за 2011 – 2012 год приведена в таблице 23.
Таблица 23. Динамика и структура товарных запасов ООО «М.видео Менеджмент» магазина №35 за 2011 – 2012 гг.
Наименование товарной группы | Однодневный оборот, тыс. руб | Товарные запасы на 2011 год | Однодневный оборот, тыс. руб | Товарные запасы на 2012 год | Темп роста,% | Отклонение (+/-) | |||||
Товарные запасы, тыс. рублей | Товарные запасы, дни | Норматив товарных запасов, дни | Товарные запасы, тыс. рублей | Товарные запасы, дни | Норматив товарных запасов, дни | Абс., руб. | Относит., дни | ||||
ТВ,DVD,Аудио | 135,07 | 2256,48 | 17 | 15 | 168,77 | 2702,84 | 16 | 15 | 119,8 | 446,36 | -1 |
Портативное аудио | 10,14 | 250,00 | 25 | 20 | 9,32 | 109,55 | 12 | 15 | 43,8 | -140,45 | -13 |
Фото и видео камеры | 77,26 | 1065,00 | 14 | 15 | 86,30 | 1099,10 | 13 | 15 | 103,2 | 34,10 | -1 |
Бытовая техника | 129,59 | 2398,00 | 19 | 15 | 166,58 | 2144,85 | 13 | 15 | 89,4 | -253,15 | -6 |
Кухонная техника | 48,21 | 1289,45 | 27 | 25 | 61,64 | 1442,40 | 23 | 25 | 111,9 | 152,95 | -3 |
Красота и здоровье | 8,49 | 220,73 | 26 | 25 | 10,41 | 210,69 | 20 | 25 | 95,5 | -10,04 | -6 |
Встраиваемая техника | 113,15 | 1254,69 | 11 | 10 | 136,71 | 1280,60 | 9 | 10 | 102,1 | 25,91 | -2 |
Hi-Fi техника | 19,45 | 442,78 | 23 | 25 | 18,90 | 282,73 | 15 | 20 | 63,9 | -160,05 | -8 |
Автотехника/Навигация | 13,15 | 209,80 | 16 | 20 | 13,42 | 300,60 | 22 | 25 | 143,3 | 90,80 | 6 |
Телефоны/Радиостанции | 61,37 | 913,47 | 15 | 20 | 81,64 | 1150,80 | 14 | 15 | 126,0 | 237,33 | -1 |
Компьютеры/Оргтехника | 97,53 | 2156,25 | 22 | 25 | 120,82 | 2150,60 | 18 | 20 | 99,7 | -5,65 | -4 |
Итого: | 713,42 | 12456,65 | 17 | 20 | 874,52 | 12874,76 | 15 | 15 | 103,4 | 418,11 | -5 |