Файл: Роль внеклассной воспитательной работы в формировании навыка общения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава I. Теоретические основы исследования общения школьников

1. Маркс К.., Энгельс Ф. Немецкая идеология.—Соч., т. 3.

2. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм.— Полн. собр. соч.,

т. 18.

3. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14 — 15 июня 1983 г. — М., 1983.

4. Андропов Ю. В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социали­стического строительства в СССР. — Коммунист, 1983, №3.

5. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978.

6. Л'он И. С. Открытие «Я». — М., 1978.

7. Лсонтьев А. А. Психология общения. — Тарту, 1974.

8. Соковнин В. М. О природе человеческого общения: (Опыт философ­ского анализа).—Фрунзе. 1974. .

9. Парыгчн Б. Д. Осноны социально-психологической теории. — М.. 1971.

10. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М., 1979.

11. Пригожин А. И. В. И. Ленин о социально-психологических аспектах управления. — Вопросы философии, 1970, № 2, с. 21 — 31.

12. Каган М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анали­за). — М., 1974.

13. Лгонтьсв А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.

14. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации детского развития. — Во­просы психологии, 1971, Кч 4.

15. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. — В кн.: Проблема об­щения в психологии. М., 1981, с. 3—24.

16. Андреева Г. М. Социальная психология. — 1Л., 1980. '.,

17. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Докт. дис. — М., 1980.

18. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. —Собр. соч.:

В 1 1-ти т. Т. 2. - М.; П., 1948 — 1951.

19. Пирогов Н. И. Избр..пед. соч. — М., 1952.

20. Ушинский К. Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антрополо­гии». — Собр. соч.: В 11-тн т. Т. 10. — М.; Л.. 1948— 1951.

21. Крупская Н. К. Псд. соч.: В 10-ти т. — М.. 1957.

22. ЦПАИМЛ, ф. 12, ед. хр. 17, л. 143— 147.

23. Шацкий С. Т. Бодрая жизнь. — Пед. соч.: В 4-х т. Т.1. — М., .1962.

24. Шацкий С. Т. Дети — работники будущего. — Пед. соч.: В 4-х т. Т. I. — М., 1962.

25. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. — Соч.: В 7-ми т. Т. 1. —,М;, 1950.

26. Макаренко А. С. Марш 30 года. — Соч.: В 7-мн т. Т. 2. — М„. 1950. ^

27. Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта. — Соч.: В 7-ми т: Т. 5.— М.. 1951. ,

28. Сухомл инский В. А. Мудрая власть коллектива.—М., 1975.

29. Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии. — Во-. просы философии, 1979, № 8, с. 34 — 47. . '

30. Педагогика/Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского и др. — М., 1978.

Глава II, Общение в жизнедеятельности и воспитании школьников


1. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.—М., 1956.

2. Маркс К,., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч., т. 3.

3. Проблемы общения и воспитания; Сб. питей.— Тарту, 1974, ч. 1—11. 4 Ломов Б. Ф. Общение и социальн-ая регуляция поведения индивида?—.

В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения.

М.. 1976.

5. Формирование коммунистического мировоззрения школьников/Под ред. Э. И. Моносзона. — М., 1977

6. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. — • Л1, 1978.

7 Каган М. С. Проблема субъективно-объективных отношений в марк-. .систско-лснпнской философии.—Философские науки, 1981, № 4.

8. Лсонтьев А. И. Проблемы развития психики. М., 1972.

9. Обуховский К. Психология влечении чсловск.1. ЛД., 1972.

10. Соковнин В. М. Интракоммуникатиииыс .н-пскты социализации лично­сти. — В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.

1). Андреева Г М. Соц»;|.']Ы1ня психологии. -- М., 1980.

12. Аржанова А. И. ПроЛлгмл детской оГнцптслыюсти и коллективной иг­ры в системе |и-и\().'н)Г|[и. 1} кн.: Психология и педагогика игры до-"•школышка. М., 1Ч(>0.

13. Ильина .1 И. Общительность и темперамент у школьников. — Пермь, 1961 •

И Го:!.иан'Л. Я. Мсжличностная аттракция как фактор групповой дея­тельности. -- В кн.. Общение и деятельность. — Прага, 1980.

15. Шибитани Т. Социальная психология. — М., 1969.

16. Кон '//. С. Открытие «Я». — М., 1978.

17 Общпя нснхология/! 1ол ред. А. В. Петровского.—М., 1976.

18. Уайльде? Т День восьмой.—М., 1976.

19. Кала У. В., Лийметс X. И Творческость в процессе общения. — В кн..

ЛЛатериалы Вильнюсской конференции психологов Прибалтики. Вильнюс, 1972.

20. [Ценаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969.

21. Я кубинский Л. П. О диалогической речи.— В кн.: Русская речь. Пг., 1923.

22. Психологические механизмы целеобразования/0. К. Тихомиров, Э. Д. Телегина, Т. Т. Волкова и др. — М., 1977

23. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психоло­гию. — М., Ш72.

24. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средне­вековья и Ренессанса. — М., 1965.

25. Соковнин В. М. О природе человеческого Общения: (Опыт философ­ского анализа).— Фрунзе, 1974.

26. Миккин X. Движение человека в процессе межличностного обще­ния. — Учен. зап. Тарт. ун-та, 1977, вып. 424. — Труды по психологии, 27 Человек, среда, пространство: Сб. статей. — Тарту, 1979.

Глава III. Характеристика общения школьников разного возраста

1. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровско­го. — М., 1979.

2. Отношения между сверстниками в группе детского сада/Под ред. .Т. А. Репиной. — М., 1978.



3. Ребенок в системе коллективных отношений: Тезисы докладов/Под ред. Л. П. Буевои, Л. И. Новиковой. — М., 1972.

4. Коломинский Я. Л- Психология личных взаимоотношений в детском коллективе: (Очерк социальной психологии школьного класса) — Минск, 1969.

5. Аникеева Н. П. Общение в игре как средство самоутверждения млад­ших школьников. — В кн.: Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974, ч. II.

6. Человек, среда, общение; Сб статей. — Таллин, 1980.

7. Макаренко А. С. Соч.. В 7-ми т. Т 2. — М., 1950.

8. Советская педагогика и школа: Сб. статей. — Тарту, 1968.

9. Проблемы общения и воспитание: Сб. статей.— Тарту, 1974, ч. I—II.

10. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Сред­невековья и Ренессанса.— М., 1965.

Глава IV. Основные направления педагогического воздействия на общение школьников

1. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14— 15 июня 1983 г — М., 1983.

2. Материалы Пленума ЦК КПСС, 22 ноября 1982 г — М., 1983.

3. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. — М., 1970.

4. Якубински^ Л. П. О диалогической речи. — В кн.: Русская речь. Пг., 1923.

5. Лийметс X. И Групповая работа па уроке. — М., 1975.

6. Ермолаева- Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей

детей.— Вопросы психологии, 1975, № 5. 7 Пономарев Я- А. Психология творчества и педагогика.— М., 1976.

8. Тафель Р Е. Анализ исследования творческих способностей в амери­канской психологии.— Вопросы психологии, 1972, № 4.

9. Леонтьев А. А. Психология общения. — Тарту, 1974.

10. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личнос­ти. — Л., 1970.

11. Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. О методах активной социально-психологической подготовки. — Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психо­логия, 1977, № 1.

12. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная дея­тельность-и воспитание школьников.—М., 1977

Предисловие Тлпп.'! I. Теоретические ОУ|Ц)|Н.| исследования общгиич школьников 1< ('.'ним II Общение в

ЖИШГДГНИ','!!.НОГТИ И ПК НИ 1 .1111111 11ИМ1.II.ПИКОВ

1.11. 11<и ни |;| имение функции оГппгнии школьники» 2.11. Школьник кик субъект общении 3.11. Х;1[);|кп-р1|стния процесса общении школьников Глава III. Характеристики общения школьников разного возраста 1.111. Детский тип общения . 2.111. Подростковый тип общения 3.111. Переходный тип общения 4.П1. Юношеский тип общения Глава IV. Основные •направления педагогического воздействия на общение-школьников Ц_1У. Организация общения в жизнедеятельности ' коллектива школьников


2. IV. Корректировка обш.сния школьников

3. IV. Подготовка школь- •

ников к общению

Заключение

Список использованной

литературы
2.IV. Корректировка общения школьнмгои

В предыдущем разделе мы рассмотрели те необходимые ус­ловия и способы, с помощью которых педагоги в состоянии так организовать общение учащихся в жизнедеятельности воспитательных коллективов, чтобы оно стало эффектив­ным фактором воспитания. Однако даже тогда, когда об­щение в коллективе организовано целесообразно, нередко возникают ситуации, в которых аспекты общения целого коллек <за, отдельных групп учащихся, конкретных школь, ув вызывают тревогу педагогов, «сбои». Появ­ляется необходимость в специальном педагогическом воз­действии — корректировании общения для повышения его воспитательной эффективности. Корректировка относится к той группе педагогических воздействий, которые направ­лены на отдельные первичные коллективы; на группы уча­щихся, как номинальные (условно выделенные, например мальчики-подростки или трудные, или индивидуалисты и др.), так и реальные (приятельские и дружеские); на отдельных школьников. Корректировку общения мы рас­сматриваем как эффективный и целесообразный путь диф­ференциации и индивидуализации воспитания школьни­ков.

Включенное наблюдение в ряде школ и других коллек­тивах позволило прийти к выводу о том, что в педагогиче­ском воздействии на общение возникает необходимость тогда, когда у школьников ущербны содержание общения, круг общения или его структура.

Необходимость в корректировке круга общения возни­кает в ряде случаев. Круг общения целых классных кол­лективов необходимо расширять, если общение членов коллектива замкнуто в рамках класса, что ведет к появ­лению группового эгоизма и, главное, к обеднению со­циального опыта его членов. Потребность в корректи­ровке круга общения возникает и в тех случаях, когда в классе или в школе отсутствует или слабо развито обще­ние между различными номинальными группами (маль­чиками и девочками, активом и пассивом, отличника­ми и слабыми учениками, благополучными и трудными и т. д.). Отсутствие общения между этими группами от­рицательно влияет на коллектив в целом, а также на ин­дивидуальное развитие его членов. Круг общения реаль­ных групп школьников (приятельских и дружеских) или их общение с другими аналогичными группами в коллек­тиве также могут быть ограничены и нуждаться в коррек­тировке.


У коллектива младших школьников корректирование круга общения становится необходимым (типичные слу­чаи) в целях его расширения за счет общения с коллекти­вами шефствующего старшего класса и подшефного дет­ского сада. Т.е. речь должна идти в первую очередь о рас­ширении круга общения коллектива младших школьников в целом.

В подростковом возрасте наиболее типичным становит­ся расширение круга общения всего коллектива с коллек­тивами сверстников и старших ребят, а также корректиро­вание круга общения реальных групп подростков друг с другом, внутри коллектива, включая и общение между разнополыми группами. В старшем подростковом воз­расте особенно необходимо расширение круга общения всего коллектива с коллективами более старших и более младших ребят, а также с коллективом взрослых; важной становится корректировка общения между номинальными группами: мальчиками и девочками, трудными и благопо­лучными учащимися, а также между реальными группа­ми старших подростков с коллективом в целом и между собой.

В старших классах типичной является необходимость корректировки общения коллектива в целом (: коллектива­ми сверстников, младших ребят и взрослых, а также кор­ректировка общения между номинальными группами — активом и пассивом и общения реальных групп старше­классников между собой и с коллективом в целом.

Корректировка круга общения отдельного школьника

становится необходимой в случае, если учащийся находит­ся в изолированном положении, если в его круге общения лишь взрослые, нет сверстников своего или противополож­ного пола, нет младших или старших ребят, а общение с ними могло бы стать полезным для его индивидуального

развития.

По отношению к младшим школьникам корректировка круга общения становится необходимой тогда, когда у уча­щегося не сложилось общение со сверстниками в коллекти­ве. В подростковом возрасте — когда у подростка не сло­жилось общение в коллективе и когда необходимо нала­дить общение со старшими или младшими ребятами. В старшем подростковом возрасте к этим добавляются слу­чаи, когда нет общения со взрослыми и со сверстниками противоположного пола. В старших классах типичны ситуации отсутствия общения со сверстниками противо­положного пола с младшими ребятами, со взрослыми.

Для эффективного формирования личности необходима благоприятствующая ее развитию структура круга обще­ния.