Файл: Роль внеклассной воспитательной работы в формировании навыка общения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе исследования была разработана специаль­ная система мер для того, чтобы возможно большее число юношей и девушек достигали стадии «ставить проблемы». Для этого в процессе жизнедеятельности коллектива школьники тренировались в решении задач так называемо­го открытого типа, т. е. имеющих неоднозначное решение. Это приводило к появлению у них навыка отхода от извест­ных ответов, к развитию самостоятельности мышления, появлению элементов оригинальности в подходе к трак­товке явлений окружающей жизни; возникновению.новых "идей для нахождения выхода из возникающих жизненных ситуаций. Умение видеть проблемы в сфере общения школьники приобретали в процессе как специально орга­низованного тренинга, так и в жизнедеятельности.

Наиболее простым способом тренировки можно счи­тать метод «мозгового штурма».

Суть его состоит в том, что педагог предлагает группе учащихся про­вести своеобразную игру, в процессе которой обсудить ту или иную про­блему, типичную для их общения между собой или с учителями и т. д. Это должно проходить в непринужденной обстановке. Предварительно ребятам сообщаются правила игры: каждый участник высказывает вслух все идеи и соображения, которые приходят ему в голову в связи с обсуж­дающейся проблемой. При этом категорически запрещается критиковать предлагаемые идеи: главное, чтобы их было высказано как можно больше, в том числе самых «диких». Однако разрешается комбинировать или до­полнять идеи, высказанные партнерами. В процессе «штурма» очень важ­но, чтобы педагог подбадривал робких, умел шуткой или неожиданным предложением разрядить затянувшуюся паузу и т. д. Когда все идеи вы­сказаны, проводится их обсуждение и отбор тех из них, которые могут быть реализованы для решения обсуждавшейся проблемы.

Примером могут служить такого типа занятия: учащимся предлагает­ся найти выход из ситуации конфликта, возникшего в группе приятелей по поводу неблаговидного поступка одного из них по отношению к группе (т.е. надо увидеть за этим конфликтом породившую его проблему жизни группы, а вернее, возможные проблемы, ибо ситуация гипотетическая). Или учащимся предлагается назвать максимальное число трудностей и сложностей, возникающих в какой-либо заданной ситуации общения; или перед ними ставится обратная задача: указать возможные ситуации об­щения, в которых может возникнуть заданная трудность, конфликт, на­пряженность и т. д.


Умение видеть проблемы приобретается школьниками также в связи с тем, что в процессе организации их жизне­деятельности педагоги уделяют этому специальное внима­ние. Так, в опорных школах при обсуждении предстоящих классных и общешкольных комплексных дел, при их про­думывании и планировании, а особенно в процессе анали­за проведенных коллективных дел учащимся показывали и постепенно приучали их самих искать проблемы, которые возникли в их общении друг с другом, попутно обсуждали, какие проблемы могли бы возникнуть, почему возникли одни и не возникли другие и т. д. .

Так, при анализе жизни в зимних и весенних лагерях СШ М' Пй! Москвы, на пионерско-комсомольских трехдневных сборах СШ № 73 и № 825 Москвы перед школьниками всегда ставилась задача охарактери­зовать и оценить атмосферу с коллективе и проанализировать источники ее доброжелательности, а также выявить те сложности, которые возни­кали в отношениях п коллективе, проследить причины их возникновения и пути преодоления.

Важность и эффективность такой работы со школьни­ками связаны с тем, что «решающим средством развития внутреннего плана действий является решение теоретиче­ских задач... т. е. прежде всего развитие способности вскрывать способы решения практических задач» [7, 270—271].

Названные особенности мышления проявляются, раз­виваются и важны не только для функционирования лич­ности в сфере общения, но и о других сферах ее жизнедея­тельности. Развиваются эти особенности мышления в про­цессе всей жизнедеятельности личности и являются про­дуктом постановки всего учебно-воспитательного процес­са. Однако поскольку они весьма значимы для подготовки школьников к общению, постольку мы считали необходи­мым разработку соответствующих способов их развития в русле целенаправленной педагогической деятельности по подготовке школьников к общению.

Вторым важным аспектом подготовки к общению яв­ляется развитие у школьников свободного владения речью, Что предполагает: наличие большого запаса слов, образ^ ность и правильность речи, точное восприятие устного сло­ва и точную передачу идей партнеров своими словами, подготовленность к выделению из услышанного существа дела, корректную постановку вопросов, краткость и точ­ность формулировок ответов на вопросы партнеров, ло­гичность построения и изложения высказывания, опреде­ленный уровень речевой антиципации (предвосхищения).

Развитие свободного владения речью реализуется со­гласно учебным программам во всех классах в процессе обучения. Кроме того, в опорных школах особое внимание на это обращалось на уроках внеклассного чтения и в про­цессе анализа учебных экскурсий. Применение коллектив­ных форм организации познавательной деятельности во II — Х классах также способствовало решению этой за­дачи. Важнейшими способами развития речи были ис­пользование коллективного планирования и анализа клас­сных и школьных мероприятий, а также включение в жиз­недеятельность коллективов всех возрастных ступеней творческих дел, требующих импровизации учащихся.



Особое'•' внимание уделялось обогащению сл^ва-ря школьников. В начальных классах это осуществлялось, .помимо всего прочего, с помощью ролевых игр. В подрост­ковых классах организовывались различные мероприятия. содержательной основой которых было чтение и активное использование научно-фантастической литературы.

Например, вечера защпгы фантастических проектов. Группы уча­щихся готовили фантастические проекты на заданные темы (город буду­щего, транспорт будущего, жизнь на иных планетах и т. д.) и должны бы­ли изложить свои проект, доказать его «фантастическую реальность» и защитить от возражении оппонентов; пся процедура создавала ситуацию. требующую активной речевой практики с применением разнообразно» лексики. .

В старших классах особое внимание уделялось обога­щению общественно-политического словаря учащихся. Достигалось это кроме других путей ведением учениками словарей под ироническим названием «Минимум интелли­гентности», проведением словарных анкет по газетному материалу, а также играми в слова на определенную тему ^особенно в лагере, в поездке и т. д.).

Важнейшим аспектом подготовки учащихся к обще­нию является формирование у них социально ценных ус­тановок в сфере общения: отношения к каждому партнеру по общению как к цели, а не как к средству; интерес к само­му процессу общения, а не только к его результату; отно­шение к общению как к диалогу, а не монологу; терпимость к мелким недостаткам партнеров; терпимость к идеям партнера; ориентация на то, чтобы в процессе общения не

только получать самому, но и как можно больше отдавать партнерам.

Формирование социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы и не­посредственно связано с теми установками, которые реа­лизуют педагоги в своем общении с учащимися. Однако эффективность работы в опорных школах во многом зави­села и от специальных усилий педагогов. К их числу можно отнести работу по формированию установок в сфере обще­ния на трехдневных пионсрско-комсомольских сборах, в процессе подготовки и проведения общешкольных ком­плексных дел, а также работу «Психологического лекто­рия» и семинара «Человек среди людей».

Эффективным путем формирования социальных уста­новок учащихся в сфере общения является такая распро-

страненная форма организации жизнедеятельности уче­нических коллективов, как собрание (которое в этих целях в массовой практике не используется). В опорных школах школьников учили рассматривать собрание и свое участие в нем в соответствии с его основными функциями в жизне­деятельности коллектива. Всякое собрание выполняет функцию коммуникации, т. е. обмена информацией между его участниками. В связи с этим особое внимание уделя­лось тому, чтобы школьники учились слушать и уважи­тельно относиться к высказываемым на собрании сужде­ниям, ясно и четко излагать собственные точки зрения. Второй функцией собрания можно считать переработку ин­формации, что требовало от учащихся умения обсуждать проблему, подбирать и излагать аргументы «за» и «про­тив». Третья — функция поведения — требовала от уче­ников умения тактично по содержанию и сдержанно по сти­лю и
тону излагать свои взгляды; терпимо относиться к идеям оппонентов; определенной степени эмоциональной вовлеченности в процесс решения проблемы, стоящей пе­ред собранием.

Эффективным способом формирования и (что особенно важно) изменения социальных установок учащихся в сфе­ре общения является групповая дискуссия. Суть ее состоит в том, что с группой школьников организуется обсуждение тех или иных конкретных проблем, возникающих в процес­се общения, конфликтов между партнерами с целью по­исков решений. Процесс групповой дискуссии выглядит следующим образом: 1) определенней формулировка про­блемы; 2) рассмотрение фактов, из которых она вытекает;

3) подбор критериев для оценки решения; 4) рассмотре­ние и оценка решений; 5) рассмотрение шагов, которые можно предпринять для реализации найденного решения.

Эффективность групповой дискуссии во многом зависит от умения педагога вызвать учащихся на дискуссию и ру­ководить ею, т. е. ставить стимулирующие вопросы, обеспе­чивать своевременную поддержку участникам, формулиро­вать выводы дискуссии. Педагог при этом выступает и в роли участника дискуссии, т. е. сам вносит в дискуссию конструктивный вклад. Метод групповой дискуссии дает большой эффект, ибо позволяет учащимся проявить соб­ственную точку зрения, обогатиться информацией, полу­чить опыт участия в поиске решения проблемы в группе. Кроме того, ход дискуссии дает возможность школьникам как бы взглянуть на себя со стороны, примерить к своему поведению эталоны и нормы, внести некоторые коррективы

•в свои представления о себе;» своем поведении в процессе общения.

Мы проводили эксперименты по изменению установок старшеклас­сников в сфере общения при помощи групповых дискуссий. В IX классе одной из московских школ практика общения юношей с девушками отли­чалась грубостью с обеих сторон, что, как выяснилось с помощью специ­ального опроса, было следствием имевшихся у них социальных установок в сфере общения с лицами противоположного пола: на превосходство своего пола, на коварство и опасность лиц другого пола, на априорную за­щиту от покушений на свою самостоятельность и достоинство со стороны лиц другого пола. Изменение этих установок велось с помощью групповых дискуссий (с реальными группами юношей и девушек и с каждыми девуш­кой и юношей в отдельности), методом организации реальных ситуаций общения во время турпоходов, поездок, вечеров отдыха и домашних празднований дней рождения. Готовя такие ситуации, классный руково­дитель все силы направлял на то, чтобы они стали способом реализа­ции найденных в дискуссиях решений, чтобы создать максимум возмож­ностей для взаимной заботы и раскрытия лучших сторон юношей и де­вушек. Изучение социальных установок в Х классе показало (подтвер­див наблюдения за реальной практикой общения в классе), что они претерпели кардинальные изменения.


В целях изменения отрицательных социальных установок в сфере об­щения сельских и городских старшеклассников были проведены группо­вые дискуссии с теми и другими, а затем диспут, в котором участвовали старшеклассники СШ № 73 Москвы, СШ № 2 ст. Ново-Павловской и Александровской СШ Ставропольского края. Тема диспута «Настоя­щий человек — что это значит» была предложена постольку, поскольку в процессе ее обсуждения создавалась возможность подвести старше­классников к мысли о том, что в человеке главным является его нравственная сторона, а не сумма знаний или умений. Таким образом, удавалось подвести базу под изменение установок городских ребят по отношению к сельским («они серые») и сельских к городским («они белоручки»), которые препятствовали их общению друг с другом. Так как диспут проводился после совместного труда в течение ряда дней и нескольких совместных творческих дел, то у ребят имелся и практи­ческий материал для диспута. Практика общения в последующие дни и беседы с ребятами показали, что диспут сыграл свою роль — соци­альные установки в сфере общения стали более терпимыми.

Формирование социальных установок должно основы­ваться на специфике возрастных типов общения школьни­ков, Однако в процессе исследования обнаружилась необ­ходимость двойного учета этой специфики — актуального и предвосхищающего. С одной стороны," у школьников каждой возрастной группы надо формировать установки в сфере общения, исходя из специфики их возрастного типа общения. С другой — у каждой возрастной группы надо формировать установки, которые характерны для после­дующих возрастных типов.

Так. например, общение со сверстниками противоположного пола становится значимым в старшем подростковом возрасте (т. е. при пере-

ходном типе общения). Формировать же определенные установки в этой сфере, закладывать стереотипы общения с лицами противопо­ложного пола целесообразно уже в младших классах, до периода-по­лового созревания, когда это общение не имеет напряженного и ак­туального характера (однако это не означает, что не следует фор­мировать установок в этой сфере общения и во всех других возрастах)

Особым разделом работы по подготовке школьников к общению является развитие и формирование у них комму­никативных умений: а) умения переносить известные школьнику знания и навыки, варианты решения, приемы общения в условия новой ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретных условий;