Файл: Роль внеклассной воспитательной работы в формировании навыка общения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В процессе исследования была разработана специальная система мер для того, чтобы возможно большее число юношей и девушек достигали стадии «ставить проблемы». Для этого в процессе жизнедеятельности коллектива школьники тренировались в решении задач так называемого открытого типа, т. е. имеющих неоднозначное решение. Это приводило к появлению у них навыка отхода от известных ответов, к развитию самостоятельности мышления, появлению элементов оригинальности в подходе к трактовке явлений окружающей жизни; возникновению.новых "идей для нахождения выхода из возникающих жизненных ситуаций. Умение видеть проблемы в сфере общения школьники приобретали в процессе как специально организованного тренинга, так и в жизнедеятельности.
Наиболее простым способом тренировки можно считать метод «мозгового штурма».
Суть его состоит в том, что педагог предлагает группе учащихся провести своеобразную игру, в процессе которой обсудить ту или иную проблему, типичную для их общения между собой или с учителями и т. д. Это должно проходить в непринужденной обстановке. Предварительно ребятам сообщаются правила игры: каждый участник высказывает вслух все идеи и соображения, которые приходят ему в голову в связи с обсуждающейся проблемой. При этом категорически запрещается критиковать предлагаемые идеи: главное, чтобы их было высказано как можно больше, в том числе самых «диких». Однако разрешается комбинировать или дополнять идеи, высказанные партнерами. В процессе «штурма» очень важно, чтобы педагог подбадривал робких, умел шуткой или неожиданным предложением разрядить затянувшуюся паузу и т. д. Когда все идеи высказаны, проводится их обсуждение и отбор тех из них, которые могут быть реализованы для решения обсуждавшейся проблемы.
Примером могут служить такого типа занятия: учащимся предлагается найти выход из ситуации конфликта, возникшего в группе приятелей по поводу неблаговидного поступка одного из них по отношению к группе (т.е. надо увидеть за этим конфликтом породившую его проблему жизни группы, а вернее, возможные проблемы, ибо ситуация гипотетическая). Или учащимся предлагается назвать максимальное число трудностей и сложностей, возникающих в какой-либо заданной ситуации общения; или перед ними ставится обратная задача: указать возможные ситуации общения, в которых может возникнуть заданная трудность, конфликт, напряженность и т. д.
Умение видеть проблемы приобретается школьниками также в связи с тем, что в процессе организации их жизнедеятельности педагоги уделяют этому специальное внимание. Так, в опорных школах при обсуждении предстоящих классных и общешкольных комплексных дел, при их продумывании и планировании, а особенно в процессе анализа проведенных коллективных дел учащимся показывали и постепенно приучали их самих искать проблемы, которые возникли в их общении друг с другом, попутно обсуждали, какие проблемы могли бы возникнуть, почему возникли одни и не возникли другие и т. д. .
Так, при анализе жизни в зимних и весенних лагерях СШ М' Пй! Москвы, на пионерско-комсомольских трехдневных сборах СШ № 73 и № 825 Москвы перед школьниками всегда ставилась задача охарактеризовать и оценить атмосферу с коллективе и проанализировать источники ее доброжелательности, а также выявить те сложности, которые возникали в отношениях п коллективе, проследить причины их возникновения и пути преодоления.
Важность и эффективность такой работы со школьниками связаны с тем, что «решающим средством развития внутреннего плана действий является решение теоретических задач... т. е. прежде всего развитие способности вскрывать способы решения практических задач» [7, 270—271].
Названные особенности мышления проявляются, развиваются и важны не только для функционирования личности в сфере общения, но и о других сферах ее жизнедеятельности. Развиваются эти особенности мышления в процессе всей жизнедеятельности личности и являются продуктом постановки всего учебно-воспитательного процесса. Однако поскольку они весьма значимы для подготовки школьников к общению, постольку мы считали необходимым разработку соответствующих способов их развития в русле целенаправленной педагогической деятельности по подготовке школьников к общению.
Вторым важным аспектом подготовки к общению является развитие у школьников свободного владения речью, Что предполагает: наличие большого запаса слов, образ^ ность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами, подготовленность к выделению из услышанного существа дела, корректную постановку вопросов, краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания, определенный уровень речевой антиципации (предвосхищения).
Развитие свободного владения речью реализуется согласно учебным программам во всех классах в процессе обучения. Кроме того, в опорных школах особое внимание на это обращалось на уроках внеклассного чтения и в процессе анализа учебных экскурсий. Применение коллективных форм организации познавательной деятельности во II — Х классах также способствовало решению этой задачи. Важнейшими способами развития речи были использование коллективного планирования и анализа классных и школьных мероприятий, а также включение в жизнедеятельность коллективов всех возрастных ступеней творческих дел, требующих импровизации учащихся.
Особое'•' внимание уделялось обогащению сл^ва-ря школьников. В начальных классах это осуществлялось, .помимо всего прочего, с помощью ролевых игр. В подростковых классах организовывались различные мероприятия. содержательной основой которых было чтение и активное использование научно-фантастической литературы.
Например, вечера защпгы фантастических проектов. Группы учащихся готовили фантастические проекты на заданные темы (город будущего, транспорт будущего, жизнь на иных планетах и т. д.) и должны были изложить свои проект, доказать его «фантастическую реальность» и защитить от возражении оппонентов; пся процедура создавала ситуацию. требующую активной речевой практики с применением разнообразно» лексики. .
В старших классах особое внимание уделялось обогащению общественно-политического словаря учащихся. Достигалось это кроме других путей ведением учениками словарей под ироническим названием «Минимум интеллигентности», проведением словарных анкет по газетному материалу, а также играми в слова на определенную тему ^особенно в лагере, в поездке и т. д.).
Важнейшим аспектом подготовки учащихся к общению является формирование у них социально ценных установок в сфере общения: отношения к каждому партнеру по общению как к цели, а не как к средству; интерес к самому процессу общения, а не только к его результату; отношение к общению как к диалогу, а не монологу; терпимость к мелким недостаткам партнеров; терпимость к идеям партнера; ориентация на то, чтобы в процессе общения не
только получать самому, но и как можно больше отдавать партнерам.
Формирование социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы и непосредственно связано с теми установками, которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися. Однако эффективность работы в опорных школах во многом зависела и от специальных усилий педагогов. К их числу можно отнести работу по формированию установок в сфере общения на трехдневных пионсрско-комсомольских сборах, в процессе подготовки и проведения общешкольных комплексных дел, а также работу «Психологического лектория» и семинара «Человек среди людей».
Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере общения является такая распро-
страненная форма организации жизнедеятельности ученических коллективов, как собрание (которое в этих целях в массовой практике не используется). В опорных школах школьников учили рассматривать собрание и свое участие в нем в соответствии с его основными функциями в жизнедеятельности коллектива. Всякое собрание выполняет функцию коммуникации, т. е. обмена информацией между его участниками. В связи с этим особое внимание уделялось тому, чтобы школьники учились слушать и уважительно относиться к высказываемым на собрании суждениям, ясно и четко излагать собственные точки зрения. Второй функцией собрания можно считать переработку информации, что требовало от учащихся умения обсуждать проблему, подбирать и излагать аргументы «за» и «против». Третья — функция поведения — требовала от учеников умения тактично по содержанию и сдержанно по стилю и
тону излагать свои взгляды; терпимо относиться к идеям оппонентов; определенной степени эмоциональной вовлеченности в процесс решения проблемы, стоящей перед собранием.
Эффективным способом формирования и (что особенно важно) изменения социальных установок учащихся в сфере общения является групповая дискуссия. Суть ее состоит в том, что с группой школьников организуется обсуждение тех или иных конкретных проблем, возникающих в процессе общения, конфликтов между партнерами с целью поисков решений. Процесс групповой дискуссии выглядит следующим образом: 1) определенней формулировка проблемы; 2) рассмотрение фактов, из которых она вытекает;
3) подбор критериев для оценки решения; 4) рассмотрение и оценка решений; 5) рассмотрение шагов, которые можно предпринять для реализации найденного решения.
Эффективность групповой дискуссии во многом зависит от умения педагога вызвать учащихся на дискуссию и руководить ею, т. е. ставить стимулирующие вопросы, обеспечивать своевременную поддержку участникам, формулировать выводы дискуссии. Педагог при этом выступает и в роли участника дискуссии, т. е. сам вносит в дискуссию конструктивный вклад. Метод групповой дискуссии дает большой эффект, ибо позволяет учащимся проявить собственную точку зрения, обогатиться информацией, получить опыт участия в поиске решения проблемы в группе. Кроме того, ход дискуссии дает возможность школьникам как бы взглянуть на себя со стороны, примерить к своему поведению эталоны и нормы, внести некоторые коррективы
•в свои представления о себе;» своем поведении в процессе общения.
Мы проводили эксперименты по изменению установок старшеклассников в сфере общения при помощи групповых дискуссий. В IX классе одной из московских школ практика общения юношей с девушками отличалась грубостью с обеих сторон, что, как выяснилось с помощью специального опроса, было следствием имевшихся у них социальных установок в сфере общения с лицами противоположного пола: на превосходство своего пола, на коварство и опасность лиц другого пола, на априорную защиту от покушений на свою самостоятельность и достоинство со стороны лиц другого пола. Изменение этих установок велось с помощью групповых дискуссий (с реальными группами юношей и девушек и с каждыми девушкой и юношей в отдельности), методом организации реальных ситуаций общения во время турпоходов, поездок, вечеров отдыха и домашних празднований дней рождения. Готовя такие ситуации, классный руководитель все силы направлял на то, чтобы они стали способом реализации найденных в дискуссиях решений, чтобы создать максимум возможностей для взаимной заботы и раскрытия лучших сторон юношей и девушек. Изучение социальных установок в Х классе показало (подтвердив наблюдения за реальной практикой общения в классе), что они претерпели кардинальные изменения.
В целях изменения отрицательных социальных установок в сфере общения сельских и городских старшеклассников были проведены групповые дискуссии с теми и другими, а затем диспут, в котором участвовали старшеклассники СШ № 73 Москвы, СШ № 2 ст. Ново-Павловской и Александровской СШ Ставропольского края. Тема диспута «Настоящий человек — что это значит» была предложена постольку, поскольку в процессе ее обсуждения создавалась возможность подвести старшеклассников к мысли о том, что в человеке главным является его нравственная сторона, а не сумма знаний или умений. Таким образом, удавалось подвести базу под изменение установок городских ребят по отношению к сельским («они серые») и сельских к городским («они белоручки»), которые препятствовали их общению друг с другом. Так как диспут проводился после совместного труда в течение ряда дней и нескольких совместных творческих дел, то у ребят имелся и практический материал для диспута. Практика общения в последующие дни и беседы с ребятами показали, что диспут сыграл свою роль — социальные установки в сфере общения стали более терпимыми.
Формирование социальных установок должно основываться на специфике возрастных типов общения школьников, Однако в процессе исследования обнаружилась необходимость двойного учета этой специфики — актуального и предвосхищающего. С одной стороны," у школьников каждой возрастной группы надо формировать установки в сфере общения, исходя из специфики их возрастного типа общения. С другой — у каждой возрастной группы надо формировать установки, которые характерны для последующих возрастных типов.
Так. например, общение со сверстниками противоположного пола становится значимым в старшем подростковом возрасте (т. е. при пере-
ходном типе общения). Формировать же определенные установки в этой сфере, закладывать стереотипы общения с лицами противоположного пола целесообразно уже в младших классах, до периода-полового созревания, когда это общение не имеет напряженного и актуального характера (однако это не означает, что не следует формировать установок в этой сфере общения и во всех других возрастах)
Особым разделом работы по подготовке школьников к общению является развитие и формирование у них коммуникативных умений: а) умения переносить известные школьнику знания и навыки, варианты решения, приемы общения в условия новой ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретных условий;