Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 410
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение………………………………………………………………………... | 5 |
1 Выбор двигателя по номинальной мощности……………………………... | 6 |
2 Построение развернутой схемы обмотки статора………………………… | 7 |
2.1 Выбор типа обмотки……………………………………………………..... | 7 |
2.2 Расчет обмоточных данных………………………………………………. | 8 |
2.3 Построение развернутой схемы обмотки статора………………………. | 11 |
3 Определение эффективных значений фазной и линейной эдс первой, третьей,пятой и седьмой гармоники…………………………………………. | 13 |
Заключение…………………………………………………………………….. | 15 |
Список использованных источников………………………………………… | 16 |
Введение
Электрические машины широко применяют на электрических станциях, в промышленности, на транспорте, в авиации, в системах автоматического регулирования и управления, в быту.
Электрические машины преобразуют механическую энергию в электрическую, и наоборот. Преобразование электрической энергии в механическую осуществляется двигателями.
В зависимости от рода тока электроустановки, в которой должна работать электрическая машина, они делятся на машины постоянного и переменного тока.
Машины переменного тока могут быть как однофазными, так и много фазными. Наиболее широкое применение нашли трехфазные синхронные и асинхронные машины, а также катекторные машины переменного тока, которые допускают экономичное регулирование частоты вращения в широких пределах.
В настоящее время асинхронные двигатели являются наиболее распространенными электрическими машинами. Они потребляют около 50% электроэнергии, вырабатываемой электростанциями страны. Такое широкое распространение асинхронные электродвигатели получили из-за своей конструктивной простоты, низкой стоимости, высокой эксплуатационной надежности. Они имеют относительно высокий КПД: при мощностях более 1кВт кпд=0,7:0,95 и только в микродвигателях он снижается до 0,2-0,65.
Появление трехфазных асинхронных двигателей связано с именем М.О.Доливо-Добровольского. Эти двигатели были изобретены им в 1889г.
1 Выбор двигателя по номинальной мощности
Для расчета мощности асинхронного двигателя для подъема груза следует пользоваться формулой:
P=kmgv∙0,001/n, (1)
где k- коэфициент, учитывающий действие противовеса;
m- масса груза, кг;
g- ускорение свободного падения;
v- скорость подъема груза, м/с;
n- КПД подъемника.
Расчет мощности двигателя:
P=kmgv∙0,001/(n∙Kp), (2)
P=0,5∙2000∙9,8∙0,6∙0,001/(0,8∙1,5)=4,9 кВт.
Полученное значение увеличиваем до каталожного значения.
Двигатель выбираем из базы данных. Ближайший по мощности двигатель АИР132S6 (Р=5,5 кВт, n=1000 об/мин.).
Определяем его номинальный момент:
Мн=9550∙Рн/n=9550∙5,5/1000=52,5 Н∙м.
Максимальный момент:
Мм=3Мн=3∙52,5=157,5 Н∙м.
2 Построение развернутой схемы обмотки статора
2.1 Выбор типа обмотки
На практике применяются различного рода типы обмотки (однослойные и двухслойные; с полным и укороченным шагом; односкоростные и многоскоростные; с одинаковым и различным числом секций в пазу), и для того чтобы сделать выбор нужно рассмотреть: экономическую целесообразность, достоинства и недостатки, технические возможности выполнения.
Основные достоинства однослойной обмотки:
-
Отсутствие межслоевой изоляции, что повышает коэффициент заполнения паза, а следовательно, ток и мощность двигателя. -
Простота изготовления. -
Большая возможность применения автоматизации при укладке обмоток.
Недостатки:
-
Повышенный расход проводникового материала. -
Сложность укорочения шага, а следовательно, компенсации высших гармоник магнитного потока. -
Ограничение возможности построения обмоток дробным числом пазов на полюс и фазу. -
Более трудоёмкое изготовление и монтаж катушек для крупных электродвигателей высокого напряжения.
Двухслойные обмотки в основном выполняются с одинаковыми секциями: петлевые и цепные, реже принимают концентрические.
Основные достоинства двухслойной обмотки по сравнению с однослойной:
-
Возможность любого укорочения шага, что позволяет:
а) снизить расход обмоточного провода за счет уменьшения длины лобовой части секции;
б) уменьшить высшие гармонические составляющие магнитного потока
, то есть снизить потери в магнитопроводе двигателя.
-
Простота технологического процесса изготовления катушек (многие операции можно механизировать). -
Возможность выполнения обмотки почти с любой дробностью q, что обеспечивает изготовление обмотки при ремонте асинхронных двигателей с изменением частоты вращения ротора. Кроме того, это является одним из способов приближения формы поля к синусоиде. -
Возможность образования большего числа параллельных ветвей.
К недостаткам двухслойных обмоток следует отнести:
-
Меньший коэффициент заполнения паза (вследствие наличия межслоевой изоляции). -
Некоторая сложность при укладке последних секций обмотки. -
необходимость поднимать целый шаг обмотки при повреждении нижней стороны секции.
По приведенным соображениям, в настоящее время, в ремонтной практике машин переменного тока двухслойные обмотки получили наибольшее применение. Следовательно, выбираем двухслойную петлевую обмотку.
2.2 Расчет обмоточных данных
Расчет обмоточных данных состоит в определении основных данных:
N – число катушечных групп;
y – шаг обмотки;
q – число пазов на полюс и фазу;
α – число электрических градусов, приходящихся на один паз;
а – число параллельных ветвей.
Шаг обмотки:
Шаг обмотки (у1) – это расстояние выраженное в зубцах (или пазах), между активными сторонами одной и той же секции:
, (3)
где y1 – расчетный шаг (равен полюсному делению, выраженному в зубцах);
– произвольное число меньше 1, доводящее расчётный шаг (y1) до целого числа.
На практике принято шаг определять в пазах, поэтому при раскладке вторая сторона секции ложится в паз у+1. Согласно задания Z1=54, а 2p=6, то
.
Двухслойные обмотки выполняют с укорочением шага.
, (4)
где β – относительный шаг обмотки .
Для подлавления пятой гармоники ЭДС катушки выбирают β=0,8. Если необходимо подавить седьмую гармонику, то β =0,857.
паза.
Принимаем y=5 пазов.
Число пазов на полюс и фазу:
, (5)
где m – число фаз.
паза.
Так как q>1, то обмотка называется рассредоточенной, при этом фазные катушки должны быть разделены на секции, число которых равно q.
Число катушечных групп:
В двухслойных обмотках число катушечных групп механически увеличивается в два раза, однако, по сравнению с однослойной обмоткой, с числом витков в каждой секции меньшим в два раза, тогда:
, (6)
где N1ф(2) - число катушечных групп в одной фазе двухслойной обмотке.
шт.
Так как каждую пару полюсов создают все три фазы переменного тока, следовательно:
, (7)
N3ф(2)=6∙3=18 шт.
Число электрических градусов на один паз:
, (8)
Катушечные группы фаз можно соединять последовательно (а=1), параллельно (а=q)и комбинированно (1<а
Для данного случая применяем, а=1.
2.3 Построение развернутой схемы обмотки статора
Построения развернутой схемы трехфазной двухслойной обмотки статора ведем по следующим данным: число фаз m1 = 3, число полюсов
2р = 6, число пазов в сердечнике статора Z1 =54 , шаг обмотки по пазам диаметральный, т. е. у1 =9 , α= 20 эл. град. Угол сдвига между осями фазных обмоток составляет 120 эл. град, поэтому сдвиг между началами фазных обмоток А, В и С, выраженный в пазах, λ =120/ α =120/20 =6 паза.
На развернутой поверхности статора размечаем пазы (Z1 =54 ) и полюсные деления (2р =6 ), а затем размечаем зоны по q1 = 3 паза для всех фаз; при этом расстояние между зоной какой-либо фазы в одном полюсном делении и зоной этой же фазы в другом полюсном делении должно быть равно шагy обмотки у =9 пазов.
Далее отмечаем расстояние между началами фазных обмоток λ = 6 паза. Изображаем на схеме верхние и нижние пазовые стороны катушек фазы А (катушки 1, 2, 3, 10, 11, 12). Верхнюю сторону катушки 1(паз 1) лобовой частью соединяем с нижней стороной этой же катyшки (паз 10), которую, в свою очередь, присоединяем к верхней стороне катушки 2(паз 2). Верхнюю сторону катушки 2 также лобовой частью соединяем с нижней стороной этой же катушки (паз 11). Верхнюю сторону катушки 3 также лобовой частью соединяем с нижней стороной этой же катушки (паз 12). и получаем первую катушечную группу обмотки фазы А
Аналогично получаем вторую катушечную группу фазы А, состоящyю из последовательно соединенных катушек 10, 11 и 12. Катушечныe группы соединяем последовательно встречно, для чего К1А присоединяем к К2А. Присоединив начало первой катушечной группы С1 к выводу фазы А, а начало второй катушечной группы к выводу С4, получаем фазную обмотку А.
Приступаем к соединению пазовых сторон катушек фазы В: катушек 7, 8 и 9 (первая катушечная группа) и катушек 16, 17 и 18 (вторая катушечная группа).
Проделав то же самое с катушками фазной обмотки С и соединив катушечные группы этих фазных обмоток, так же как это было сделано в фазной обмотке А, получим фазные обмотки фазы В и фазы С. В окончательном виде развернутая схема трехфазной обмотки представлена в графической части.
3 Определение эффективных значений фазной и
линейной эдс первой, третьей,пятой и седьмой гармоники
Для определения ЭДС обмотки статора необходимо ЭДС катушки умножить на число последовательно соединенных катушек в фазной обмотке статора. Так как число катушек в катyшечной группе равно q1, а число катушечных групп в фазной обмотке равно 2р, то фазная обмотка статора содержит 2pq, катушек. Имея в виду, что число последовательно соединенных витков в фазной обмотке w1 = 2pq1wK , получим ЭДС фазной обмотки статора (В):
, (9)
, (10)
В этом выраженин koб.ν - обмоточный коэффициент для ν –ой гармоники, учитывающий уменьшение ЭДС ν –ой гармоники, наведенной в обмотке статора, обусловлеиное укорочением шага обмотки и ее распределением. Значение обмоточного коэффициента определяется произведением коэффициента укорочения kуν и распределения kpν, :
, (11)
Для обмоток с диаметральным шагом kоб = kр.
Согласно (9) и (10) получаем
Е11=4,44∙0,56∙50∙6∙1∙1∙0,936=698,18 В.
Е13=4,44∙0,062∙50∙6∙1∙1∙0,667=55,08 В.
Е15=4,44∙0,022∙50∙6∙1∙1∙0,094= 2,75 В.
Е17=0 В.
Определим значение фазной ЭДС обмотки статора:
В.
Что же касается линейной ЭДС