Файл: 10. 05. 2023 Коммуникативный и этический аспект культуры речи. План лекции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10.05.2023

Коммуникативный и этический аспект культуры речи.

План лекции:

  1. Качество хорошей речи( правильность, точность, логичность, выразительность, чистота, богатство, краткость, уместность употребления языковых средств).

  2. Слова паразиты нашей речи.

  3. Тропы и их разновидности. Фигуры речи.

  4. Речевой этикет: история и современность.

  5. Национальные особенности речевого этикета.



  1. Качество хорошей речи.

Правильность речи – соответствие нормам языка.

Точность речи - использование слов в соответствии с их значениями, соответствиями фактам.

Доступность речи – ясность, понятность, недвусмысленность.

Чистота речи – отсутствие в нашей речи лишних слов, чуждых литературному языку, в том числе по нравственно-этическим критериям(диалектизмы, жаргонизмы, концеляризмы, просторечные и нецензурные слова, слова-паразиты).

Логичность речи – соответствие текста законам логики, согласованность предложений и слов в тексте.

Уместность речи – подбор языковых средств, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения; соответствие речи функциональному стилю, теме, ситуации общения, обстановке речи, составу слушателей.

Выразительность речи – качество речи, которое служит для поддержания внимания и интересов аудитории. Выразительность опирается на богатство.

Богатсво речи – разнообразие.

  1. Слова паразиты.

  2. Тропы и их разновидности.

Тропы: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола, литота, синегдофа, алигория.

Фигуры речи: антитеза, анафора, градация, повтор, риторический вопрос, инверсия, аксюморон, многосоюзие, эллипсис, аллитерация (звукопись).

12.05.2023

Употребление сложных предложений

План лекции:

  1. Сложные предложения(состоящие из нескольких грамматических частей) в тексте законов;

Например: (какого, какой, чей, если, в случае).


2. Ошибки в сложных предложениях;

3. Смешение прямой и косвенной речи

Предикат – несколько придаточных определителей, нескольтко причастных обротов.

2) Ошибки:

-нарушение границ в предложениях(перемещание из одной части, в другую);

Пример: на сайте, которую кровать увидел, заказал ее. Правильно - (заказал кровать, которую увидел на сайте).

-информационная перегруженность;

Пример: опять получил двойку: прослушал все.

-смешение синтаксических конструкций;

Пример:подсудимый еще молодой человек, он является нашим сотрудником, только только создал семью.

-разнотипность частей сложного предложения;

-нарушение построения конструкций с предаточными определетелями();

Пример: ... Уткина, который пьянствовал в рабочее время, грубо обращался с подчиненными, по его вине погиб рабочий. Правильно – (по вине которого...).

-неправильный выбор союзов в СП;

Пример: Он не помнит, что была ли эта шапка у него в руке.

  1. Смешение прямой и косвенной речи.

Помошник следователя произнес: «Свидетель, входите в кабинет»;

«Свидетель, пройдите в кабинет»;

«Свидетель пройдите в кабинет,- произнес помошник следователя»;

«Свидетель,- произенс помошник следователя,- пройдите в кабинет»;

«Помошник следователя сказал, что свидетель может пройти в кабинет»;

«Помошник следователя попросил пройти в кабинет»;

«Помошник свидетеля сказал, что свидетель пройдите в кабинет»;

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1.Особенности современной речевой ситуации, англицизмы в нашей речи;

2.Диалекты: виды, особенности, значения;

3.Особенности речи Петербгургцев;

4.Просторечие;

5.Жаргоны и общенациональный слэнг;

6.Методы определения жанрово-стилевой природы текста;

Синтактическая норма. Порядок слов в предложениях

План лекции

Таблица:

Согласование подлежащего и сказуемого.

Единсвенное число

Множественное число

  1. Подлежащее выражено собирателньым существительным с количественным значением( большинство, меньшинсво, часть, ряд , и др.) Существительноес количественным значением, обозначающее неодущевленный предмет.

Пример: большинство журналов получено недавно.


  1. Обозначающее одушевленный предмет ( сказуемое подчеркивает активность действующих лиц)

Пример: большинство студентов сдали экзамен.

Пример: большинство студентов слушало( пассивность дейстсвий).

Пример: большинство студентов бегали( активность действий).

  1. Подлежащее выражено количественным числительным в сочетании с РП им. Существительного, обозначающего неодушевленный предмет.

Пример: семь контрольных еще не проверено.


2Подлежащее выражено количественным числительным в сочетании с РП им. Существительного, обозначающего одушевленный предмет.

Пример: семь студентов участвовали в соревнованиях.

Искл: первые шесть дней прошЛИ незаметно.

  1. Составные числительные на 1,21,31,41 и т.д.

Пример: двадцать один студент сдал сэссию на отлично.

3. Составные числительные на 2,3,4,22,32 и т.д.

Пример: двадцать два студента сдали сэссию на отлично.

  1. При однородных подлежащих предложениях с обратным порядком слов.
    Пример: в коридоре послышался шум и гам.




  1. При однородных подлежащих предложениях с прямым порядком слов.
    Пример: шум и гам послышались в коридоре.

  1. Если субъекты не равноправны в совершении действия.

Пример: брат с сестрой вышел гулять.

  1. Если субъекты не равноправны в совершении действия: производят дествия независимо друг от друга или одновременно.

Пример: брат с сестрой выиграли приз.


  1. Подлежащее имеет значение приблизительности.

Пример: более тысячи человек уволено с работы.




  1. Подлежащее оторвано от сказуемого.

Пример: ряд делегатов от разных партий участвовал в конференции.


7.  Подлежащее оторвано от сказуемого.

Пример: ряд делегатов от разных партий участвовали в конференции.


  1. При словах тысячи, миллион, миллиард.
    Пример: говорил он так, будто его слушала тысяча человек.

  1. При словах тысячи, миллион, миллиард.

Пример: его слушали миллионы.


  1. В предложениях с прямым порядком слов, где после подлежащего есть причастный оборот или придаточное определительное.

Пример: ряд фирм, подписавших договор не выполняют условия( которые подписали договор).


  1. В состав подлежащего входит существительное определенного( пара, дюжина, сотня) или не определенного( масса , прогпасть, уйма, куча, поток).

Пример: публики сегодня приходило целая бездна.











  1. Сказуемое выражено кратким прилагательным.

Пример: целый ряд сцен пьессы правдивый и интересный.


  1. При словах: всего, только, лишь, много, мало, ни много, ни мало, столько, сколько.

Пример: много портретов стояло на столе. Гостей приходило только трое.





  1. При словах: эти, все.

Пример: все 11 задолжников сидели перед деканом.



  1. Если в предложении есть слово «несколько», а подлежащее обозначает неодушевленный предмет.

Пример: прошло несколько часов с момента их встречи.

14. Если в предложении есть слово «несколько», а подлежащее обозначает одушевленный предмет.

Пример: заговорили сначала несколько человек.




Упражнения № 36,52,55.