Файл: 10. 05. 2023 Коммуникативный и этический аспект культуры речи. План лекции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10.05.2023
Коммуникативный и этический аспект культуры речи.
План лекции:
-
Качество хорошей речи( правильность, точность, логичность, выразительность, чистота, богатство, краткость, уместность употребления языковых средств). -
Слова паразиты нашей речи. -
Тропы и их разновидности. Фигуры речи. -
Речевой этикет: история и современность. -
Национальные особенности речевого этикета.
-
Качество хорошей речи.
Правильность речи – соответствие нормам языка.
Точность речи - использование слов в соответствии с их значениями, соответствиями фактам.
Доступность речи – ясность, понятность, недвусмысленность.
Чистота речи – отсутствие в нашей речи лишних слов, чуждых литературному языку, в том числе по нравственно-этическим критериям(диалектизмы, жаргонизмы, концеляризмы, просторечные и нецензурные слова, слова-паразиты).
Логичность речи – соответствие текста законам логики, согласованность предложений и слов в тексте.
Уместность речи – подбор языковых средств, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения; соответствие речи функциональному стилю, теме, ситуации общения, обстановке речи, составу слушателей.
Выразительность речи – качество речи, которое служит для поддержания внимания и интересов аудитории. Выразительность опирается на богатство.
Богатсво речи – разнообразие.
-
Слова паразиты. -
Тропы и их разновидности.
Тропы: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола, литота, синегдофа, алигория.
Фигуры речи: антитеза, анафора, градация, повтор, риторический вопрос, инверсия, аксюморон, многосоюзие, эллипсис, аллитерация (звукопись).
12.05.2023
Употребление сложных предложений
План лекции:
-
Сложные предложения(состоящие из нескольких грамматических частей) в тексте законов;
Например: (какого, какой, чей, если, в случае).
2. Ошибки в сложных предложениях;
3. Смешение прямой и косвенной речи
Предикат – несколько придаточных определителей, нескольтко причастных обротов.
2) Ошибки:
-нарушение границ в предложениях(перемещание из одной части, в другую);
Пример: на сайте, которую кровать увидел, заказал ее. Правильно - (заказал кровать, которую увидел на сайте).
-информационная перегруженность;
Пример: опять получил двойку: прослушал все.
-смешение синтаксических конструкций;
Пример:подсудимый еще молодой человек, он является нашим сотрудником, только только создал семью.
-разнотипность частей сложного предложения;
-нарушение построения конструкций с предаточными определетелями();
Пример: ... Уткина, который пьянствовал в рабочее время, грубо обращался с подчиненными, по его вине погиб рабочий. Правильно – (по вине которого...).
-неправильный выбор союзов в СП;
Пример: Он не помнит, что была ли эта шапка у него в руке.
-
Смешение прямой и косвенной речи.
Помошник следователя произнес: «Свидетель, входите в кабинет»;
«Свидетель, пройдите в кабинет»;
«Свидетель пройдите в кабинет,- произнес помошник следователя»;
«Свидетель,- произенс помошник следователя,- пройдите в кабинет»;
«Помошник следователя сказал, что свидетель может пройти в кабинет»;
«Помошник следователя попросил пройти в кабинет»;
«Помошник свидетеля сказал, что свидетель пройдите в кабинет»;
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
1.Особенности современной речевой ситуации, англицизмы в нашей речи;
2.Диалекты: виды, особенности, значения;
3.Особенности речи Петербгургцев;
4.Просторечие;
5.Жаргоны и общенациональный слэнг;
6.Методы определения жанрово-стилевой природы текста;
Синтактическая норма. Порядок слов в предложениях
План лекции
Таблица:
Согласование подлежащего и сказуемого.
Единсвенное число | Множественное число |
Пример: большинство журналов получено недавно. |
Пример: большинство студентов сдали экзамен. Пример: большинство студентов слушало( пассивность дейстсвий). Пример: большинство студентов бегали( активность действий). |
Пример: семь контрольных еще не проверено. | 2Подлежащее выражено количественным числительным в сочетании с РП им. Существительного, обозначающего одушевленный предмет. Пример: семь студентов участвовали в соревнованиях. Искл: первые шесть дней прошЛИ незаметно. |
Пример: двадцать один студент сдал сэссию на отлично. | 3. Составные числительные на 2,3,4,22,32 и т.д. Пример: двадцать два студента сдали сэссию на отлично. |
|
|
Пример: брат с сестрой вышел гулять. |
Пример: брат с сестрой выиграли приз. |
Пример: более тысячи человек уволено с работы. | |
Пример: ряд делегатов от разных партий участвовал в конференции. | 7. Подлежащее оторвано от сказуемого. Пример: ряд делегатов от разных партий участвовали в конференции. |
|
Пример: его слушали миллионы. |
Пример: ряд фирм, подписавших договор не выполняют условия( которые подписали договор).
Пример: публики сегодня приходило целая бездна. | |
|
Пример: целый ряд сцен пьессы правдивый и интересный. |
Пример: много портретов стояло на столе. Гостей приходило только трое. | |
|
Пример: все 11 задолжников сидели перед деканом. |
Пример: прошло несколько часов с момента их встречи. | 14. Если в предложении есть слово «несколько», а подлежащее обозначает одушевленный предмет. Пример: заговорили сначала несколько человек. |
Упражнения № 36,52,55.