Файл: Инструкция к практической работе 1 Тема Структура дисциплины и предметное содержание по модулям, разделам и темам Пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ №1

Тема 2.3. Структура дисциплины и предметное содержание по модулям, разделам и темам

Пояснительная записка

В рамках изучения темы 2.3. «Структура дисциплины и предметное содержание по модулям, разделам и темам» слушателям необходимо:

- ознакомиться с особенностями методологии проектирования «Обратный дизайн», согласно которой в основе проектирования дисциплины лежат результаты обучения;

- на практике отработать умения установления взаимосвязи планируемых результатов обучения и содержания разделов, тем дисциплины.

Название работы

«Отбор предметного содержания общеобразовательной дисциплины «Химия» с учетом запланированных результатов обучения»

Цели и задачи работы

Основной целью практической работы по теме 2.3. «Структура дисциплины и предметное содержание по модулям, разделам и темам» является совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области отбора и структурирования содержания общеобразовательной дисциплине «Химия» на основе планируемых предметных результатов.

Основными задачами практической работы по теме 2.3. «Структура дисциплины и предметное содержание по модулям, разделам и темам» являются:

1. Изучение Методики преподавания общеобразовательной дисциплины «Химия».

2. Отбор предметного содержания общеобразовательной дисциплины «Химия» с учетом запланированных результатов обучения.

3. Анализ трудоемкости общеобразовательной дисциплины «Химия» с учетом запланированных результатов обучения.

Краткое изложение теоретических основ работы

Дисциплина «Химия» является частью обязательной предметной области «Естественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО с учетом профиля профессионального образования. Химия, как правило, изучается на углубленном уровне в естественно-научном профиле. В иных профилях возможно изучение химии на базовом уровне.

В методике в структуре дисциплины предлагается выделить два модуля: базовый и профильный. Объем базового модуля рассчитан на 78 часов. Базовый модуль является инвариантной составляющей дисциплины и предполагает ее изучение на базовом уровне всеми обучающимися независимо от специальности/профессии.


Объем профильного модуля рассчитан на 39 часов. Профильный модуль является вариативной составляющей дисциплины. Его содержание зависит от профессиональных компетенций, которые формируются в рамках конкретной укрупненной группы специальностей и профессий.

На основе анализа ФГОС СПО определены два вариативных направления для профильного модуля:

● химические процессы и явления в биосфере (включает следующие направления, входящие в укрупненные группы специальностей/профессий: 31.00.00, 32.00.00, 33.00.00, 34.00.00, 35.00.00, 36.00.00, 54.00.00);

● химические процессы и явления в техносфере (включает следующие направления, входящие в укрупненные группы специальностей/профессий: 18.00.00, 19.00.00, 20.00.00, 38.00.00, 44.00.00).

Для определения содержания обучения и подходов к организации обучения по общеобразовательной учебной дисциплине «Химия» использована методология проектирования «Обратный дизайн», согласно которой в основе проектирования дисциплины лежат результаты обучения (далее - РО). Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины. Результаты обучения по дисциплине формулируются в виде описания действий, которые должны продемонстрировать обучающиеся по завершении обучения.

Результаты обучения закладывают основу учебного процесса по дисциплине, на базе которой впоследствии формируется:

‒ система учебной деятельности, направленная на достижение результатов обучения;

‒ система оценочных мероприятий, контролирующая достижение запланированных результатов обучения;

‒ система учебных материалов, необходимая для организации обучения.

Таким образом, результаты обучения являются основой для проектирования содержания образования по дисциплине и обеспечивают осознанный выбор методов, средств и технологий обучения.

Результаты обучения формулируются с учетом:

‒ ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО (общие и профессиональные компетенции);

‒ ориентации на профессиональную деятельность обучающихся и системно-деятельностный подход в процессе обучения.

Анализ ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) позволяет выделить 2 ключевых результата обучения (базовый и профильный модули), которые должны быть сформированы у обучающихся по итогам завершения изучения дисциплины.Ключевой результат обучения базового модуля декомпозируется на 5 подрезультатов на первом уровне декомпозиции, определяющих основную логическую структуру представления материала в рамках раздела. Второй и третий уровень декомпозиции определяет темы и тематическое содержание разделов дисциплины.



На основе описанной методики осуществлена декомпозиция запланированных результатов обучения дисциплины.

Наглядно результаты декомпозиции представлены в виде ментальной карты результатов обучения по дисциплине (https://www.mindomo.com/mindmap/ee26b521837846df83f285d952157e0a). Ментальная карта обеспечивает наглядный способ представления структуры дисциплины.

Связь результатов обучения и структуры дисциплины представлены также в Методической карте дисциплины (Приложение 2 к методике преподавания химии).

Порядок выполнения работы

1. Изучите методические материалы к теме:

- Методику преподавания общеобразовательной дисциплины «Химия»;

- Ментальная карта результатов обучения по дисциплине «Химия» ((https://www.mindomo.com/mindmap/ee26b521837846df83f285d952157e0a);

- Методическая карта дисциплины «Химия» (приложение 2 к Методике преподавания общеобразовательной дисциплины «Химия»).

2. Проанализируйте Методическую карту дисциплины «Химия».

На основании проведенного анализа Методической карты дисциплины заполните таблицу 1. Для этого:

- занесите в первую строку таблицы профессию/специальность и реквизиты ФГОС СПО, по которой вы работаете.

- внесите в таблицу результаты обучения, которые вы считаете необходимыми для выбранной профессии/специальности.

- отберите разделы и темы формирующие результаты и распределите учебные часы между разделами и темами дисциплины с учетом форм проведения занятий по каждой теме (лекции/практические (семинарские) занятия/лабораторные работы/самостоятельные работы).

В случае если вы считаете, что тема, включенная в Методическую карту дисциплины, является избыточной для данной профессии/специальности, поставьте «0» в каждой ячейке, соответствующей данной теме. Если, наоборот, какая-то тема отсутствует в таблице, добавьте ее в соответствующий раздел и выделите необходимое количество часов на ее изучение.

По завершении заполнения таблицы сделайте вывод о том, какие различия имеются в спроектированном вами содержании на основе методической карты и содержании, которое вы преподаете в настоящее время.
Таблица 1. «Отбор предметного содержания общеобразовательной дисциплины «Химия» с учетом запланированных результатов обучения»

Профессия/специальность 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях

по ФГОС СПО дл специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях

Результат обучения

Раздел

Тема

Трудоемкость, ч.

Лекции

Практики/ Лабораторные работы

Задания для самостоятельного выполнения

Примечания, комментарии

  • личностных:

- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной хими­ческой науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятель­ности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из­бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли хи­мических компетенций в этом;

- умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

  • метапредметных:

- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипо­тез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон хи­мических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость стал­киваться в профессиональной сфере;

- использование различных источников для получения химической информа­ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

предметных:

сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функ­циональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

- сформированность собственной позиции по отношению к химической инфор­мации, получаемой из разных источников.


Органическая химия




12

21

Подготовка устных выступлений по за­данным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использова­нием информационных технологий. Решение расчетных задач, составление уравнений химических реакций

ОК 1-

ОК 11

Неорганическая химия




13

25




Итого

15

46

54






ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Важнейшие химические понятия

Умение давать определение и оперировать следующими хи­мическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицатель­ность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярно­го и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восста­новитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реак­ции, скорость химической реакции, катализ, химическое равно­весие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология

Основные законы химии

Формулирование законов сохранения массы веществ и постоян­ства состава веществ.

Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современ­ной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров эле­мента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.

Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева

Основные теории химии

Установка зависимости свойств химических веществ от строе­ния атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и отно­сительности этой типологии.

Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строе­ния кристаллических решеток.

Формулировка основных положений теории электролитиче­ской диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Формулировка основных положений теории химического строе­ния органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений

Важнейшие вещества и материалы

Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме­нения важнейших металлов (1А и II А групп, алюминия, желе­за, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений.

Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме­нения важнейших неметаллов (VIII А, VI^, V^ групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме­нения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей. Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксус­ной кислоты, для естественно-научного профиля представите­лей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс

Химический язык и символика

Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.

Название изученных веществ по тривиальной или международ­ной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помо­щью химических формул.

Отражение химических процессов с помощью уравнений хими­ческих реакций

Химические реакции

Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элемен­тов, образующих вещества.

Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии. Классифицикация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса.

Объяснение зависимости скорости химической реакции и поло­жения химического равновесия от различных факторов

Химический экспери­мент

Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности.

Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента

Химическая информа­ция

Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в раз­личных формах

Расчеты по химическим формулам и уравнениям

Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравне­ниям

Профильное и профес­сионально значимое содержание

Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Определение возможностей протекания химических превраще­ний в различных условиях.

Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окру­жающей среде.

Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и ток­сичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на про­изводстве.

Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников


Критерии оценивания практической работы № 1: 

  1. Определена профессия/специальность и указан ФГОС СПО. Определены результаты обучения и соответствующие им разделы и темы по всей ОД.

  2. Определена трудоемкость лекционных, практических и лабораторных занятий во всем темам дисциплины. 

  3. Определена трудоемкость выполнения обучающимися заданий для самостоятельного выполнения во всех темах курса.

  4. При исключении или добавлении тем дано обоснование в столбце «Примечания, комментарии»

  5. Сделан вывод о содержании дисциплины.

«Зачтено» – выполнено не менее 3 критериев.