Файл: Инструкция к практической работе 1 Тема Структура дисциплины и предметное содержание по модулям, разделам и темам Пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ №1
Тема 2.3. Структура дисциплины и предметное содержание по модулям, разделам и темам
Пояснительная записка
В рамках изучения темы 2.3. «Структура дисциплины и предметное содержание по модулям, разделам и темам» слушателям необходимо:
- ознакомиться с особенностями методологии проектирования «Обратный дизайн», согласно которой в основе проектирования дисциплины лежат результаты обучения;
- на практике отработать умения установления взаимосвязи планируемых результатов обучения и содержания разделов, тем дисциплины.
Название работы
«Отбор предметного содержания общеобразовательной дисциплины «Химия» с учетом запланированных результатов обучения»
Цели и задачи работы
Основной целью практической работы по теме 2.3. «Структура дисциплины и предметное содержание по модулям, разделам и темам» является совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области отбора и структурирования содержания общеобразовательной дисциплине «Химия» на основе планируемых предметных результатов.
Основными задачами практической работы по теме 2.3. «Структура дисциплины и предметное содержание по модулям, разделам и темам» являются:
1. Изучение Методики преподавания общеобразовательной дисциплины «Химия».
2. Отбор предметного содержания общеобразовательной дисциплины «Химия» с учетом запланированных результатов обучения.
3. Анализ трудоемкости общеобразовательной дисциплины «Химия» с учетом запланированных результатов обучения.
Краткое изложение теоретических основ работы
Дисциплина «Химия» является частью обязательной предметной области «Естественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО с учетом профиля профессионального образования. Химия, как правило, изучается на углубленном уровне в естественно-научном профиле. В иных профилях возможно изучение химии на базовом уровне.
В методике в структуре дисциплины предлагается выделить два модуля: базовый и профильный. Объем базового модуля рассчитан на 78 часов. Базовый модуль является инвариантной составляющей дисциплины и предполагает ее изучение на базовом уровне всеми обучающимися независимо от специальности/профессии.
Объем профильного модуля рассчитан на 39 часов. Профильный модуль является вариативной составляющей дисциплины. Его содержание зависит от профессиональных компетенций, которые формируются в рамках конкретной укрупненной группы специальностей и профессий.
На основе анализа ФГОС СПО определены два вариативных направления для профильного модуля:
● химические процессы и явления в биосфере (включает следующие направления, входящие в укрупненные группы специальностей/профессий: 31.00.00, 32.00.00, 33.00.00, 34.00.00, 35.00.00, 36.00.00, 54.00.00);
● химические процессы и явления в техносфере (включает следующие направления, входящие в укрупненные группы специальностей/профессий: 18.00.00, 19.00.00, 20.00.00, 38.00.00, 44.00.00).
Для определения содержания обучения и подходов к организации обучения по общеобразовательной учебной дисциплине «Химия» использована методология проектирования «Обратный дизайн», согласно которой в основе проектирования дисциплины лежат результаты обучения (далее - РО). Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины. Результаты обучения по дисциплине формулируются в виде описания действий, которые должны продемонстрировать обучающиеся по завершении обучения.
Результаты обучения закладывают основу учебного процесса по дисциплине, на базе которой впоследствии формируется:
‒ система учебной деятельности, направленная на достижение результатов обучения;
‒ система оценочных мероприятий, контролирующая достижение запланированных результатов обучения;
‒ система учебных материалов, необходимая для организации обучения.
Таким образом, результаты обучения являются основой для проектирования содержания образования по дисциплине и обеспечивают осознанный выбор методов, средств и технологий обучения.
Результаты обучения формулируются с учетом:
‒ ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО (общие и профессиональные компетенции);
‒ ориентации на профессиональную деятельность обучающихся и системно-деятельностный подход в процессе обучения.
Анализ ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) позволяет выделить 2 ключевых результата обучения (базовый и профильный модули), которые должны быть сформированы у обучающихся по итогам завершения изучения дисциплины.Ключевой результат обучения базового модуля декомпозируется на 5 подрезультатов на первом уровне декомпозиции, определяющих основную логическую структуру представления материала в рамках раздела. Второй и третий уровень декомпозиции определяет темы и тематическое содержание разделов дисциплины.
На основе описанной методики осуществлена декомпозиция запланированных результатов обучения дисциплины.
Наглядно результаты декомпозиции представлены в виде ментальной карты результатов обучения по дисциплине (https://www.mindomo.com/mindmap/ee26b521837846df83f285d952157e0a). Ментальная карта обеспечивает наглядный способ представления структуры дисциплины.
Связь результатов обучения и структуры дисциплины представлены также в Методической карте дисциплины (Приложение 2 к методике преподавания химии).
Порядок выполнения работы
1. Изучите методические материалы к теме:
- Методику преподавания общеобразовательной дисциплины «Химия»;
- Ментальная карта результатов обучения по дисциплине «Химия» ((https://www.mindomo.com/mindmap/ee26b521837846df83f285d952157e0a);
- Методическая карта дисциплины «Химия» (приложение 2 к Методике преподавания общеобразовательной дисциплины «Химия»).
2. Проанализируйте Методическую карту дисциплины «Химия».
На основании проведенного анализа Методической карты дисциплины заполните таблицу 1. Для этого:
- занесите в первую строку таблицы профессию/специальность и реквизиты ФГОС СПО, по которой вы работаете.
- внесите в таблицу результаты обучения, которые вы считаете необходимыми для выбранной профессии/специальности.
- отберите разделы и темы формирующие результаты и распределите учебные часы между разделами и темами дисциплины с учетом форм проведения занятий по каждой теме (лекции/практические (семинарские) занятия/лабораторные работы/самостоятельные работы).
В случае если вы считаете, что тема, включенная в Методическую карту дисциплины, является избыточной для данной профессии/специальности, поставьте «0» в каждой ячейке, соответствующей данной теме. Если, наоборот, какая-то тема отсутствует в таблице, добавьте ее в соответствующий раздел и выделите необходимое количество часов на ее изучение.
По завершении заполнения таблицы сделайте вывод о том, какие различия имеются в спроектированном вами содержании на основе методической карты и содержании, которое вы преподаете в настоящее время.
Таблица 1. «Отбор предметного содержания общеобразовательной дисциплины «Химия» с учетом запланированных результатов обучения»
Профессия/специальность 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях по ФГОС СПО дл специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях | ||||||
Результат обучения | Раздел | Тема | Трудоемкость, ч. | |||
Лекции | Практики/ Лабораторные работы | Задания для самостоятельного выполнения | Примечания, комментарии | |||
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами; - готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом; - умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; - использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; • предметных: сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; - владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; - владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; - сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; - владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; - сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. | Органическая химия | | 12 | 21 | Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий. Решение расчетных задач, составление уравнений химических реакций | ОК 1- ОК 11 |
Неорганическая химия | | 13 | 25 | |||
| Итого | 15 | 46 | 54 | |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Важнейшие химические понятия | Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология |
Основные законы химии | Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева |
Основные теории химии | Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений |
Важнейшие вещества и материалы | Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (1А и II А групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII А, VI^, V^ групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей. Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс |
Химический язык и символика | Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций |
Химические реакции | Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества. Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии. Классифицикация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса. Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов |
Химический эксперимент | Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента |
Химическая информация | Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах |
Расчеты по химическим формулам и уравнениям | Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям |
Профильное и профессионально значимое содержание | Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве. Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников |
Критерии оценивания практической работы № 1:
-
Определена профессия/специальность и указан ФГОС СПО. Определены результаты обучения и соответствующие им разделы и темы по всей ОД. -
Определена трудоемкость лекционных, практических и лабораторных занятий во всем темам дисциплины. -
Определена трудоемкость выполнения обучающимися заданий для самостоятельного выполнения во всех темах курса. -
При исключении или добавлении тем дано обоснование в столбце «Примечания, комментарии» -
Сделан вывод о содержании дисциплины.
«Зачтено» – выполнено не менее 3 критериев.