Файл: Тесты по изучаемым темам. Для студентов медицинских и фармацевтических вузов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
понятие, характеризующее специфически человеческий тип обмена веществ с природой: процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.
НАДСТРОЙКА – совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений определенного общества.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО – единство материального и духовного производства, главной целью которого является производство личности определенного социального типа.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – тип общества на определенной ступени исторического развития, цельная социальная система, функционирующая и развивающаяся по своим специфическим законам на основе данного способа производства.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процесс их экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни и деятельности.
ОБЩЕСТВО – специфическая форма движения материи, обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, диалектическое единство экономической, социальной, политической, духовной сфер общественной жизни человека, обеспечиваемое системой общественных отношений.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА – область общественной жизни, охватывающая отношения людей и их социальных общностей по поводу завоевания, удержания, использования публичной власти и влияния на нее.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – силы, обеспечивающие материальное производство, люди, как носители производственной деятельности (обладающие производственными навыками, опытом, знаниями, мотивами, стимулами и т.д.).
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – экономические, материальные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и движения произведенного продукта от производства до потребления, включая отношения обмена деятельностью и распределение материальных благ.
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенных типов обществ.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами. Охватывает интересы классов и социальных групп, наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга и характеризует взаимосвязь всех сфер общественной жизни.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – категория, характеризующая конкретный вид материального производства, осуществляемого в исторически определенных формах общественных отношений, единство производительных сил и производственных отношений.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА – понятие, характеризующее экономическую жизнь общества, экономический строй, всю систему экономических отношений, процесс трудовой деятельности людей по преобразованию природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.


ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ. РОЛЬ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ


ПЛАН





  1. Рациональность как социокультурная проблема.

  2. Научно-технический прогресс; его воздействие на человека.

  3. Исторические этапы развития науки и техники.

  4. Научные революции: от классической к постнеклассической науке.

  5. Роль научной рациональности и ответственность ученых за судьбы мира.



ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ



1. Философия техники (Ортега – и – Гассет, Ясперс, Хайдеггер).

2. Эволюция техники (Ортега – и – Гассет).

3. Наука как планетарное явление (Вернадский).

4.Современный техницизм и сети «интернета».

5. Воинствующая моральность науки (Ч.Сноу).

6. Культурные истоки науки (Голдстейн).

7. Наука у предела и ее профанация (Хейзинга).

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ


Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2013.

Кохновский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии М.: КноРус, 2013.

Кохновский В.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия. Конспект лекций. М.: КноРус, 2013.

Липский Б.И., Марков Б.В. Философия. М.: Юрайт, 2013

Философия Под. Ред. Зотов А. П.: Проспект, 2013.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия. М.: Высшее образование, 2009.

Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2008.

Введение в философию. Учебник для ВУЗов./Под ред. И.Т.Фролова. М.,1983.
ЛИТЕРАТУРА
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М.: Инфра-М. 2009.

Философия: энциклопедический словарь. М.: Гпрдарики. 2009.

Новая философская энциклопедия, в 4-х т. М. 2000-2001.

Степин В.С., Горохов А.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1997.


Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991

Вернандский В. Избранные труды. М., 1993.

Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

Виргинский В.С. Хотеенков В.С. Очерки истории науки и техники. М., 1993.

Кестнер А. Дух в машине // Вопросы философии. 1993.- № 10.

Купцов В.И. Не погибнет ли человечество от разума. Драма обновления. М., 1990.

Новая технократическая волна на Западе. М., 1983.

Ортега – и – Гассет Х. Размышления о технике // В.Ф. 1993. №10.

Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в ХХ веке. М., 1990.

Ракитов А.А. Философия компьютерной революции. М.,1991.

Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994.

1. Рациональность как социокультурная проблема.
Индустриализация общества вызвала в общественном сознании, в философии и социологии, глубокий интерес к рациональности. Что такое рациональность, в чем ее существо насколько она важна для познания и практики? Можно ли рациональность отнести исключительно к науке, рассматривая ее как воплощение разума, или же надо говорить о рациональности всех видов деятельности, в том числе и религиозной? Обычно рациональность противопоставляют иррациональности, которую понимают как логическую невыразимость духовного опыта, эмоциональность или нормативность, а также как хаотичность функционирования техники, экономики и политики в обществе.


В отличие от иррациональности рациональность есть совокупность процедур и инструментов интеллектуальной деятельности, обеспечивающих точность и достоверность результатов научного исследования. Это распространенное понимание того, что такое рациональность. Но ее также определяют и как способность к логически непротиворечивому, последовательно организованному на основе логических законов выражению духовной деятельности (нравственной, художественной, религиозной, философской и т.д.).

В этой связи следует отметить, что рациональность прежде всего связывается с целенаправленностью человеческой деятельности. Она также напрямую относится и к средствам достижения цели. Научный анализ претендует на наиболее эффективный и кратчайший путь к задуманному. Что касается самих целей, то нет такого научного способа определить, какая цель верна, а какая – нет. Логика лишь помогает очистить цель от несобранности, но не избавляет от риска.

Необходимо указать, что иррациональна и сама абсолютизация рационального. Разум должен видеть собственные границы. Они, конечно, условны, подвижны, относительны, но они существуют. Рациональность исторична. Поскольку рациональность рассматривается как способность подвергать выбор средств и достижение цели логическому и эмпирическому анализу, постольку сам выбор оказывается относительным. Что является рациональным для одного человека, может быть иррациональным для другого, вынужденного согласовывать цель с несколько иной системой ценностей, нормативных соображений.

Исторически философский анализ рациональности убеждал, что содержание разума формирует сама практика использования науки. А эта практика состояла в четкой постановке проблемы, определении цели научного поиска, выбора методов достижения цели. Сами же достижения науки рассматривались в плане их применимости в технике и экономике, в организации производства и общественной жизни. В конечном счете все это замыкалось на создании общества массового производства и потребления. Такое общество рисовалось вполне разумным, так как оно, с одной стороны, гарантировало получение прибыли, удовлетворение личных амбиций, а с другой – массовое потребление, общественное благополучие.

Следствием классического понимания рациональности явилась ее методологическая интерпретация. Ее суть – в следующем. Поскольку наука – квинтэссенция рациональности, постольку должен существовать рациональный метод открытий. Открытие – это цель научного исследования, а к цели должны вести рациональные средства. В науке нет места для иррационального. В конечном счете, методологическая интерпретация рациональности вылилась в спор между «индуктивистами» и сторонниками гипотетико-дедуктивного метода. Спор этот завершился признанием того, что ни индукция сама по себе, ни гипотетико–дедуктивный метод сам по себе не обеспечивают автоматическое достижение цели и не выражают всей полноты науки.


Наука не может обойтись без интуиции и творческого воображения. Исследователь не должен полагаться только на рациональные методы познания. Чувственные образы, игра фантазии, вдохновение и даже сны сопровождают творческую работу ученого. В исследовании роли сознательного и бессознательного тесно переплетены, а грань между рациональным и иррациональным подвижна.

Вспыхнувший далее спор между «интерналистами», признающими только внутренние стимулы и двигатели развития науки, и «экстерналистами», бравшими науку во всем контексте социального развития, завершился обсуждением того, что можно ли культуру свести к науке? Естественно, что такой спор поставил проблему рациональности в центр культуры.

Уже Ф. Ницше и А. Бергсон показали, что у разума относительная ценность. Для людей важное значение имеют воля и влечения, их биологическое начало. И сама нравственность не может быть построена исключительно на расчете. Гуманизм требует уважения человека, что заставляет вносить коррективы в рациональность. Социокультурное понимание рациональности, во-первых, предполагает подход к ней как к ценности, а не как к априорной характеристике человеческого сознания, а тем более не как выражению божественного порядка в мире; во-вторых, такое понимание ставит рациональность в круг общественно принятых ценностей и предполагает их сопоставление; и, в третьих, сама рациональность рассматривается исторически.
2. Научно-технический прогресс; его воздействие на человека.
Современная цивилизация, взятая глобально, всепланетно, рассматривается целостно, в отвлечении от ее внутреннего многообразия. Наиболее распространено ее обозначение как техногенный тип индустриальной цивилизации. Такое истолкование рубежа, достигнутого человечеством на исходе ХХ столетия, лежит в русле социально-философского рационалистического истолкования истории. Эта идея (в основном разработанная западной философией) отлична и от того формационного подхода, который был задан классическим марксизмом. В современных условиях правомерно использовать в качестве сущностной характеристики эпохи понятия: «техногенный мир», «индустриальная цивилизация».

Модель исторического движения трактуется следующим образом: традиционное - индустриальное – постиндустриальное, информационное - экологическое общество. Эта модель хорошо работает для выяснения сути и характеристик науки и техники, как важнейших детерминант общественной жизни наших дней. Сейчас «философия техники», «философия науки» сформировались как относительно самостоятельные области теоретического поиска, не менее значимые, чем традиционные онтология и гносеология.