Файл: Тесты по изучаемым темам. Для студентов медицинских и фармацевтических вузов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НАУКА – (греч. episteme, лат. scientia) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
НООСФЕРА – с появлением человека разумного и развитием человеческого общества биосфера постепенно переходит в ноосферу. Согласно Вернадскому, человечество, овладевая законами природы и развивая технику, все более преобразует природу соответственно своим потребностям, и потому ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению, чему способствует выход человека в космос и проникновение в глубины планеты.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ – разумный, отправляющийся от разума, осуществляющийся благодаря разуму; соответствующий разуму, целесообразный, практический, вполне осмысленный.
ТЕХНИКА – (от греч. techne – искусство, мастерство) – способ добиваться чего-либо, достигать, осуществлять; в самом широком смысле слова – совокупность средств человеческой деятельности, направленная на изменение данного соответственно человеческим потребностям и желаниям.

Перспективы цивилизации и глобальные проблемы современности
ПЛАН




  1. Общая характеристика глобальных проблем

  2. Предотвращение термоядерной войны.

  3. Преодоление отсталости развивающихся стран – узловая проблема современности

  4. Демографические проблемы человечества.

  5. Современная специфика экологических проблем


Темы рефератов


  1. Мировая экологичекая ситуация конца XX века.

  2. Духовное состояние человечества конца XX века.

  3. Футурология как возможность предсказания будущего

  4. Здоровье и окружающая среда.




УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ


Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2013.

Кохновский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии М.: КноРус, 2013.

Кохновский В.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия. Конспект лекций. М.: КноРус, 2013.

Липский Б.И., Марков Б.В. Философия. М.: Юрайт, 2013

Философия Под. Ред. Зотов А. П.: Проспект, 2013.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия. М.: Высшее образование, 2009.

Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2008.

Введение в философию. Учебник для ВУЗов./Под ред. И.Т.Фролова. М.,1983.
ЛИТЕРАТУРА
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М.: Инфра-М. 2009.

Философия: энциклопедический словарь. М.: Гпрдарики. 2009.

Новая философская энциклопедия, в 4-х т. М. 2000-2001.


Кризис современной цивилизации. Сборник обзоров / Под редакцией Ф.И. Гиренок. - 1992

Основы философии; Учебное пособие для вузов /Рук. автор. кол. и отв. ред. Е.В. Попов.- М.: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 1997.
1. Общая характеристика глобальных проблем.
Ныне на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и с конца 60-х гг. ХХ столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких острейших жизненных проблем на исходе нашего века, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которое сами, в свою очередь, может быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.

К глобальным проблемам в первую очередь относится следующее:

  • предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основе консенсуса их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности;

  • преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, устранение во всем мире экономической отсталости, ликвидации голода, нищеты и неграмотности, в которые ввергнуты сейчас многие сотни миллионов людей;

  • обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами, как возобновляемыми, так и невозобновляемыми, включая продовольствие, сырье и источники энергии;

  • преодоление экологического кризиса, порождаемого катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу, сопровождающимися загрязнением окружающей природной среды (атмосферы, почвы, водных бассейнов) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

  • прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва»), осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах, а также преодоление демографического кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости, который значительно ниже уровня, обеспечивающего простую смену поколений, что сопровождается резким постарением населения и угрожает этим странам депопуляцией;

  • своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное, эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.


Таковы наиболее важные и настоятельные глобальные проблемы современной эпохи, перед лицом которых оказалось человечество на пороге нового тысячелетия своей истории. Список глобальных проблем, конечно, не исчерпывается перечисленными выше; многие ученые как в нашей стране, так и за рубежом с определенным основанием включают в него и другие: международный терроризм, распространение наркомании, распространение СПИДа, проблемы здравоохранения, а также проблемы образования и социального обеспечения, культурного наследия и нравственных ценностей и т.д.

Принципиальное значение, впрочем, имеет не составление сколько-нибудь исчерпывающего списка глобальных проблем, а выявление их происхождения, характера и особенностей, а главное – поиски научно обоснованных и реалистических в практическом отношении способов их решения.
2. Предотвращение мировой ядерной войны – главная общечеловеческая проблема.
Во все исторические эпохи войны накладывали отпечаток на развитие общества. Но с некоторого времени над миром нависла военная угроза, подобной которой не было никогда прежде. От решения проблемы войны и мира ныне зависят жизнь многих сотен миллионов людей, судьбы целых стран и народов, всего человечества. Появление принципиально новых средств и способов вооруженной борьбы превратило в потенциальный театр военных действий весь земной шар. Новая мировая война, если ее не предотвратить, грозит неслыханными бедствиями. Применение чудовищных средств массового поражения, созданных в результате НТР, вызвало бы колоссальные жертвы, превращало бы в руины крупнейшими центры мирового пространства и мировой культуры. Факторы последнего времени, повышающие степень оптимизма нашего существования:

  • Устранение положения деления мира на два социально-экономических и политических лагеря и их конфронтации.

  • Все более тесное сотрудничество и взаимопонимание ведущих ядерных держав в вопросах войны и мира на уровне глав государств, правительств и военных ведомств. (В качестве примера можно выделить перенацеливание межконтинентальных баллистических ядерных ракет, совместные воинские учения и совместное участие в миротворческих акциях в различных горячих точках планеты).

  • Все большее расширение культурных связей между различными регионами и нациями, что обеспечивает лучшее понимание друг друга у представителей этих народов, что, в свою очередь, способствует снижению стериотипичности мышления и постепенному «развенчиванию» образа врага.

  • Работа принципа «равновесия страха».



3. Преодоление отсталости развивающихся стран – узловая проблема современности.
Современные развивающиеся страны возникли на обломках колониальной системы империализма. Развивающиеся страны представляют собой крупнейшую часть современного мира, в них проживает более половины населения нашей планеты. Эти страны испытывают последствия многовековой отсталости и глубочайших пережитков родо-племенных отношений, рабства и феодализма, на которые длительное время наслаивались оковы колониального гнета.

Отсталые общественные отношения преобладают в подавляющем большинстве освободившихся стран, препятствующих их развитию. Большинство жителей при слабом развитии там обрабатывающей промышленности и производственной инфраструктуры занято в аграрно-сырьевом секторе хозяйства. Для национальной экономики этих стран, многие их которых располагают богатейшими минеральными и энергетическими ресурсами, характерны низкий научно-технический уровень, преимущественно экспортная ориентация сырьевого производства, высокая степень экономической зависимости от иностранных монополий, очень большая и быстро возрастающая внешняя финансовая задолженность.

В развивающихся странах более полумиллиарда людей голодает, 20-25 млн. детей умирает каждый год, почти половина населения не может удовлетворить даже свои элементарно необходимые жизненные потребности. Эта отсталость резко констатирует с новыми возможностями развития человечества в эпоху НТР. Действительно, именно сейчас, когда человечество достигло столь многого, когда наука могущественна, анахронизмом выглядит то положение, в котором прозябают сотни миллионов жителей Азии, Африки и Латинской Америки.

Возникает вопрос: что же будет дальше? Возможно ли вообще нормальное развитие человеческого общества, если все большая часть жителей планеты оказывается за чертой приемлемого человеческого существования? Это глобальная проблема, это вопрос о перспективах развития всего человечества. Образовавшийся, таким образом, «дуализм» положения человечества все сильнее сказался не только в экономике, но и в политике. Было бы в высшей степени неразумно закрывать глаза на политические, идеологические и морально-этические опасности, проистекающие из сохранения и усугубления нынешнего положения развивающихся стран.


Речь идет, прежде всего, о росте «отчужденности» развивающегося мира и последствиях этого явления. При всей дифференциации, при всем огромном различии между группами развивающихся стран по множеству показателей, начиная от размера дохода в расчете на душу населения и кончая типами культуры и цивилизации, есть нечто, что их объединяет, что делает возможным их совместную борьбу за новый международный экономический порядок. И это нечто – осознание своего неравноправного положения перед лицом мощных и богатых «партнеров» в мировом хозяйстве, равно как и понимание того, что лишь солидарность дает шанс на избавление от подчиненного, дискриминационного положения. Однако, отсюда один шаг до стремления не только к принципиальному изменению общественно-экономического строя, но и к сохранению и расширению «модернизированного» национализма. Национализм – естественное знамя антиколониального движения; но подобно тому, как в реальной жизни часто трудно провести грань между национализмом, патриотизмом, шовинизмом, нелегко в «постколониальных» условиях отделить антиимпериалистический национализм от «национализма третьего мира», отражающего ощущения того, что все богатые и развитые нации чужды и даже враждебны «бедными и слабым».
4. Демографические проблемы человечества.
С середины нашего столетия происходит беспрецедентный в истории человечества как по типам, так и в абсолютных величинах рост численности мирового населения. Общее представление об этом дают следующие статистические данные: в 1800 г. на земном шаре жило 952 млн. человек; на протяжении всего XIX в. численность мирового населения увеличилось на 700 млн., достигнув в 1900 г. 1656 млн.; за первую половину ХХ в оно возросло уже на 845 млн. и составило в 1950 г. 2,5 млрд.; в последующие три десятилетия оно стремительно увеличилось на 2 млрд., т.е. значительно больше, чем в предшествующие полтора столетия, достигнув в 1980 г. 4,4 млрд. по мнению экспертов ООН, к 2025 г. население мира может достичь 8,5 млрд. человек.

Современный демографическая ситуация представляет собой глобальную проблему прежде всего потому, что стремительный рост населения происходит в странах Азии, Африки и Латинской Америки, доля которых в мировом населении уже превышает 2/3, а к концу столетия приблизилась к 4/5. Вместе с тем, эти страны вследствие своей экономической, социальной отсталости меньше всего способны обеспечить свое удваивающееся каждые 20-30 лет население продовольствием, а также другими материальными и культурными благами, дать хотя бы элементарное образование подрастающему поколению и предоставить работу населению в трудоспособном возрасте.