Файл: Тесты по изучаемым темам. Для студентов медицинских и фармацевтических вузов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мировоззрение – образование интегральное. В нем принципиально важна связь его компонентов, их «сплав». И как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.

Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения людей.

В составе мировоззрения выделяют мироощущение и миропонимание.
А) Мироощущение и миропонимание.

В различных формах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально –психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно–интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

«Коэффициент интеллектуальности» мировоззрений различен. Неодинакова также степень их эмоциональной насыщенности. Но так или иначе, мировоззрение включает в себя оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрений не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение – не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие чувства.

Различные сочетания чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистическим или мрачным, пессимистическим; эгоистическим или полным душевной щедрости, заботы о других; счастливым или несчастным и т.д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, материального достатка, национальные особенности, тип культуры, темперамент, возраст, состояние здоровья и пр. (Например, мироощущение богатого и бедного, человека полного сил и безнадежно больного).

Разум и чувства входят в «ткань» мировоззрения не обособленно, а во взаимосплетении, кроме того, они сочетаются с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере, его узловые моменты, его основа, по сути, всегда тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений.
Убеждения – взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений – так велика их побудительная сила – люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.

Важное условие (и показатель) переплавки взглядов в убеждения – возрастающая степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической, жизненной, познавательной несомненности (или очевидности), т.е. вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.

Существенная роль убеждения в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже неверием. Сомнение – обязательный момент самостоятельно осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней (без внутренней критичности, собственного анализа) называется догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории причиной большой крови и тяжких бед. (Известна поговорка: «Дорога в ад вымощена благими намерениями». Ничто человечеству, как это ни странно, не принесло столько вреда, как самые благие намерения, навязываемые насильно.) Важную роль в расшатывании догм играет здоровое сомнение, вдумчивость, критичность; но при нарушении меры они могут породить другую крайность – скептицизм, т.е. неверие ни во что, утрату всяких идеалов.

В мировоззрении реально различимы – по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов также повседневно-практический и теоретический уровни.
Б) Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание.

Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять важное значение и в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на «здравом смысле», обширном и многообразном повседневном опыте. Их нередко называют «жизненной философией». Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себе мироощущение и умонастроение широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально «работающим» сознанием.



Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны – по характеру образования, уровню интеллекта, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям – его носители. Отсюда широта диапазона «жизненной философии» – от самых примитивных, отсталых обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещенного «здравого смысла», «трезвой», разумной жизненной ориентации в среде ученых, художников, политиков и др.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков» , убедительный жизненный опыт, навыки, традицию, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (расовых, националистических и др.), современных «мифов» (например, вульгарно трактуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, (не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп).

Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, системностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях «захлестывать разум», обнаруживая дефицит здравого смысла. И наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности.

Решение подобных задач осуществляется уже на другом, теоретическом, уровне миропонимания, к которому принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов миропонимания, философские взгляды претендуют на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

Однако, рассмотренная нами градация «обыденное – теоретическое» недостаточна для понимания своеобразия философского мировоззрения. Необходимо также определить место философии среди других социально-исторических типов мировоззрения.
2. Истоки философии.

Для понимания того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Есть путь, по которому когда-то пришло к философии человечество.


А) Мифология


Мифология (от греч. mifos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – форма общественное сознание, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы многообразны. Но ряд основных мотивов и тем в них повторяется. Много мифов разных стран посвящено космическим темам. Они заключают в себе попытки ответить на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.

Наряду с интересом к происхождению мира много внимания уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – добыванию огня, изобретению ремесел, земледелии, обычаях, обрядах. У развитых народов мира мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования. (В более позднем литературном изложении они представлены в древнегреческой «Илиаде», индийской «Рамаяне», карелофинской «Калевале» и др.).

Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человечества. Миф выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая), универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов.

Интеллектуальное своеобразие мифа проявилось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного. Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую, образную картину мира, сочетающую реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.