Файл: Тесты по изучаемым темам. Для студентов медицинских и фармацевтических вузов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Миф выполнял многообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключает в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешение противоречий, внутреннее согласие человеческой жизни. Через эпос, сказки, легенды, исторические предания, мифологические образы и сюжеты вошли в гуманитарную культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру.

С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны рождения и смерти – конкретные вопросы всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия.
Б) Религия.

Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов. Природа религиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнего времени его оценка в нашей литературе крайне упрощалась и огрублялась: оно истолковывалось просто как система «невежественных» представлений о мире и человеке.

Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога – высшего существа, достойного поклонения. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. По аналогии с отношением «отец-сын» бог мыслится как владыка и одновременно заступник, спаситель человека. Бог мыслится и как блюститель обычая традиции, нравственности, связующих людей культурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое желание умилостивить богов, призвать их в помощники сочетается с бескорыстным их почитанием, стремлением следовать высокому образцу. С усилением этого момента связано развитие в рамках религиозного сознания – на высших его ступенях – этических представлений, идеалов и норм. Религиозно-этическое отношение к божеству нередко придает вере светлый, чистый характер, способствуя формированию высоких общечеловеческих ценностей.


Родственность, близость философии и религии состоит в том. что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие общие задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли лишь малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Для философской мысли характерно свободомыслие. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно во все времена были способны только наиболее образованные, интеллектуально развитые, сильные духом люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников.
3. Понятие мудрости. Философия как форма общественного сознания.
В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума.

При обсуждении этого вопроса необходимо остановиться на многогранности понятия «мудрость». Здесь же уместно провести анализ термина «философия», подразумевающую неразрывную связь любви с мудростью. Несмотря на то, что понятие «философия» часто используется в переносном смысле, следует выделить законное место философии как одной из форм общественного сознания, показывая ее генетические связи с религией (и мифом), политикой (и экономикой), наукой (и правом), искусством (и обыденным сознанием).

«Философия» (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употреблял греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философии» связано с именем Платона.

В отличие от религиозного и мифологического миросозерцания философская мысль представляла собой принципиально иной тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали позиции разума, интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование. Развитие философской мысли означало, т.о. не только прогрессирующее отмежевание от мифологии, но и разрыв узких рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности. Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было понимание того, что мудрость – это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.


4. Предмет философии. Мир и человек – центральная тема в истории философии.
При обсуждении этого вопроса следует показать всю широту и весь объем понятия философии. В предмете мировой философии неизменно присутствуют три компонента: мир, человек, ценностные отношения человека к миру. Решение «основного вопроса» философии неизбежно ставит проблему соотношения материального (объективного бытия) и идеального (субъективного – сознания). В корне этой проблемы заложена дивергенция материализма – идеализма, а также промежуточных (дуализм) и крайних, воинствующих форм при которых философия становится партийной. Можно выделить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще:

1) Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название «онтология».

2) Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название «гносеология».

3) Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека. Эту проблематику выделяют в отдельный раздел, который называется социальной философией.

4) Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Философия человека называется «философской антропологией».

Таким образом философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.


Необходимо выявить специфику философии: ее статус, характер, уровни философского сознания и критерии, отличающие истинную философию от «пара…» и «псевдо-философии». Будучи органичной частью культуры человека и общества, философия неизбежно является «квинтэссенцией» своего времени, завершением духовной культуры народа.

Студенты должны знать и помнить общечеловеческие ценности: благо, истина, красота, справедливость, долг, польза, власть, свобода; вопросы о цели жизни, о возмездии за преступление, о любви и дружбе, о смерти и бессмертии, о смысле бытия. Многие из этих вопросов мы можем встретить уже в поэмах Гомера и Гесиода. Мучили они и христианских мыслителей, создававших для их решения сложнейшие теологические решения, в которых природа, бог и человек, добродетель и порок, добро и зло, вера и грехопадение выстраивались в сложную продуманную систему. Казалось бы, что все ответы на подобного рода вопросы давно найдены и людям остаются лишь простые проблемы, возникающие в повседневной жизни, для решения которых достаточно повседневного опыта и незачем обращаться к мудрецам и богословам. Домашние хозяйки и кузнецы, корабелы и домостроители, полководцы и финансовые чиновники легко справлялись с ними, опираясь на опыт и профессиональные знания. Но стоило произойти глубинным переменам в жизни человека или переломам в судьбах народов и государств, чтобы иллюзия ясности и «решенности» исчезла и перед затерянным в мире человеком, а порой и перед целым обществом, снова возникли тревожные, сжимающие сердце вопросы о смысле бытия, о борьбе добра и зла, о торжестве несправедливости, об эфемерности и недостижимости счастья.

Неверно было бы думать, что мыслители прошлого не предлагали ответов, не давали продуманных и аргументированных решений. Как раз наоборот. История сохранила немало имен мудрецов, которые предлагали интереснейшие ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия. Эти ответы обобщали весь накопленный к тому времени опыт человечества, всю культуру, все знания данной эпохи. А так как мудрецы были живыми людьми, различавшимися одаренностью, темпераментом, социальным положением, то и ответы были весьма и весьма различными.

Древние греки изображали богиню Афину, покровительницу мудрости, с совой, сидящей на плече. Эта птица, как известно, хорошо видит в сумраке, в темени ночи. Этим подчеркивалось, что подлинная мудрость, способная ответить на вечные и самые сложные вопросы, не возникающие при благополучном течении жизни, важнее всего, когда это течение нарушается и все находится в смятении, крутой ломке, а прежняя ясность сменяется духовным сумраком.


Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, а может быть, даже объяснить в первом приближении, что такое философия, выделив из ряда вопросов – житейских, производственных, научных, политических, художественных и других – те, что носят философский характер. Откуда у людей это предпонимание? С раннего детства, осваивая мир, накапливая конкретные знания, обычно все мы время от времени с волнением думаем о тайнах мироздания, о судьбах человечества, о жизни и смерти, горе и счастье людей. И в сознании каждого человека постепенно складываются, пусть еще нечеткие, не вполне последовательные представления, взгляды, позиции по тем вопросам, по которым издавна различались многие поколения философов.

Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место занимает в нем закономерность и случайность, устойчивость и изменение? Что такое покой и движение, развитие, прогресс и каковы критерии прогресса? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что такое совесть, честь, долг, ответственность, справедливость, добро и зло, красота? Что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, истории? В чем смысл человеческой жизни?

Представителей разных профессий философия может волновать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное – необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в фокус внимания попадают философские вопросы физики, математики, технического знания, биологической науки и медицины, педагогики, художественного творчества и многие другие. Такие вопросы, встают перед специалистами и настойчиво требуют своего изучения. Они очень важны, но все же составляют лишь часть обширного поля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику.

В дополнение к профессиональным навыком, знаниям, орудиям, так необходимым для решения конкретных задач, каждому из нас нужно и нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это дает людям.